1. Реальная Россия
  2. Памятные даты
Людмила Грицаева / ИА Красная Весна /
День 24 октября связан с трагическими событиями, произошедшими в 1960 и 1963 годах на космодроме Байконур

Родственники и ветераны почтили память ракетчиков, погибших на Байконуре

Изображение: (cc) Mixrunya
Мемориал испытателям с фамилиями погибших 24 октября 1960 года на месте бывшей стартовой позиции ракеты Р-16. Космодром Байконур, Казахстан

День памяти погибших ракетчиков отметили ветераны и родственники погибших испытателей на Красной плошади и в музее космонавтики 24 октября 2023 года.

Возле места захоронения Героя Советского Союза маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина в Кремлевской стене собрались ветераны и родственники погибших испытателей ракетной техники 24 октября 1960 года на космодроме Байконур, чтобы почтить память и возложить цветы.

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная весна
Борис Иванович Посысаев, Альгимантас Яронимович Науджюнас, Сергей Павлович Смирнов, Михаил Юрьевич  Наземнов, Анатолий Григорьевич Дилендик, Михаил Аркадьевич Осташев
Борис Иванович Посысаев, Альгимантас Яронимович Науджюнас, Сергей Павлович Смирнов, Михаил Юрьевич Наземнов, Анатолий Григорьевич Дилендик, Михаил Аркадьевич Осташев
ОсташевАркадьевичМихаилДилендик,ГригорьевичАнатолийНаземнов,ЮрьевичМихаилСмирнов,ПавловичСергейНауджюнас,ЯронимовичАльгимантасПосысаев,ИвановичБорис

Перед собравшимися выступил председатель Совета ветеранов АО «ЦЭНКИ» Александр Иванович Болысов:

«Мы сегодня собрались, чтобы почтить память Главного маршала артиллерии, Героя Советского Союза, — Митрофана Ивановича Неделина, основателя ракетных войск стратегического назначения. Мы собрались, чтобы помянуть наших товарищей — ракетчиков, военнослужащих и гражданских специалистов, погибших на боевом посту в той страшной катастрофе. Они создавали ракетный щит нашей Родины. К сожалению, испытания ракеты Р-16 на стартовом комплексе в тот злополучный день, 24 октября 1960 года, обернулись трагической аварией. Но последующие поколения извлекли урок, и мы никогда не забудем о тех испытателях, благодаря которым произошло стремительное развитие ракетной промышленности».

«Также сегодня на космодроме Байконур проходит День памяти жертв катастроф на космодроме, произошедших в один день 24 октября в 1960 и 1963 годах, жители Байконура собираются на траурном митинге, чтобы почтить память испытателей ракетной техники. С тех пор на космодроме Байконур день 24 октября считается нерабочим, на космической технике не ведутся работы, на местах трагедий проводятся памятные мероприятия, возлагаются цветы», — рассказал Александр Иванович.

Генерал-майор военно-космических сил РФ в отставке, председатель Совета ветеранов города Краснознаменска Альгимантас Яронимович Науджюнас сказал:

«В этот день — 24 октября, весь город Краснознаменск собирается у памятника ракетной техники и вспоминает погибших испытателей на космодроме Байконур. Вам, родственникам погибших, большое спасибо, что Вы пришли, поддержали наши мысли, наши действия. Мы никогда не забудем погибших испытателей ракетной техники на космодроме Байконур. Я предлагаю возложить цветы, вспомнить и сказать одно — память о них навсегда останется в наших сердцах».

Михаил Аркадьевич Осташев, родственник Егения Ильича Осташева (22 марта 1924 — 24 октября 1960, Байконур) — испытателя ракетно-космической техники, участника запуска первого искусственного спутника Земли, начальника 1-го управления полигона НИИП-5 Министерства обороны СССР, рассказал, что каждый год — до 2010 года — родственники погибших 24 октября 1960 года вылетали на самолете с аэродрома Чкаловский 23 октября на Байконур, где ночевали в гостинице, а утром 24 октября принимали участие в торжественном траурном митинге и посещали мемориал погибших на площадке, где произошла трагедия. На следующий день возвращались в Москву.

