В Россию вернулись те, о ком Родина не забывала ни на минуту

Иван Лучанинов. Возвращение ратника в своё семейство (фрагмент). 1815
Иван Лучанинов. Возвращение ратника в своё семейство (фрагмент). 1815

Россия и Запад провели крупный обмен заключенными: в РФ вернулись восемь граждан РФ, отбывавших приговоры или арестованных в странах, входящих в НАТО, из России выехали осужденные иностранные граждане и помилованные президентом РФ граждане РФ, связанные с западными спецслужбами.

1 августа президент России Владимир Путин лично встретил у трапа самолета граждан России, освобожденных из западных тюрем в результате обмена на переданных Западу лиц, которые были осуждены за антироссийскую деятельность на территории РФ и Белоруссии, но помилованных для обмена. Встреча проходила в сопровождении почетного караула.

Президент обнял всех вернувшихся на Родину соотечественников и проводил их по красной ковровой дорожке в аэропорт. В аэропорту Путин поздравил прибывших граждан с освобождением и назвал причину состоявшегося обмена и торжественности этой встречи.

«Хочу обратиться к тем, кто имеет прямое отношение к военной службе. Хочу поблагодарить вас за верность присяге, долгу и Родине, которая ни на минуту о Вас не забывала», — заявил президент России, отметив, что все они будут представлены к государственным наградам.

**Кого России удалось освободить из заключения в странах Запада?

Первыми с трапа самолета спустились Артём и Анна Дульцевы со своими детьми. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, дети узнали, что они русские, только после взлета из Анкары, где проходил обмен. У трапа президент вручил прекрасной половине этой семьи букеты цветов.

Дульцевых приговорили в Словении к заключению по обвинению в шпионаже. Как сообщило Словенское агентство печати (STA), супруги признали свою вину и 31 июля были приговорены к одному году и семи месяцам заключения, а задержали их еще в декабре 2022 года. Всё это время их дети находились в приемной семье.

Среди освобожденных находился бывший сотрудник ФСБ Вадим Красиков, которого в Германии приговорили к пожизненному заключению по обвинению в убийстве чеченского боевика Зелимхана Хангошвили, известного особой жестокостью в отношении российских пленных и мирных жителей во время чеченской войны, а также в организации ряда терактов, включая взрывы в московском метро.

После восстановления в Чечне конституционного порядка Хангошвили пытался легализоваться в Грузии при власти Михаила Саакашвили, а позднее искал политического убежища в Германии. Берлин отказался выдавать боевика по требованию Москвы, а в 2019 году Хангошвили был убит в берлинском парке Тиргартен. В его убийстве обвинили Красикова.

Благодаря обмену на родину также вернулся основатель технологической компании M13 Владислав Клюшин, которого в сентябре 2023 года американский суд приговорил к девяти годам заключения. Власти США обвинили его во взломе компьютерных сетей с целью получения корпоративных секретных данных и в мошенничестве с использованием полученной информации. Клюшин отказался признавать свою вину и не пошел на сделку со следствием.

В Россию также прибыл задержанный в конце 2022 года властями Эстонии и переданный потом в Соединенные Штаты Вадим Конощёнок. Власти США обвинили его в закупке и незаконных поставках санкционных электронных компонент для российского ВПК. Следствие называло Конощёнка сотрудником российских спецслужб. По предъявленным обвинениям ему грозило до 30 лет заключения.

В рамках обмена из американской тюрьмы освободили также приговоренного к 27 годам заключения по обвинению в киберпреступлениях Романа Селезнёва — сына депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнёва. Молодой человек был задержан американскими спецслужбами на Мальдивах в 2014 году, а в 2017 году американский суд признал его виновным в кибермошенничестве и организации онлайн-махинаций на сумму в $170 млн (14,5 млрд руб.).

