Против индийцев также играет то, как исторически сложилась в стране система здравоохранения

Столкнулась ли Индия с COVID-апокалипсисом?

Кристобаль Рохас. Бедность. 1886
Кристобаль Рохас. Бедность. 1886

Начиная с 22 апреля в Индии ежедневно выявляют более 300 тыс. случаев заражения коронавирусом. Ежедневно от инфекции умирает всё больше людей. 29 апреля был поставлен новый антирекорд — за последние 24 часа скончалось более 3,6 тыс. человек.

Российская пресса, вслед за индийской и мировой, называет ситуацию, сложившуюся в Индии, «катастрофой», «ковидным адом» и «COVID-апокалипсисом». Угрожающие цифры статистики дополняются информацией об образовании очередей в крематории. Резкий всплеск заболеваемости коронавирусом в Индии подается как ошибка властей, которые якобы слишком рано ослабили ковидные ограничения.

Реальные масштабы проблемы

Индия является страной с очень большой численностью населения, которая оценивается примерно в 1,38 млрд человек. Это почти в 10 раз больше, чем в России. Итак, в Индии за 28 апреля от COVID-19 умерло 3 645 человек, а в России 387 человек. То есть цифры абсолютно сопоставимые.

Всего за 2020 год в Индии от коронавируса скончались более 148 тыс. человек. Для сравнения приведем данные Всемирной организации здравоохранения, по оценкам которой за 2018 год в Индии от туберкулеза умерли около 450 тыс. человек (из них 9 700 человек — больных ВИЧ-инфекцией). Однако туберкулез не становился в Индии поводом для раскручивания всеобщей истерии. При этом индийский минздрав регулярно сообщает, что более 70% случаев смерти от коронавирусной инфекции вызваны сопутствующими заболеваниями.

Система здравоохранения

Заметим, что рост смертности, который действительно наблюдается в ряде штатов Индии, не обязательно связан только с коронавирусом. Вспомним, что совсем недавно главный министр Дели Арвинд Кеджривал призывал жителей мегаполиса ложиться в больницу только в случае действительно тяжелого состояния. Индийские СМИ не раз сообщали также, как ковидные больницы освобождали от пациентов с легким течением заболевания. То есть система здравоохранения перегружается за счет людей, которые при отсутствии постоянно нагнетаемой истерии могли бы вылечиться дома.

В подобном же ключе высказывался 25 апреля президент Всеиндийского института медицинских наук (AIIMS, Нью-Дели) Рандип Гулерия, который в прошлом был личным врачом экс-премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи. Гулерия заявил, что 85–90% людей, заразившихся коронавирусом, могут справиться с ним в домашних условиях.

Он признал, что из-за ситуации с COVID-19 «в обществе царит паника», которая приводит в том числе к скупке препаратов от коронавируса, которые большинству заболевших вообще не нужны. «Мы должны понимать, что это (COVID-19) легкое заболевание, и только в 10–15% случаев оно становится тяжелым», — подчеркнул Гулерия.

Заметим, что против индийцев также играет то, как исторически сложилась в стране система здравоохранения. Больницы в Индии преимущественно частные и большинству населения серьезное лечение в них просто не по карману. Правительство в последние годы пытается изменить ситуацию за счет внедрения схемы государственного финансирования медпомощи для бедных, однако о каких-то кардинальных изменениях говорить рано.

Тайны статистики

Отдельной темой является число новых случаев заражения коронавирусом, которое действительно кажется большим, даже относительно численности населения. Так, за 28 апреля в Индии выявили более 379 тыс. новых случаев заражения. Тогда как в феврале их было около 10 тыс.

Рост заболеваемости, конечно, связан с сезонным фактором, ведь COVID-19 является одним из вариантов ОРВИ. Однако на него не могло не повлиять увеличение числа ПЦР-тестов. В прошлом году в Индии их число довели примерно до 1 млн в сутки, но в последние месяцы их стали проводить заметно больше. Так, 28 апреля в Индии провели более 1,76 млн анализов на коронавирус.

Тут стоит также привести достаточно интересные данные по массовым серологическим исследованиям, которые выборочно проводились в разных городах и штатах Индии. Подобное исследование, которое проходило еще в октябре 2020 года в Мумбаи, показало, что около 75% жителей трущоб мегаполиса имеют антитела к коронавирусу.

Аналогичное исследование, проходившее в августе 2020 года в индийском штате Карнатака (его население составляет около 64 млн чел) показало наличие антител у 46,7% его жителей. По подсчетам исследователей, на 29 августа в Карнатаке с коронавирусом могло столкнуться около 31,5 млн человек. При этом на сегодняшний день за все время исследований в штате выявили только 1,43 млн случаев.

Некоторые исследователи также отмечают существенную зависимость статистики по коронавирусу от штата, а также от партии, возглавляющей тот или иной штат. Например, наиболее тяжелая ситуация с коронавирусом отмечается в Махараштре (население более 112 млн на 2011 год), где 28 апреля выявили 63 309 случаев заражения вирусом и 1 035 летальных исхода. При этом в штате Одиша (население почти 42 млн на 2011 год) 28 апреля выявили 8 386 случаев заражения и 10 летальных исходов. В соседнем с Махараштрой штате Андхра-Прадеш (население более 49,3 млн на 2011 год) 28 апреля выявили 14 669 случаев заражения и 71 случай смерти от COVID-19.

Таким образом, мы видим, что Индия действительно столкнулась с серьезным испытанием в виде всплеска заболеваемости коронавирусной инфекцией. Однако апокалиптические оценки и истерия, которые раскручиваются вокруг этой беды, во-первых, не отражают реальность и являются явно натянутыми, а во-вторых, работают на ее усугубление.