1. Война идей
  2. Политика Ватикана
Максим Карев / ИА Красная Весна /
Ватикан сотряс очередной скандал,  когда ряд католических изданий опубликовал материалы с подробным описанием книги о сексуальности и значении оргазмов, написанной префектом Дикастерии доктрины веры (бывшая Святая Инквизиция) кардиналом Фернандесом

Сексуальная революция в Ватикане? Что готовит католическая церковь

Джотто ди Бондоне, Семь добродетелей — Вера (фрагмент).1306 г.
Джотто ди Бондоне, Семь добродетелей — Вера (фрагмент).1306 г.
Джотто ди Бондоне, Семь добродетелей — Вера (фрагмент).1306 г.

В середине декабря 2023 года католический мир (да и не только он) содрогнулся, узнав о решении папы римского Франциска дать разрешение благословлять однополые союзы (не путать с заключением церковного брака между людьми одного пола). Но не успели улечься страсти вокруг, мягко говоря, неоднозначного решения понтифика, которые многие церковные иерархи восприняли в штыки, как Святой престол сотряс новый скандал почище прежнего. И что характерно, тоже на тему взаимоотношения полов.

7 января архиепископ Мальты Чарльз Шиклуна, который по совместительству является помощником секретаря Дикастерии Святого Престола по доктрине веры, заявил, что католическая церковь потеряла многих «хороших священников только потому, что они выбрали брак» вместо того, чтобы стать священниками и принять обет безбрачия.

В интервью местному изданию Times of Malta архиепископ рубанул с плеча: «Почему мы должны терять молодого человека, из которого мог бы получиться прекрасный священник, только потому, что он хотел жениться?»

В заявлении отца Шиклуны, которое мы подробно разберем чуть ниже, интересно всё. Во-первых, Дикастерия доктрины веры — это прямая наследница Святой инквизиции, то есть святая святых Ватикана и главный страж чистоты католицизма и соблюдения норм. Поэтому, когда представитель означенной инстанции делает такие откровенно провокационные заявления, он делает их не просто так и не сам по себе, какими бы оговорками о частном характере данного высказывания он не оперировал.

Особенно трогательно выглядят его слова о том, что решение данного вопроса зависит не от него. От кого именно зависит данное решение и будет ли оно принято в контексте политики папы Франциска общего послабления религиозных норм, судить сложно. То, что еще 20 лет назад казалось невозможным, например, признание представителей ЛГБТ полноценными католиками, сейчас уже свершившийся факт. Но пробный шар отмены целибата для священников запущен, теперь необходимо провести замер реакции церковных иерархов.

Во-вторых, нужно отметить, что о. Шиклуна — глава Мальтийской епархии, то есть вотчины Мальтийского ордена, они же госпитальеры. Члены ордена, также как и священники, принимали обет безбрачия.

Совершенно очевидно, что знаковое интервью о. Шиклуны, которое он дал местечковому изданию и которое будучи переведено на английский язык стало достоянием широкой общественности — является частью дискуссии внутри римской католической церкви, которую одна из сторон решила вынести в публичное поле. Ранее, в декабре прошлого года епископ городка Хур в швейцарском кантоне Граубюнден Жозеф Боннемейн заявил, что одной из мер по борьбе со злоупотреблениями сексуального характера среди священнослужителей может стать отмена обязательного безбрачия для низшего священства. А вот за священнослужителями, соблюдающими целомудрие, надо присматривать особенно внимательно, добавил Боннемейн.

О. Шиклуна совершенно справедливо указывает, что, например, в православии, безбрачие обязательно только для монахов и высших иерархов церкви — черного клира. А обычные батюшки живут браком и имеют детей. Мол, чем мы хуже этих православных, по сути вопрошает мальтийский архиепископ?

Да и вообще, пишет Шиклуна, большинство католических церквей восточного обряда также допускает браки для священников ранга ниже епископов. Даже в западных церквях есть женатые священники: те же протестантские священнослужители при переходе в католичество имеют право сохранить свой брак и священнический сан, поскольку в 1951 году папа римский Пий XII выдал им на это специальные разрешения.

В общем одни правоверные католики латинского обряда страдают без земной любви, сокрушается о. Шиклуна.

(Интересно, что о. Шиклуна не вспомнил про знаменитое семейство Борджиа).

Грустно барашку без ярочки, а добру молодцу без красны девицы, словно бы намекает архиепископ тому, кто вправе принимать такие решения. А заодно напоминает, что в течение первого тысячелетия существования Церкви, то есть еще до раскола на восточную и западную ветви христианства, священническое безбрачие было необязательным, «и оно должно снова стать необязательным». Но Первый Латеранский собор в XII веке запретил брак католическим священникам, дьяконам и иподьяконам латинского обряда.

Однако несмотря на это, католические священники вступают в сексуальные связи и даже имеют внебрачных детей, указывает о. Шиклуна. При чем говорит он это не с чужих слов, а, так сказать, из личного опыта, поскольку он десять лет — с 2002 по 2012 годы — разбирал дела о сексуальном насилии со стороны священников, будучи сотрудником Конгрегации доктрины веры.

Что касается благословения однополых пар, то в этом же интервью о. Шиклуна одобряет такое решение, мол, извращенцы тоже признают, что нуждаются в Боге, а значит, мы имеем право их благословить.

