Заявленный переход к экспортной парадигме развития российского АПК  предполагает долгосрочное присутствие российской агропродукции  на ключевых рынках дружественных стран

Экспорт упал, но только не в агропроме. Обзор по Центральной России

Аполлинарий Васнецов. Базар. XVII век. 1903
Аполлинарий Васнецов. Базар. XVII век. 1903
Аполлинарий Васнецов. Базар. XVII век. 1903

Федеральная таможенная служба (ФТС) России сообщила по результатам 2023 года, что совокупный экспорт из России в минувшем году составил $425,1 млрд (39,5 трлн руб.), что на 28,3% ниже, чем в 2022 году. Импорт вырос на 11,7%, до $285,1 млрд. Положительное внешнеторговое сальдо сократилось на 58,5%, до $140 млрд.

Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров объяснил сокращение внешнеэкономических результатов «объективными причинами». Перспективы он описал таким образом: «Восстановление мы связываем с переориентацией экспортных потоков в направлении Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки». Действительно, по данным ФТС, на долю торговли с Азией теперь приходится почти 70%.

Однако ситуация с экспортом на рынке агротоваров совсем иная. В России по итогам 2023 года агроэкспорт вырос на 8% и достиг рекордной величины $45 млрд (4,15 трлн руб.). Мировая статистика свидетельствует о том, что на долю России в мировом экспорте продовольствия приходится 2,1%. Ключевые экспортные продукты — пшеница и подсолнечное масло. По пшенице Россия занимает 20% на мировом рынке, по подсолнечному маслу — 29%.

Заметную роль в экспорте сельхозпродукции занимают также сухое молоко, баранина, горох, ячмень, кукуруза и свинина. По сведениям Forbes, поставки гороха из России за рубеж увеличились в 2,5 раза, кукурузы в 2,1 раза, ячменя в 2,3 раза.

Свинины иностранные партнеры закупили в России в 2023 году в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году. Существенно повлияло на ситуацию открытие рынка Китая, который долгие годы был недоступен для российских животноводов. В настоящее время российский АПК торгует своей продукцией со 158 странами. В 2023 году шел интенсивный процесс переориентации внешнеэкономической торговли на рынки дружественных стран и восстановления логистических цепочек, разорванных еще в период пандемии.

Ключевые импортеры

В 2023 году в ТОП-список наиболее значимых закупщиков агропродуктов из России входят традиционные Китай и Турция и, кроме того, страны ЕС, Египет, Казахстан, Белоруссия, Южная Корея, Индия, Саудовская Аравия и Узбекистан. В частности, Египет стал закупать на 19% больше прежних лет, Индия — на 56%, Китай на 58%, Новыми рынками сбыта для российских аграриев стали рынки Саудовской Аравии, Вьетнама, Алжира, стран Персидского залива.

Ситуация с экспортом агропродукции на примере регионов Центральной России

В Липецкой области отмечен резкий рост экспорта растительных масел — в 2023 году было произведено 547 тыс. тонн этого продукта, что на 20% превышает показатель 2022 года. Такой результат липецкие аграрии получили благодаря планомерному ежегодному увеличению площадей, занятых подсолнечником, соей и рапсом. Регион занимается этим с 2000 года. Особенно высокую динамику демонстрирует производство рапсового масла — за последние два десятилетия производство рапса выросло в 35 раз. В 2022 году регион вышел на первое место в России по производству этой культуры. В целом же в 2023 году на экспорт было отправлено 627,6 тыс. тонн растительных масел и жмыхов. Поставки за рубеж этой категории сельхозпродукции за период реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» увеличились более чем в 20 раз.

Сельхозпроизводители Брянской области отправили на экспорт в 2023 году более полумиллиона тонн продукции растениеводства. Основную долю экспорта заняли зерновые культуры и семена — 407 тыс. тонн. Среди отправленных за рубеж грузов также есть продукты переработки зерна, картофель, корма, овощи и фрукты. В основном зарубежные поставки пошли в Белоруссию, Азербайджан, Грузию, Сербию, Молдавию. Общий объем экспортируемой продукции из Брянской области в полтора раза превысил показатели 2022 года.

