Проукраинский профсоюз «Учитель»
Все, кто следит за развитием «крестового похода леваков» против «Сути времени», возглавленного широко известным в узкой левацкой среде ресурсом «Вестник бури», знают его ведущего Андрея Рудого. Но, возможно, не все в курсе, что Андрей Рудой по совместительству является высокопоставленным профсоюзным деятелем — одним из трех сопредседателей профсоюза «Учитель». Именно в этой роли выступает называющий себя радикальным марксистом Рудой, раздавая многочисленные интервью буржуазным изданиям: газете «Коммерсант», информационным агентствам РБК, Росбалт, радио «Эхо Москвы» и т. д.
Стремясь восполнить информационный пробел у интересующихся предметом (и совершенно не опасаясь сделать рекламу бойкому молодому человеку), рассмотрим данное явление в нашей политической жизни.
Несмотря на свой достаточно высокий официальный статус, в организации «Учитель» Андрей Рудой — младший партнер. Однако ему позволено использовать профсоюзные возможности для раскрутки своего медийного проекта «Вестник бури». И сайт организации «Учитель», и его официальные аккаунты в социальных сетях регулярно распространяют материалы «Вестника». Следует отметить, что за время своего членства в профсоюзной организации Рудой существенно повысил собственный социальный статус, изменил политический имидж и получил общероссийскую политическую известность. Так что же это за профсоюз «Учитель» и почему он стал инкубатором радикально-марксистских демагогов?
Профсоюз «Учитель» был официально учрежден 16 января 2011 года. А решение о его создании принято в октябре 2010 года на семинаре-тренинге «Защита социально-трудовых прав. Роль профсоюзов». Организаторами мероприятия были «Институт глобализации и социальных движений», возглавляемый Борисом Кагарлицким, профсоюзное объединение «Конфедерация труда России» (КТР), а также научно-методический центр «Гуманист».
Открывая семинар, президент КТР Игорь Ковальчук заявил: «Мы заинтересованы в создании отраслевого профсоюза работников образования». Участники семинара поддержали эту идею. Организационную работу по созданию профсоюза «Учитель» взяли на себя КТР, «Институт глобализации и социальных движений», а также институт «Коллективное действие». Сразу же после создания профсоюз вошел в КТР.
При создании «Учителя» было принято решение: в профсоюз могут входить не только школьные учителя, но и преподаватели высших учебных заведений. Однако в 2011–2013 годах на волне «болотной революции» сформировалась инициативная группа университетских преподавателей. Группа приняла участие в ряде протестных акций, среди них — «марш миллионов» в июне 2012 года. Однако к концу года из-за внутренних разногласий работа группы была парализована. Весной 2013 года представители инициативной группы вышли на контакт с президентом КТР Борисом Кравченко (занял пост в 2011 году), который предложил им создать новый профсоюз «Университетская солидарность». Предполагалось, что помимо преподавателей вузов в него будут входить сотрудники РАН.
В учредительной конференции «Солидарности», состоявшейся 27 апреля 2013 года, принимал участие сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. Он не только обратился к участникам конференции с приветственным словом, но и предложил съезду поддержать ряд резолюций. В ответ один из избранных сопредседателей «Университетской солидарности» Павел Кудюкин заверил собравшихся в том, что ключевыми партнерами его организации станут «боевые профсоюзы», входящие в состав КТР. Добавим, сразу же после создания «Университетская солидарность» вошла в КТР.
Следует отметить, что партнерство двух профсоюзов — «Учитель» и «Университетская солидарность» всегда было очень тесным. За время своего существования организации не раз проводили совместные митинги и серии одиночных пикетов, сообща выступали с законодательными инициативами, а также требовали освобождения задержанного на несколько часов в Дзержинске Андрея Рудого. Руководство обоих профсоюзов совместно и на регулярной основе участвует в форумах, круглых столах, теле- и радиопередачах, дает интервью печатным изданиям, подписывает открытые письма и т. д.