«Наше учение очень сильное, и я не думаю, что оно подлежит обсуждению. Брак заключается между мужчиной и женщиной и открыт для детей. Ведь именно мужская и женская гаметы создают ребенка», — рассказал газете архиепископ.

«Но это не значит, что нет других любовных отношений, которые также заслуживают Божьего благословения, и я восхищаюсь и благословляю эти пары за их усилия по-настоящему любить друг друга», — подчеркнул Шиклуна.

Так вот, это, собственно, еще не сам скандал, а своего рода прелюдия.

Настоящий скандал произошел днем позже, 8 января, когда ряд католических изданий опубликовал материалы с подробным описанием книги о сексуальности и значении оргазмов, написанной непосредственным начальником о. Шиклуны — префектом Дикастерии доктрины веры кардиналом Виктором Мануэлем Фернандесом.

Небольшая 90-страничная книжечка с иллюстрациями (!) под названием «Мистическая страсть: духовность и чувственность», была издана в 1998 году. Сейчас кардиналу напомнили о его опусе 25-летней давности с детальным и ясным описанием мужских и женских переживаний во время оргазма в контексте споров вокруг документа «Fiducia Supplicans: о пастырском значении благословений», в которой Фернандес (с одобрения папы Франциска) призывает священников давать нелитургические благословения парам, находящимся в нетрадиционных отношениях — геям и иже с ними. Своего рода «ответочка» от консервативных кругов Ватиканского обкома.

Сам 61-летний Фернандес поспешил заявить, что сейчас бы он подобной книги писать не стал и вообще вскоре после ее издания он от нее отказался и запретил переиздавать. Но кто-то слил журналистам электронную копию брошюрки, и информационный залп вышел на славу.

Впрочем, кардинал Фернандес уже не первый раз оказывается в центре скандала из-за своих эпистолярных упражнений. Так, в июле прошлого года, когда он еще только-только был назначен префектом Дикастерии доктрины веры, ему припомнили работу о духовном значении поцелуев «Исцели меня своим ртом: искусство поцелуя» (1995).

Журналисты отмечают, что ни одна из указанных книг не фигурировала в списке публикаций кардинала Фернандеса, предоставленном Ватиканом в момент его назначения префектом Дикастерии в 2023 году. Как говорится, книжечки, конечно, потом нашлись, но осадочек-то остался…

Подробно обсуждать содержание скандальной брошюры Фернандеса мы не будем, отметим лишь несколько наиболее одиозных высказываний, вызвавших бурную дискуссию среди верующих.

Так, о. Фернандес пишет, что если мистики получают чувственный опыт присутствия Бога, то «он также может присутствовать, когда два человека любят друг друга и достигают оргазма; и этот оргазм, переживаемый в присутствии Бога, также может быть возвышенным актом поклонения Богу».

Кроме того, на страницах своей брошюры он красочно живописует, как у мужчин и женщин формируется различное отношение к сексу на основе их биологического опыта.

В главе о «Боге в оргазме пары» Фернандес утверждает, что в отношениях верующих с Богом может быть «своего рода приносящий удовлетворение оргазм, который не предполагает таких больших физических изменений, а возникает только потому, что Богу удается коснуться душевно-телесного центра удовольствия» в человеке. Причем не важно, мужчина это или женщина.

В главе «Дорога к оргазму» Фернандес изучает вопрос, призваны ли верующие к «страстному переживанию» Бога подобно тому, который имели христианские святые, такие как Тереза Аквильская и Тереза Лизье, испытывавшие «опьяняющие переживания» Бога после их обращения в христианство.

По мнению Фернандеса, женщины, будучи более восприимчивыми к привязанности в сексе, «более открыты для религиозного опыта» и что, когда мужчины пытаются только доминировать, они «не могут в полной мере ощутить богатство любви».

Особенно удачно вписываются в нынешний контекст рассуждения Фернандеса о том, как Божья любовь может преобразить человека. И хотя, по его словам, Божья любовь исцеляет и восстанавливает, она не может освободить человека от греха или «психологических слабостей». То есть, если говорить конкретно о гомосексуализме, пишет Фернандес в качестве примера, то переживание Божьей любви «не означает, например, что гомосексуал обязательно перестанет быть гомосексуалистом».

Также в своей книге Фернандес высказался против представлений о том, что сексуальность в чем-то грязна или плоха, заявив, что половой акт лучше всего проявляет любовь между супругами и позволяет ей расти, и в этом отношении как духовный акт он также может открыть сердце человека и привести к созерцанию Бога.

Он сказал, что негативные взгляды на человеческую сексуальность среди христиан пришли от греков, которые «негативно повлияли на христианство», привив «презрение к телу». Греки, по его словам, «понимали человека как состоящего из двух „частей“ — души и тела“ — и таким образом развили презрение к телу и плотским удовольствиям, отдавая предпочтение духовным вещам как более благородным и более ценным», сказал он.

В общем, принимая во внимание высказывания его подчиненного о. Шиклуны, кардинал Фернандес, видимо, был совсем не прочь дополнить изложенную им теорию практическими упражнениями. Разумеется, строго в рамках церковного учения о браке, как и полагается настоящему кардиналу. Главное, не повторить ошибки семейства Борджиа.

А что мы еще должны думать, учитывая всё вышеизложенное?