Михаил Аркадьевич Осташев был инициатором этого мероприятия, также и организатором полетов на Байконур.

После возложения цветов у Кремлевской стены ветераны и родственники отправились на автобусе к Музею космонавтики. В Музее космонавтики перед гостями в кинозале выступил со вступительным словом заместитель директора Музея космонавтики по научной работе Климентов Вячеслав Львович:

Изображение: Людмила Грицаева © ИА Красная весна
Вячеслав Львович Климентов (слева)
(слева)КлиментовЛьвовичВячеслав

«Для нас важно и символично, что сегодня мы проводим это мероприятие в нашем музее. Я знаю, что многие из Вас ездили на Байконур, будем надеется, что эти поездки будут возобновлены. У нас есть стенды, посвященные строителям Байконура, у нас много рассказов о Байконуре, наши сотрудники часто ездят на Байконур».

«Мы сегодня начали общаться по поводу каких-то изменений в учебнике истории. Для школ вышел учебник истории и там было очень мало информации про космонавтику. Такие вещи мы будем поддерживать и развивать», — пояснил Вячеслав Михайлович.

С докладом с сопровождением видеоматериалов, посвященным трагическим событиям 24 октября 1960 года, выступил представитель Центрального Совета Межрегиональной общественной организации ветеранов комплекса Байконур Михаил Аркадьевич Осташев.

Выступление Михаила Аркадьевича Осташева
ОсташеваАркадьевичаМихаилаВыступление

Также собравшимся был показан фильм «День, когда не стартуют ракеты». Семьям родственников погибших испытателей вручили книгу «Мы в Байконур вросли сердцами».

У Носова Андрея Юрьевича дед — Носов Александр Иванович Носов (1913—1960), полковник, заместитель начальника космодрома «Байконур» по ОИР (1955—1960), участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда (1957), — трагически погиб на Байконуре.

Андрей Юрьевич Носов
НосовЮрьевичАндрей

Андрей Юрьевич рассказал корреспонденту ИА Красная Весна: «В этот день мы собираемся семьями погибших наших дедов и чтим их память. Обычно в юбилейный год мы летаем на Байконур к могилам наших родственников, собираемся там с нашими друзьями и чтим их память. Сегодня было организовано замечательное мероприятие, мы возлагали цветы Маршалу Неделину, который погиб вместе с нашими дедами, на Красной площади у стен Кремля. И приехали сегодня в Музей космонавтики».

«Мы сохраняем память в семье, мы приходим на мероприятия вместе со своими детьми, я сегодня пришел со своим дочками и внучкой. Передаем традиции, как наш отец возил нас на Байконур. Мы гордимся нашими дедами и понимаем, они первооткрыватели ракетно-космической отрасли и благодаря их достижениям мы продолжаем гордиться нашей страной».

Для гостей, желающих посмотреть музей, была организована бесплатная экскурсия сотрудниками музея.

Ветераны Байконура на экскурсии в Музее космонавтики
космонавтикиМузеевэкскурсиинаБайконураВетераны

День 24 октября связан с трагическими событиями, произошедшими в разные годы на космодроме Байконур.

В 1960 году во время предстартовых работ перед первым пуском межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 преждевременно запустился маршевый двигатель второй ступени. Своим факелом он разрушил днище окислителя первой ступени и бак горючего второй ступени, взорвалось более 100 тонн компонентов топлива, начался пожар.

В результате происшествия погибли 74 человека (57 военных и 17 гражданских специалистов), ранения и ожоги получили 49 человек. Среди погибших оказался первый главком ракетных войск маршал Митрофан Неделин.

Почти 30 лет подробности катастрофы были засекречены, и лишь в 1989 году детали происшествия стали достоянием общественности.

Ровно через три года, 24 октября 1963 года, на 70-й площадке Байконура при испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А возникла искра в загазованной атмосфере шахты, вспыхнул пожар. В результате происшествия погибли восемь человек.