В Россию также передали двоих граждан России, работавших на Западе под чужими именами. Из Польши вернулся журналист Павел Рубцов, работавший под именем Пабло Гонсалес Ягуэ. В 2022 году его задержали по подозрению в шпионаже. Норвегия отдала Михаила Микушина, который также был обвинен в работе на российскую разведку в 2022 году. Микушин находился в Норвегии с паспортом гражданина Бразилии Хосе Ассиса Джаммариа, он назвал свое имя норвежским спецслужбам через несколько месяцев после ареста.

Для того чтобы вернуть на родину соотечественников, президент России подписал указы о помиловании ряда осужденных в РФ лиц. Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко 30 июля помиловал осужденного в Минске за шпионаж гражданина Германии Рико Кригера.

**Кого передали на Запад?

Минский областной суд приговорил Кригера к смертной казни. После вступления приговора в законную силу он написал президенту Белоруссии прошение о помиловании. Когда гражданину Германии сообщили о помиловании, то он расплакался и очень благодарил белорусского президента.

В России были помилованы и переданы на запад американцы Пол Уилан и Эван Гершкович, а также граждане России, осужденные за антироссийскую деятельность. Журналист американской газеты The Wall Street Journal Эван Гершкович и бывший морской пехотинец США Пол Уилан были осуждены за шпионаж на 16 лет каждый.

В списке помилованных также числятся:
— сооснователь центра «Мемориал» (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом «Центр защиты прав человека „Мемориал“» либо касается деятельности иностранного агента «Центр защиты прав человека „Мемориал“») Олег Орлов (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Орлов Олег Петрович либо касается деятельности иностранного агента Орлов Олег Петрович), осужденный на два года за дискредитацию Вооруженных сил РФ;

— экс-глава «Открытой России» (организация, признанная нежелательной в РФ) Андрей Пивоваров, получивший в 2022 году четыре года колонии за руководство организацией, деятельность которой нежелательна в РФ;

— возглавлявшие «Штабы Навального» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Уфе — Лилия Чанышева (включена в список террористов и экстремистов на территории РФ), в Томске — Ксения Фадеева (включена в список террористов и экстремистов на территории РФ), в Барнауле — Вадим Останин (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ), приговоренные за призывы к экстремизму и организацию экстремистского сообщества к срокам от 9 до 9,5 лет колонии соответственно;

— осужденные за фейки о российской армии Алсу Курмашева, Александра Скочиленко, Илья Яшин (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Яшин Илья Валерьевич либо касается деятельности иностранного агента Яшин Илья Валерьевич) и Владимир Кара-Мурза (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Кара-Мурза Владимир Владимирович либо касается деятельности иностранного агента Кара-Мурза Владимир Владимирович) со сроками от шести с половиной до 25 лет у последнего;

— гражданин России и Германии Кевин Лик, который за съемку и отправку в Германию фотографий воинской части в Майкопе получил четыре года колонии;

— осужденный за шпионаж в пользу Германии политолог Демури (Дитер) Воронин, получивший более тринадцати лет колонии строгого режима.

Кроме того, в рамках обмена в Германию передали задержанного в аэропорту Пулково и обвиненного в контрабанде наркотических средств Патрика Шебеля.

В процессе обмена участвовали Россия, Белоруссия, Германия, США, Польша, Словения и Норвегия. По данным турецкого агентства İhlas Haber Ajansı, проходивший в столице Турции обмен заключенными координировала Турецкая разведывательная служба (MIT).

В сообщении пресс-службы президента России отмечается, что в Москве признательны руководству всех стран, которые оказывали содействие в процессе обмена. Российские власти отметили, что, несмотря на сложности в переговорном процессе, все достигнутые договоренности были выполнены сторонами.

Как пояснил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, переговоры по обмену заключенными шли главным образом между ФСБ и ЦРУ. По его словам, освободить российских граждан удалось благодаря жесткой позиции Путина, настоявшего на обмене заключенными, а не на выдаче граждан США в качестве жеста доброй воли.