Рано или поздно проливы, контролируемые странами НАТО, окажутся недоступными для России. Скорее всего, ситуация будет развиваться медленно. Но это означает только то, что Россия должна успеть подготовиться к выживанию в новых, враждебных условиях

Может ли Дания остановить «теневой флот Путина»?

Иван Айвазовский. Морской пролив с маяком (фрагмент). 1841
Иван Айвазовский. Морской пролив с маяком (фрагмент). 1841
Иван Айвазовский. Морской пролив с маяком (фрагмент). 1841

Дания и соседние европейские страны всё больше внимания уделяют экспорту российских энергоресурсов через Балтийское море.

Балтика — новый регион давления на Россию

Вступление Финляндии и Швеции в НАТО привело к тому, что берег Балтики стал принадлежать восьми государствам, которые входят в состав альянса. Это обстоятельство привело к возникновению у некоторых членов НАТО иллюзии о том, что Балтийское море превратилось в «озеро НАТО».

Стоит отметить, что Россия исторически использует для транспортировки своих грузов территориальные воды стран, входящих в блок НАТО, в том числе проливы Дании. С расширением Альянса ситуация не изменилась, РФ по-прежнему намерена использовать проливы Дании, так как это является легальным с точки зрения международного морского права.

16 июня министр иностранных дел Дании Ларс Лекке Расмуссен заявил о намерении Копенгагена ограничить движение так называемого российского теневого флота в Балтийском море.

Для обсуждения этого вопроса Дания собрала коалицию стран, включающую прибрежные государства Балтийского моря и ЕС.

«Мы очень серьезно относимся к проблемам Дании, связанным с теневым флотом [России], и ведем постоянный конфиденциальный диалог по этому вопросу с нашими партнерами. Существует широкий консенсус в отношении того, что катастрофа теневого флота РФ представляет собой международную проблему, и это требует международных решений», — заявил Расмуссен.

Еще в ноябре 2023 года издание Financial Times (FT), ссылаясь на источники в Брюсселе, сообщило о намерении ЕС поручить Дании проверять и потенциально блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды.

В ответ на это предложение представитель командования обороны Дании заявил, что страна не проверяет документы и суда, проходящие через проливы, «за исключением случаев, когда это связано с безопасностью на море». Правительство Дании и вовсе отказалось от комментариев.

Эту инициативу начали прорабатывать после того, как западные официальные лица признали, что почти ни одна из поставок российской нефти морским транспортом в октябре 2023 г. не была осуществлена ниже потолка цен.

Потолок цен на нефть

Потолок цен на перевозимую морем российскую нефть в размере $60 (5,6 тыс. руб.) за баррель был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) 5 декабря 2022 г. совместно с эмбарго ЕС, а 5 февраля 2023 г. был установлен потолок цен на нефтепродукты.

Он реализован в виде запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.

Однако уже 28 октября 2023 года американский журнал Foreign Policy заявил, что введение потолка цен на российскую нефть никак не навредило России. По данным издания, «Россия легко обходит ограничение, что делает его неэффективным». По данным журнала, в начале наложенные ограничения действительно имели воздействие, но на сегодняшний день РФ полностью к ним адаптировалась. Одним из способов адаптации стало решение Москвы начать вести усиленную торговлю со странами, которые не поддержали потолок цен.

Кроме того, РФ обзавелась теневым танкерным флотом для анонимной торговли нефтью.

Что такое теневой флот и как он работает?

Теневой флот является вынужденной мерой для тех, кому Запад запрещает торговать нефтью. Первыми теневой флот создали Иран, Ирак и Венесуэла.

Обычно танкеры теневого флота ходят под флагами стран, где нет строгих правил судоходства. Например, Панама, Либерия и Маршалловы Острова. Собственники судов чаще всего ограниченно контактируют с властями США или ЕС, поэтому контролировать соблюдение ими санкций сложнее. Большинство танкеров теневого флота старше 15–20 лет.

Изображение: (cc) Raw2Jpeg
Танкеры
Танкеры
Танкеры

Обходить ограничения помогает сложная и запутанная сеть фирм, на которые зарегистрированы суда, а также отключение в пути маячков (автоматические системы идентификации AIS или транспондеры), по которым их можно отследить.