Весьма интересен и следующий сюжет. Одним из соучредителей профсоюза «Учитель» является Юдина Татьяна Сергеевна. А сопредседатель и один из учредителей профсоюза «Университетская солидарность» — Кудюкин Павел Михайлович. Но и Юдина, и Кудюкин — соучредители общероссийского общественного движения «Союз социал-демократов», возглавляемого Михаилом Сергеевичем Горбачевым — последним президентом СССР. Фактически «Союз социал-демократов» и «Конфедерация труда России» — это «материнские» организации, создавшие «дочерние» структуры — профсоюзы «Учитель» и «Университетская солидарность».
Отметим, что Кудюкин — не только соучредитель, но и один из руководителей «Союза социал-демократов». Кроме того, Кудюкин был экспертом Оргкомитета по проведению съезда независимых рабочих организаций 1990 года, на котором была учреждена «Конфедерация труда России». А в настоящее время он является членом Совета КТР. Напомним также, что в 1977–1982 годах Павел Кудюкин, Борис Кагарлицкий и Андрей Фадин были лидерами подпольного объединения «Молодые социалисты».
В связи с этими обстоятельствами хочется обсудить ряд положений манифеста движения «Вестник бури», одним из лидеров которого является Андрей Рудой. В документе утверждается: «Мы знаем: буря грядет, она разразится уже скоро и сметет привычный мир. <…> Крах существующих порядков, тектонические сдвиги в современном мироустройстве <…> — этот хаос может открыть возможность выстроить новый мир на обломках старого, <…> мир свободы и справедливости». Рудой — сопредседатель профсоюза «Учитель», учредитель которого — последователь Горбачева. Рудой собирается строить новый справедливый посткатастрофический мир под руководством М. С. Горбачева и его ближайших соратников? Выразительно, не так ли?
Андрей Рудой утверждает, что в профсоюз «Учитель» он «пришел из политики», хотя «обычно бывает наоборот». Первые упоминания о нем на сайте «Учителя» относятся к 2015 году. К этому времени Рудой в полной мере обозначил свои политические взгляды. В статье «Победа — это поражение. Снова об Украине», опубликованной на сайте «Эха Москвы» 2 марта 2014 года, он призывает все левые силы выступить с позиций спасительности проигрыша России в «украинской игре». По мнению Рудого, успех России на востоке Украины осложнит отстранение Путина от власти, и поэтому победа будет выгодна только олигархам и чиновникам. А российскому народу — ничего не даст, кроме «отсутствия двух остановок поезда по эту и по ту сторону границы при поездке в Ялту или Алушту». Казалось бы, данная политическая позиция несовместима с профсоюзной борьбой в России. И что любой дорожащий своей репутацией профсоюз, а тем более профсоюз «Учитель», призванный объединить работников государственных школ, будет держаться как можно дальше от транслирующих такую позицию политических активистов. Но Рудого не только приняли в «Учитель», но и выдвинули на пост сопредседателя. Чем можно объяснить такое странное поведение профсоюза?
Объясняется это тем, что сходную позицию занимают и другие лидеры профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность». Так, Андрей Демидов, один из учредителей профсоюза «Учитель», занимавший пост сопредседателя организации до Андрея Рудого, активно участвовал в информационной кампании либеральных СМИ по дискредитации школьных уроков, посвященных воссоединению Крыма с Россией. В 2015 году в интервью изданию «Новое время» сопредседатель профсоюза «Учитель» заявил: «В последнее время я работаю в частных школах и не могу сказать, что там ведется какая-то оголтелая пропаганда. Но в государственных, насколько знаю, это практикуется. Волна по поводу Крыма и поддержка действующей власти — это только один пласт, а второй — это попытка усилить влияние Русской Православной Церкви в школе. Это тоже часть политики по укреплению государства. <…> Есть определенное изменение настроения и среди учителей. <…> Некоторые занимаются пропагандой на уроках не потому, что им предписано, а потому, что душа просит». В интервью РБК: «Затрудняюсь сказать, какое содержание будет вкладываться в классные часы по Крыму. Если детям будет навязываться одна точка зрения, официозная, то это будет нехорошо. Учителям нужно не только и не столько рассказывать, сколько вести диалог. Гораздо продуктивнее вести такие уроки в форме дискуссии».
