Libido dominanti


Обзор ключевых событий прошедшей недели
Из пушек по воробьям
Пока весь мир замер в ожидании возможного начала военной операции США против Венесуэлы, Дональд Трамп нанес очередной эффектный, но бессмысленный в стратегическом плане авиаудар по террористической группировке «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в северо-западной части Нигерии. По словам американского лидера, таким образом он наказал тех, кто «нападал и жестоко убивал преимущественно невинных христиан в количествах, невиданных многие годы, и даже столетия».
«Я ранее уже предупреждал этих террористов, что, если они не прекратят убийства христиан, им придется заплатить очень дорого, что и произошло», — написал президент в соцсетях в рождественский вечер, сообщая об ударах по «террористическим отбросам» на территории северо-западной провинции Сокото в Нигерии, населенной по преимуществу мусульманами.
По сообщению американских военных, авиаудар был нанесен по просьбе нигерийских властей. Уже после нанесения удара МИД Нигерии заявил, что руководство страны «участвует в структурированном сотрудничестве в области безопасности с международными партнерами, включая США, в противодействии сохраняющейся угрозе терроризма и насильственного экстремизма».
Кроме того, министр войны Пит Хегсет дал понять, что акция может стать прологом к более масштабным действиям. «Министерство [войны] всегда готово, и ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) узнало об этом сегодня вечером — на Рождество. Продолжение следует», — написал он в соцсетях.
Глава МИД Нигерии Юсуф Маитама Туггар в интервью Би-би-си не исключил, что будут нанесены новые удары, но «решения по этому поводу должны принимать руководители обеих стран». Он подчеркнул, что совместная операция направлена против террористов и она «не имеет ничего общего с какой-либо религией».
В настоящее время Нигерия является самой густонаселенной страной Африканского континента, однако по площади занимает лишь 14-е место. Здесь проживают 235 миллионов человек, из которых 53% исповедуют ислам, а 45% — христианство. И насилие в отношении христиан здесь давно является проблемой, беспокоящей международную общественность.
Наиболее часты стычки между полукочевыми пастухами народности фулани (чья численность в стране насчитывает порядка 13 млн человек), исповедующими ислам, и христианскими фермерами. Фулани постоянно нападают на христиан, угоняют скот, уничтожают урожай, убивают или угоняют в рабство христиан. Правительство Нигерии закрывает на это глаза и даже неявно поощряет такую тактику фулани.
Жертвами подобных столкновений по принципу «око за око» стали тысячи человек, но, по оценке правозащитников, нет данных, подтверждающих, что нападению подвергается преимущественное христианское население.
С другой стороны, военизированные исламистские группировки «Боко Харам» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Исламское государство в Западной Африке» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) терроризируют жителей северо-востока Нигерии уже более десяти лет. По данным правительства, за это время от рук боевиков погибли десятки тысяч человек. С того момента, как джихадисты начали военные действия в этом районе, миллионы нигерийцев были вынуждены покинуть свои дома и бежать в более безопасные места.
Как отмечают эксперты, после разгрома ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии и Ираке основное внимание группировка сосредоточила на Африке. По данным ООН, численность местного филиала ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) — «Провинции Западной Африки Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) (ISWAP) насчитывает от 8 до 12 тысяч боевиков. А примерно 90% всех нападений, совершенных группировкой за 2025 год, были осуществлены в странах, расположенных к югу от Сахары.
ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) активно действует в Сахеле и Сомали, где вынуждена конкурировать с более мощными отрядами «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Наибольшее влияние ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) имеет в Нигерии, Демократической Республике Конго (ДРК) и Мозамбике, здесь боевики часто атакуют христианские поселения, а также военных. В ДРК джихадисты даже ввели налог для немусульман в районах, которые они регулярно подвергают рейдам. Но в целом африканское ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не имеет никаких перспектив, поскольку не обладает даже малой долей того влияния, которое имело во времена своего расцвета на Ближнем Востоке.
Поэтому и недавний авиаудар США по ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) имеет весьма опосредованное отношение к борьбе с исламистами. Законы жанра политического шоу требуют от Трампа решительных действий, либо постоянного переноса фокуса внимания, чтобы замаскировать невозможность решения крупных проблем. Сконцентрировав крупную военную группировку в Карибском море для военной операции против режима президента Венесуэлы Николаса Мадуро, Трамп сам себя загнал в ловушку.