В Воронежской области работники АПК добились взрывного роста экспорта бобовых — в 6,5 раза, что в стоимостном выражении составляет $33 млн. По итогам выполнения в 2023 году нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» в регионе зафиксировано, что в экспорте в целом лидирует зерновая группа, особенно бобовые культуры, которые занимают 28% всего экспорта зерновых из области.

За рубеж продается чечевица, нут и горох. Нута в 2023 году больше всего закупила Турция, которая с 2020 года является главным закупщиком сельхозпродукции в регионе — эта страна купила 75% всего нута, ушедшего на экспорт (это 12,6 тыс. тонн) из региона. Экспорт гороха в минувшем году в сравнении с 2022 годом увеличился в 15 раз. Это произошло благодаря существенному расширению рынков сбыта. В частности, на Данию приходится 40% в структуре экспорта гороха, на Китай 15%, на Испанию, Италию и Турцию по 10%. По поводу чечевицы: в Индию из Воронежской области отправлено 34% всей экспортируемой чечевицы (более 5,6 тыс. тонн). Местные аграрии отмечают, что в последнее время наблюдается устойчивый рост спроса на бобовые культуры в странах Азии и Ближнего Востока.

Сельхозпроизводители Курской области также отправляют за рубеж свою продукцию. В частности, более 10 грузовиков курского корма для животных было отправлено в Китай в начале 2024 года. Этот груз представляет собой свекловичный жом массой более 270 тонн, который пойдет в КНР для откорма животных. Груз прошел все необходимые процедуры ветеринарного контроля и получил соответствующий сертификат. Корм произведен на одном из сахарных комбинатов в Советском районе Курской области. Этот же завод имеет лицензии для торговли со странами Прибалтики, Марокко, странами Персидского залива и другими.

Подобную же продукцию (свекловичный жом для откорма животных) продают за границу предприятия АПК Орловской области. В январе 2024 года первая партия продукции общей массой 583 тонны была отгружена в Китай, при этом груз был разбит на 23 партии. Лицензию предприятие оформило еще в 2023 году.

Существенно увеличила поставки агропродукции за рубеж Белгородская область. В 2023 году из региона было экспортировано более 4000 партий животноводческой продукции. В основном это корма и кормовые добавки. Более 120 тысяч тонн этой продукции было отправлено в страны Евросоюза, Китай, Вьетнам, Грузию, Узбекистан, Абхазию. Также белгородские сельхозпроизводители экспортируют мясную продукцию (мясо птицы и свинины) в Китай, Вьетнам, Польшу, Азербайджан, Абхазию, Таджикистан и молочную продукцию в Израиль, Грузию, Монголию, Узбекистан, Таджикистан, Молдавию, Азербайджан и Абхазию.

Новым в 2023 году стал для производителей региона экспорт инкубационного яйца — впервые было отправлено 17 партий (4 млн 656 тыс. штук) в Таджикистан и Азербайджан. Предварительно были проведены все необходимые лабораторные испытания аккредитованных ветеринарных учреждений.

Участие в ярмарках

Российские предприятия АПК используют различные возможности для поиска новых рынков сбыта своей продукции. Один из таких способов — участие в международных ярмарках. В конце января 2024 года в китайскую провинцию Ляонин отправилась делегация из Владимирской области, чтобы предложить местным жителям свою продукцию. В эти дни, когда празднуется китайский Новый год, здесь проходил первый фестиваль-ярмарка российских продуктов питания «Сделано в России». Владимирскую область представила на ярмарке компания «Аби», специализирующаяся на производстве колбасных изделий, полуфабрикатов и замороженных продуктов.

Регионы учатся основам экспорта

Для успешной внешнеэкономической деятельности местные производители должны многому научиться. Для этого во многих регионах России, в том числе и в Центральной России, проводятся семинары и консультации, где специалисты и эксперты рассказывают руководителям — потенциальным экспортерам, о тонкостях выхода на внешний рынок.