Из этих интервью сопредседателя профсоюза становится ясным, что цель «Учителя» — не защита прав педагогов, а изменение их «настроения»: с поддержки воссоединения Крыма с Россией на неприятие этого события. Что декларируемое лидерами профсоюза в ряде программных заявлений неприятие уроков «Основ православной культуры» в школе вызвано не идеологическими причинами, а политическими — так профсоюз «Учитель» пытается предотвратить «укрепление российского государства». Какие еще заявления делал сопредседатель профсоюза Андрей Демидов?
В июле 2016 года Демидов, совместно с сопредседателем профсоюза «Университетская солидарность» Павлом Кудюкиным, подписал «Манифест левых интеллектуалов о состоянии российского общества». В нем утверждается, что «конфликт в Украине <…> способствовал созданию подобия нового патриотического консенсуса. Но идеология, на которой он основан, лжива. <…> Нам нужна программа гражданского согласия. <…> Мы предлагаем объединиться всем, кто разделяет наше видение ситуации и убежден в необходимости реализации следующих базовых требований: <…> Никакой «тайной дипломатии» и неконституционного, «гибридного» присутствия российских войск на территории других государств. <…> Отмена всех дискриминационных законов, основанных на «морали» и «традиционных ценностях». <…> Устранение из законодательства понятия «традиционные конфессии».
Лидеры профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность» предложили всем желающим объединиться с ними на проукраинских основаниях — и Андрей Рудой с ними с удовольствием объединился.
Интересен и следующий документ: «Группа членов „Университетской солидарности“ заявляет о поддержке украинских коллег», датируемый февралем 2014 года. Под ним подписалось более трех десятков членов профсоюза. А возглавил список подписантов сопредседатель организации Павел Кудюкин. В этом заявлении российский профсоюз поддерживает «бастующих преподавателей, студентов, свободные профсоюзы и гражданское общество Украины». Напомним, в январе 2014 года на Майдане проходили боевые учения отрядов самообороны, на поддержку которым прибывали дополнительные силы с Западной и Центральной Украины. То есть письмо адресовано отрядам самообороны майдана? «Мы, члены и сторонники профсоюза „Университетская солидарность“, выражаем солидарность с коллегами — преподавателями, сотрудниками и студентами Львовского национального университета им. И. Франко, Национального университета „Киево-Могилянская академия“ и других украинских вузов, объявивших забастовку в знак протеста против попыток жестокого подавления протестных гражданских выступлений властями Украины. Мы поддерживаем заявления наших коллег из Конфедерации свободных профсоюзов Украины (КВПУ) с осуждением кровавого произвола силовиков». К моменту подписания письма участниками «гражданских выступлений» в Киеве уже было убито несколько сотрудников правоохранительных сил. Но в тексте заявления нет ни слова осуждения убийц этих людей. Более того, подписанты заявляют: «Мы обращаемся к российскому и международному профсоюзному движению с призывом сделать все возможное для оказания помощи украинским демократическим силам <…> в их борьбе за свободную, демократическую Украину».
А в июле 2014 года Павел Кудюкин в интервью «Радио Свобода», необоснованно обвиняя антибандеровские силы в Донбасе в уничтожении малайзийского «Боинга», заявлял: «Проблема в том, что руководителям этих самопровозглашенных республик отступать некуда, им объявлять амнистию было бы неоправданным гуманизмом». При этом, по словам Кудюкина, Россия должна, «используя свои рычаги давления, принудить ту сторону, с которой связана Россия, к переговорам, <…> перекрыть границу, перестать поставлять „вежливых зеленых человечков“ и вооружение на территорию Украины».