Россия, по уверениям западных СМИ, занялась развитием теневого танкерного флота в 2022 году после начала СВО на фоне санкционной политики Запада.

Объективная статистика по теневому флоту РФ отсутствует, поэтому точное количество состоящих в нем судов неизвестно. Но существуют некоторые предположения.

Так, компания Braemar подсчитала, что в 2022 году РФ закупила до 109 танкеров напрямую или через посредников. В их числе: до 29 супертанкеров (каждый может перевозить до 2 млн баррелей нефти), 31 танкер размером Suezmax (около 1 млн баррелей), 49 танкеров Aframax (около 700 тыс. баррелей).

В свою очередь, телеканал CNN в марте 2023 года насчитал порядка 600 танкеров, которые Россия якобы использует для перевозки подсанкционной нефти. Это примерно 10% мирового рынка. Телеканал предположил, что каждый месяц флот РФ пополняется на 25–35 танкеров.

Транспортировка нефти через Балтику

Танкеры с российской нефтью отправляются из портов Ленобласти и, пройдя Балтийское море, выходят через датские проливы на любые морские торговые пути.

Датские проливы представляет собой систему проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, соединяющая Балтийское море с Северным. В систему входят проливы Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн, Каттегат и Скагеррак. Их блокировка означает прерывание маршрутов, соединяющего порты Балтийского моря с портами Мирового океана.

Изображение: Financial Times
Маршрут прохода российских танкеров через Балтику
Маршрут прохода российских танкеров через Балтику
БалтикучерезтанкеровроссийскихпроходаМаршрут

Российская нефть, поставляемая через Балтийское море, составляет примерно 60% от общего объема российского экспорта нефти морским путем. Объем российской нефти, проходящей транзитом через датские проливы, эквивалентен примерно 2 млн барр./сутки, или 3 танкерам.

Экология и диверсии

16 июня датское журналистское издание Danwatch представило данные анализа, согласно которому каждый второй танкер из России, пересекающий Большой Бельт, перевозит нефть, на которую наложены санкции, и не соответствует отраслевым стандартам владения, действительной страховки или безопасности.

«Во времена растущего российского гибридного судоходства только воображение определяет пределы того, что использование Россией одного или двух полноценных нефтяных танкеров в датских водах может привести к загрязнению и экологической катастрофе», — заявил Йенс Венцель Кристофферсен из Nordic Defence Analysis.

Аналитик подчеркнул, что президент России Владимир Путин так же может использовать нефтяные танкеры теневого флота в качестве оружия, если сочтет, что это пойдет на пользу России.

Ранее в МИД Швеции опасались, что старые танкеры без западных страховок могут создать «экологический хаос» в Балтийском море.

Эти сообщения свидетельствуют о возможности диверсий в отношении нашего танкерного флота, поскольку сами по себе танкеры в территориальных водах Дании тонуть вовсе не обязаны. Такие сообщения укладываются в общую стилистику размышлений коллективного Запада о том, кто взорвал трубопроводы «Северного потока». К экологии рассуждения не имеют никакого отношения.

Последствия для России

Возможное перекрытие морских путей на Балтике нанесло бы России серьезный экономический ущерб из-за фактической блокады портов, прежде всего в Санкт-Петербурге и Усть-Луге. Также это крайне осложнило бы транспортную связь с Калининградской областью, не имеющей сухопутной границы с основной территорией РФ.

При этом балтийские порты играют все более важную роль для России. В первую очередь это касается морского торгового порта Усть-Луга, расположенного в Кингисеппском районе Ленинградской области. К началу 2020-х годов он стал крупнейшим портом на Балтике и вторым по величине в РФ после Новороссийска.

Большой морской порт Санкт-Петербурга (БМПСПб) достиг докризисных показателей объема перевалки еще в 2023 году.

В целом грузооборот морских портов Балтийского бассейна во втором квартале 2023 года составил почти 130 млн тонн.

Согласно оценке директора по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, для российских компаний блокада балтийского бассейна станет серьезной проблемой: 44% всех танкеров, перевозивших нефть из РФ в мае-июне 2024 года, выходили из балтийских портов.