В Туле в январе 2024 года начались занятия в школе будущих экспортеров местных товаров. Обучение проводят специалисты из Школы экспорта Российского экспортного центра (РЭЦ). Работа Школы проводится в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Первый семинар был посвящен теме «Жизненный цикл экспортного проекта». В 2024 году планируется провести пять семинаров по различным аспектам экспортной работы — логистике, документальному оформлению, овладению навыками деловой коммуникации и другим.

В Орле обучение будущих экспортеров проходит в форме международных консультаций под патронатом РЭЦ. Состоялся уже цикл подобных консультаций. Так, в феврале нынешнего года прошла консультация, посвященная поиску партнеров в Индии. В мероприятии принял участие президент Международной палаты инвестиций и бизнеса г-н Манприт Синх. Позднее консультация прошла по выходу на рынок Турции. Рассказали также местным предпринимателям об особенностях работы на рынке Марокко.

В чем проблема?

Приведенные цифры и факты свидетельствуют об определенных успехах как в производстве сельхозпродукции, так и в ее экспорте. Однако специалисты предупреждают, что поводов для ликования пока что нет. Процесс производства и вывоза за рубеж агропродукции подвержен многим факторам, снижающим общий результат. Эти факторы известны и обсуждаются на федеральном и региональном уровнях.

В частности, на совещании в правительстве Белгородской области еще в начале 2023 года были названы проблемы и риски отрасли. Сотрудники Белгородского государственного аграрного университета имени В. Я. Горина представили доклад, в котором среди самых существенных названы следующие проблемы:

— недоступность ряда семян, — неблагоприятные погодные условия, — отток квалифицированных кадров, — повреждение после обстрела инженерной инфраструктуры сельских территорий.

И если второй и четвертый факторы выходят за пределы обычной технической компетенции и носят чрезвычайный характер, то первый и третий факторы (семена и кадры) находятся в зоне прямой компетенции соответствующих структур и государственных органов. Очевидно, что для их комплексного и быстрого решения нужны согласованные действия ведомств всех уровней власти.

В масштабах всей России эксперты указывают на серьезные проблемы хранения сельхозпродукции, особенно на длительные сроки. В первую очередь речь идет о хранении зерна. Имеющиеся зернохранилища позволяют складировать до 150 млн тонн зерна, но только половина из них могут быть использованы для долгосрочного хранения (на срок более 6 месяцев). Уже 2022 год завершился с рекордными остатками зерна на складах, а на конец 1 квартала 2023 года хранилища южных регионов России содержали запасы пшеницы в 2,36 раза превышающие средние значения последних 5 лет. В регионах Центральной России ситуация была не столь острой, но и здесь запасы зерна превышали средний уровень на 86%.

Другой острейшей проблемой экспорта сельхозпродукции является проблема логистики. Транспортная инфраструктура (портовая и железнодорожная) России с трудом справляется с повышенной нагрузкой из-за возросшего экспорта.

Слабым звеном в логистической цепочке экспорта сельхозпродукции оказались речные порты. Российская часть международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» от Санкт-Петербурга до Астрахани протяженностью 2500 км имеет удовлетворительную морскую портовую инфраструктуру, справляющуюся с перевалкой и погрузкой актуальных на сегодняшний момент объемов экспортных грузов для Ближнего Востока. А вот речная инфраструктура российской части коридора не соответствует возросшим объемам и современным требованиям. Кроме того, не хватает судов.

В целом оказалось, что на протяжении почти 20 лет недооценивалось значение МТК «Север — Юг», как об этом заявили участники Астраханского международного форума «МТК Север — Юг — Новая концепция», прошедшего в октябре 2023 года.

На прошедшей в августе 2023 года в Москве конференции «Меры повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции АПК» глава федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов заявил о «переходе к экспортной парадигме развития российского АПК». Участники конференции особо подчеркнули важность сохранения долгосрочного присутствия российской агропродукции на ключевых рынках дружественных стран. Меры господдержки должны быть направлены именно на создание механизмов долгосрочного присутствия и закрепления на ключевых рынках.