Столь радикальную позицию Павла Кудюкина отчасти можно объяснить тем, что он — председатель программной комиссии Народнай Грамады (Белорусская социал-демократическая партия), ставящей своей целью вхождение Белоруссии в Европейский союз, а также содействие вступлению в ЕС России, Украины и Молдавии. Тем интереснее ознакомиться с интервью Кудюкина «Умер ли левый проект в современном мире?», которое он дал официальному органу Народно-трудового союза «Народная трибуна». Политик утверждает: «Первая проблема левых вообще и на постсоветском пространстве особенно — своеобразное понимание „антиимпериализма“. Ненависть к американской гегемонии или к евробюрократии застит глаза. Заставляет видеть союзников в мелких империализмиках, пыжащихся стать большими империализмами. Куда более реакционных, жестоких и коррумпированных. Путинского типа».
Заявив все это, в октябре 2016 года Павел Кудюкин позволяет себе в интервью информационному агентству ЮгаПро утверждать следующее: «Старые профсоюзы себя изжили и не способны быть выразителями интересов своих членов». Но «появилась и перспектива. Я имею в виду профсоюзы «Университетская солидарность» и «Учитель».
Нисколько не оспаривая справедливый тезис о том, что старые профсоюзы изжили себя, зададимся вопросом, какие смыслы и цели стремятся продиктовать своим членам лидеры профсоюзов новейшего образца? Что это вообще за профсоюзное движение под чутким международным руководством, да еще с близкородственной политической организацией, где свадебным генералом выступает сам Михаил Сергеевич Горбачев?
В заключение хотелось бы обсудить то, как именно соратники Горбачева, такие как Кудюкин, формируют себе перспективы на будущее. Андрей Рудой — представитель молодежного крыла «Учителя». До вступления в профсоюз он был активистом «Левого фронта». В паблике отделения «Левого фронта» в Нижнем Новгороде соцсети «ВКонтакте» 20 сентября 2012 года размещена запись с сообщением о создании новой ячейки организации в городе Дзержинск. Руководитель нового отделения организации — Андрей Рудой. Оценили эту запись пятнадцать человек. Среди них — Павел Кудюкин, повторяем, один из лидеров международного движения «социал-демократов», в России возглавляемого Горбачевым. Из этого можно сделать вывод о том, что если Рудого и не «ведут» начиная с 2012 года, то, по крайней мере, за ним внимательно наблюдают. Но зачем он понадобился в 2012 году «социал-демократам»?
Ответ на этот вопрос позволяет дать интервью Павла Кудюкина газете «Коммерсант», опубликованное 25 апреля 2012 года и посвященное инициативе создания «Левого альянса». Кудюкин заявил, что социал-демократическое движение «Левый альянс» имеет все шансы совместно с другими движениями, среди которых — Социал-демократическая партия Михаила Горбачева, часть «Левого фронта», а также партия «Яблоко», в будущем переродиться в новую партию. То есть Андрей Рудой нужен был Горбачеву для раскола «Левого фронта».
И, представьте, молодой учитель справился! Настолько, что даже матерых левофронтовцев, в 2011–2012 годах не побрезговавших смешаться с «норковыми» в «болотных протестах», шокировал накал проукраинской позиции Рудого, и именно его они обвинили в «очищении» исполкома «ЛФ» от симпатизирующих ДНР и ЛНР. Зато после исполнения номера по расколу «Левого фронта» Рудой удостоился чести участвовать в телепередачах совместно с соратником Горбачева Павлом Кудюкиным.
Итак, мы видим, что, попав в профсоюз «Учитель», Андрей Рудой оказался в близкой ему пробандеровской антироссийской среде. На что делают ставку эти «профсоюзные» деятели — читайте в следующей статье.