«Приморск и Усть-Луга — крупнейшие наши нефтеналивные порты наряду с Козьмино в Приморском крае, заменить их в кратко- и даже среднесрочной перспективе нечем», — пояснил он и добавил, что дело не только в самих портах, но и в инфраструктуре трубопроводного, железнодорожного транспорта и хранения, которая их обслуживает.

«Часть танкеров можно будет оперативно перенаправить в Мурманск и Новороссийск, но вряд ли больше 20−30% от их общего числа», — заключил эксперт.

Что может Дания?

По мнению управляющего активами «БКС Мир инвестиций» Виталия Громадина, даже если Дания будет пропускать только танкеры с европейской страховкой — «это равносильно блокаде российского экспорта через Балтийское море». Ведь из-за санкций российский флот не может получить европейское страхование перевозок.

«Соответственно, при введении таких ограничений появляется риск вооруженных конфликтов, так как российская сторона может посчитать эти нововведения неправомерными и станет сопровождать танкеры военными кораблями», — полагает Громадин.

«При успешной же блокаде цены на нефтяном рынке взлетят заметно выше 100 долларов за баррель, что компенсирует России выпадающие объемы экспорта, как это наблюдалось в 2022 году», — добавил он.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает сомнительной затею Дании с блокадой с точки зрения международного права.

«Проливы называются датскими, поскольку являются частью территориальных вод Дании, но в то же время — это балтийские проливы и на них распространяется международное право, которое запрещает их перекрытие в такой ситуации для движения гражданских судов», — пояснил он. Эксперт добавил, что Копенгаген может лишь формально отказать в определенных услугах, оказываемых при проходе судов через проливы. Например, в лоцманском сопровождении.

Новые санкции

23 июня страны Евросоюза утвердили 14-й по счету пакет санкций против России. Впервые введены санкции против конкретных судов, «содействующих войне России против Украины». На них распространяется запрет на доступ в порты и предоставление услуг.

Речь идет о судах, перевозящих российскую военную технику. Под санкции также попадают танкеры «теневого флота Путина», которые обходят меры ЕС и Коалиции по ограничению цен на нефть, «применяя мошеннические методы доставки и полностью игнорируя международные стандарты», говорится в пресс-релизе ЕС. На сегодняшний день в списке 27 таких судов.

Из вышесказанного следует, что на данном этапе развития конфликта с Россией Запад не готов полностью перекрыть экспорт российских энергоресурсов и ограничивается точечными санкциями. Полная остановка экспорта может оказаться невыгодной для самого Запада, поскольку страны ОПЕК+ снижают темпы добычи нефти и заместить российскую нефть просто нечем. Следовательно, нет возможности сократить экспорт без резкого увеличения цен.

Сама проработка вопроса о том, как можно было бы остановить прохождение российских кораблей через Балтийское море, мало связана с вопросом вступления Швеции и Финляндии в блок НАТО. Российские корабли и ранее проходили через территориальные воды альянса. Дания самостоятельно не рискнула решить этот вопрос. Следовательно, появление на Балтике новых членов НАТО не изменит эту ситуацию до начала военного конфликта. А в случае начала военного конфликта вопрос о свободном прохождении танкеров уже стоять не будет.

Санкции против 27 отдельных российских судов означают, что Запад будет мониторить ситуацию с полулегальным экспортом российских энергоресурсов, постепенно расширяя санкционный список, наблюдать за реакцией России на ужесточение санкций и, по всей видимости, стараться не пережимать столь нужный поток российских углеводородов до конца, оставляя для России возможности находить новые пути обхода санкций, используя те или иные юридические лазейки.

Со временем позиция НАТО может измениться. По мере нарастания напряженности с Альянсом Россия может потерять возможность пользоваться маршрутом через Балтийское море. Пока этого не случилось, нужно использовать Балтику для транспортировки углеводородов по максимуму. Но параллельно необходимо развивать инфраструктуру для транспортировки российских товаров альтернативными маршрутами, включая Мурманск, а также укрепляя отношения с Ираном и, возможно, пользуясь логистическими возможностями на Дальнем Востоке. Рано или поздно проливы, контролируемые странами НАТО, окажутся для России недоступными, включая торговлю через Средиземное море (порт Новороссийска). Скорее всего, ситуация будет развиваться медленно. Но это означает только то, что Россия должна успеть подготовиться к выживанию в новых, враждебных условиях.