На полноценную военную операцию на территории Венесуэлы у США в данный момент нет ни драйва, ни ресурсов. Сухопутное вторжение, даже если оно сумеет быстро сломить сопротивление регулярной армии, столкнется с крупномасштабной партизанской войной в местных джунглях. Быстро закончить такую войну нельзя, значит, под боком у США останется кровоточащая рана, которая будет отнимать ресурсы и силы. В то время как Трампу требуется как раз противоположное — предельная концентрация сил и ресурсов на главном направлении — Китае.
Но пригнать к берегам Венесуэлы самый большой авианосец, массу самолетов и вертолетов и несколько десятков тысяч человек личного состава, чтобы топить невооруженные рыбацкие лодки, выдавая это за непримиримую борьбу с наркотрафиком, тоже не вариант. Замахнуться и не ударить — это существенный ущерб для репутации гегемона. Поэтому надо найти подходящую цель где-нибудь еще и ударить по ней.
Главный интерес американцев в Нигерии, так же как и в Венесуэле, представляют ее крупные запасы нефти, газа и других полезных ископаемых. Развитие нефтяной индустрии не только укрепило экономику страны, но и создало множество рабочих мест для местного населения, а кроме того, привлекло иностранные инвестиции из стран, которые США считают своими конкурентами — Индии и Китая.
Напомним, в начале ноября Трамп присвоил Нигерии статус страны, вызывающей особую озабоченность, за предполагаемые серьезные нарушения свободы вероисповедания и преследование христиан, — статус, который выступает последним предупреждением перед введением санкций. Но в данном случае Трамп отклонился от стандартного сценария и пригрозил Нигерии военным вмешательством, поскольку правительство страны, по его мнению, не может защитить христиан от нападений исламистов.
Впрочем, и на военную операцию против джихадистов в Африке у США тем более нет ресурсов, а задача Вашингтона в том, чтобы сделать власти Нигерии более сговорчивыми в вопросе передачи принадлежащих им природных ресурсов в нужные руки.
Страна восходящего милитаризма
Япония продолжает двигаться по пути восстановления военной мощи. Токио утвердил рекордно большой военный бюджет на 2026 год на фоне роста напряженности в отношениях с Пекином.
В грядущем году Япония планирует потратить «на оборону» 9 триллионов иен (около 58 млрд долларов). Это примерно на 10% больше, чем в 2025 году. На эти деньги она намерена закупить ракеты, военные беспилотники, усилить береговую охрану и наступательный потенциал. Уже четвертый год подряд Япония следует своей пятилетней программе по наращиванию ежегодных расходов на вооружение до 2% ВВП — по стандартам НАТО.

«Это необходимый минимум, поскольку Япония сталкивается с самой суровой и сложной обстановкой в сфере безопасности за всю послевоенную эпоху», — заявил министр обороны Синдзиро Коидзуми. Одновременно он подчеркнул, что «это не изменит наш путь миролюбивой нации».
Пятилетняя программа по раздуванию военного бюджета выведет Японию на третье место в мире по этому показателю. На первом — США, а на втором, соответственно, Китай.
Напомним, одновременно с этим США одобрили продажу Тайваню высокотехнологического вооружения на 11 млрд долларов. Что уже вызвало негативную реакцию китайского руководства.
Также стоит напомнить, что в Стратегии национальной безопасности, принятой Японией в 2022 году, именно Пекин назван крупнейшим стратегическим вызовом.
Финансировать оборонку японцы намерены за счет повышения корпоративных налогов и табачных акцизов, а с 2027 года будет повышен и подоходный налог.
Особо стоит отметить, что японцы активно вкладываются в закупку ракет дальнего радиуса действия, что позволит им при необходимости атаковать вражеские цели на значительном расстоянии. Это, кстати, довольно грубое отступление от ранее незыблемо соблюдавшегося принципа, принятого по итогам поражения страны во Второй мировой войне — ограничить применение военной силы самообороной.
Новый военный бюджет предусматривает закупку отечественных модернизированных ракет класса «поверхность — корабль» Type-12 с дальностью действия до 1000 километров на сумму в миллиард долларов. Первая партия ракет будет развернута в юго-западной префектуре Кумамото в марте, на год раньше запланированного срока.
На фоне старения и сокращения численности населения, а также дефицита кадров в армии Токио делает ставку на беспилотники. До 2028 года будут введены в строй крупномасштабные беспилотные системы воздушного, надводного и подводного базирования, предназначенные для наблюдения и защиты морских рубежей. Для более быстрой реализации программы БПЛА могут быть импортированы из Турции и Израиля, добившихся в этой сфере большого успеха.
Кроме того, в 2026 году Япония потратит почти миллиард долларов на совместный с Великобританией и Италией проект по разработке истребителя нового поколения. Ожидается, что он будет принят на вооружение к 2035 году. Новый истребитель будет работать в связке с роем беспилотников, управляемым искусственным интеллектом.
Вдобавок к наращиванию конвенциональной военной мощи в Японии все чаще возникают разговоры о том, чтобы отменить ее безъядерный статус.

В середине декабря достоянием общественности стали кулуарные высказывания советника японского премьер-министра Садамасе Оуэ о желании Японии получить ядерное оружие. Особую пикантность этим заявлениям придает то, что господин Оуэ курирует вопросы ядерного разоружения и нераспространения, а значит, по должности обязан подавлять такие мысли и разговоры в зародыше.
Оуэ — бывший офицер воздушных сил самообороны, с 2023 года занимал должность советника министра обороны по вопросам политики, а при правительстве нового премьера Санаэ Такаити стал ее советником. Как отмечают японские источники, Оуэ — близкий знакомый и земляк Такаити, а также эксперт по вопросам обороны.
«По сути, подобные высказывания должны были повлечь отставку, однако из-за близких отношений этого не произошло», — приводит мнение источников издание.
В свою очередь, генеральный секретарь кабинета министров Минору Кихара заявил, что правительство Японии продолжит придерживаться традиционных принципов «не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие». Но очевидно, что точку зрения, случайно засвеченную г-ном Оуэ, разделяют многие японские политики, в том числе из правящей партии. Так что вопрос об обладании ядерным оружием — всего лишь это вопрос времени. Причем не такого уже и отдаленного.
«Золотой флот»
Надо признать, что Китай, несмотря на подчеркнутую миролюбивость, прекрасно понимает, что японцы вооружаются по его душу. Пекин активно наращивает свою военную мощь и внедряет соответствующие технологии.
На днях китайские СМИ опубликовали изображения гражданского грузового судна, переоборудованного в ракетоносец. В качестве базы было взято среднетоннажное грузовое судно, которое оснастили контейнерными вертикальными установками, локаторами и системами самообороны. Как отмечает американское военное издание The War Zone, тем самым Китай демонстрирует, что может легко перепрофилировать свои многочисленные торговые суда в полноценные боевые корабли.
Вся палуба модифицированного грузовоза заставлена контейнерными пусковыми установками: пять в ширину и три в глубину. Каждая установка представляет собой счетверенные пусковые трубы, что в совокупности дает 60 ячеек для вертикальных пусков. Для сравнения, у американских эсминцев класса Arleigh Burke, с которых был нанесен удар «Томагавками» по объектам ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Нигерии, число пусковых установок порядка 90.
Впрочем, как отмечают критики, то, что все необходимое оборудование можно просто водрузить на коммерческое судно, не означает, что оно сможет эффективно использовать в бою это оружие. Однако современные китайские эсминцы уже сейчас превосходят американские «Арли Берк», поступившие на вооружение ВМС США в начале 1990-х. А учитывая, что более поздние разработки Пентагона, призванные заменить эти эсминцы, типа того же Zumwalt, прозванного «плавающим утюгом», признаны, мягко говоря, неудачными, то технологическое отставание военно-морского флота США от китайского будет только нарастать.
24 декабря Bloomberg со ссылкой на последний доклад Пентагона о возможностях Народно-освободительной армии Китая (НОАК) сообщил, что она находится в процессе «исторического наращивания военной мощи». В докладе также упоминается наличие у Китая большого и постоянно растущего арсенала — ядерного, морского, обычного дальнобойного, кибер- и космического оружия, что может «напрямую угрожать безопасности Америки».
Пентагон же уверен, что НОАК продолжает масштабную «ядерную экспансию» и стремится получить к 2030 году более 1 тыс. боеголовок.
Северные корейцы тоже продемонстрировали пару военных новинок. Лидер страны Ким Чен Ын проинспектировал строительство новой атомной подводной лодки с водоизмещением 8,7 тыс. тонн. Как ожидается, новинка в скором времени будет спущена на воду и начнет ходовые испытания.
По внешнему виду новая подлодка очень сильно напоминает ракетоносец — с «горбом» надстройки ракетного отсека за рубкой и крышками шахт. По подсчетам военных экспертов, исходя из особенностей строения корпуса и возможного расположения пусковых установок, подлодка может нести до пяти ракет.
Появление у КНДР подводных ракетоносцев с атомной силовой установкой качественно меняет расклад сил в регионе. Сейчас ядерное оружие, которым располагает Пхеньян на суше, довольно уязвимо. В случае первого обезоруживающего удара или при задействовании американского ПРО, способного поражать ракеты на разгонном участке траектории, КНДР не сможет полноценно использовать свой ядерный арсенал. А значит, он не может служить реальным фактором сдерживания или возмездия в случае потенциального крупного военного конфликта.
Но если ракеты с ядерными боеголовками в достаточном количестве будут размещены на подводных лодках с атомным двигателем, то такие лодки придется долго искать в море. Скорее всего, новая субмарина будет задействована в Восточном флоте, неся боевое дежурство в достаточно глубоком Японском море. Кроме того, союзный договор между Россией и КНДР позволяет организовать боевые дежурства северокорейских субмарин в Охотском море, где действие японских и американских противолодочных сил будет сильно осложнено.
Таким образом, Пхеньян нацелен на скорейшее создание ядерного подводного флота. Всего лишь два года назад — в 2023 году — были введены в строй дизельные субмарины с баллистическими ракетами, и вот уже есть опытный образец ядерного ракетоносца. Видимо, серия такого рода подлодок может появиться к началу 2030-х годов, а может и раньше.
Как отмечалось выше, основа силового превосходства Америки — ее военно-морской флот — переживает далеко не лучшие времена. 23 декабря Дональд Трамп анонсировал очередной супермегапроект на миллиарды долларов, который призван сделать Америку снова великой. По замыслу американского президента, США должны создать новый «Золотой» флот, ядром должны стать корабли класса «Трамп» — «самые большие и мощные в истории». К закладке двух первых линкоров приступят уже в ближайшем будущем, их строительство, по предварительным оценкам, обойдется госбюджету в $10–15 млрд.
Впрочем, самыми крупными военными кораблями в мировой истории новые линкоры, если и будут построены, не станут. Водоизмещение легендарного «Ямато» — флагмана японского императорского флота во время Второй мировой войны — вдвое превышало проектное водоизмещение линкоров «класса Трамп» — свыше 70 тыс. тонн.
Первым в начале 2030-х годов построят линкор USS Defiant («Дерзкий»).
«Они будут вооружены пушками и ракетами самого высокого уровня. У них также будет гиперзвуковое оружие, современные электрические рельсотроны и даже мощные лазеры», — сообщил Трамп.
Однако большинство военных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, с большим скептицизмом оценивают шансы на успех постройки «Трампов». Почивая на лаврах однополярного мира 30 с лишним лет, США утратили и соответствующие компетенции, и научно-производственную базу, и критически важное умение строить качественные корабли за разумные деньги.
Сейчас на долю США приходится всего 0,1% от мирового судостроения. А на Китай, с которым США намерены потягаться, приходится 50% мирового рынка судостроения, пишет Bloomberg со ссылкой на военных экспертов. По их словам, американский флот успел морально устареть: кроме тяжелых и неповоротливых авианосцев, основной ударной силой являются небольшие эсминцы, вооруженные дальнобойными ракетами. И многие из них уже отработали положенный срок, отходив по 40 и более лет.
Сама идея вложить огромные деньги в небольшое количество суперэлитных кораблей, одновременно сократив строительство массовых кораблей попроще, сомнительна с военной точки зрения. Да и конгресс может отказаться голосовать за этот проект — ведь если новые корабли окажутся неоправданно дорогими (а весь опыт последних разработок говорит именно об этом) и недостаточно эффективными, то второй попытки восстановить свой флот у американцев уже не будет.
Впрочем, то, что новый флот буквально окажется золотым, сомневаться не приходится. И вполне возможно, что это не более чем пиар-ход Трампа для того, чтобы в очередной раз увековечить свое имя в американской истории. Пока, как мы знаем, имя Дональда Трампа носят Институт мира США, а также истребитель F-47. Теперь к ним добавится линкор.
Вот только это вряд ли сможет помочь США снова стать великими.
Планируемые проекты для USS Defiant, флагмана нового «Золотого флота» президента Трампа