Чем важен для России аммиакопровод Тольятти — Одесса?
24 февраля 2022 года Украина остановила транзит аммиака по трубопроводу Тольятти — Одесса. В течение всех последующих месяцев судьба аммиакопровода стала разменной монетой в противостоянии России с Западом и Украиной. Но чем же так важен этот трубопровод для России?
История вопроса
Аммиак является важнейшим компонентом химической промышленности, применяется для производства взрывчатых веществ, азотных удобрений, может использоваться в холодильниках.
Аммиак — это неорганическое химическое соединение, которое при нормальных условиях является бесцветным газом, но также может быть и в сжиженном состоянии.
До 2022 года Россия поставляла на экспорт примерно шестую часть от мирового производства аммиака — около четверти от общего объема аммиака, производимого в стране.
Предприятие «Тольяттиазот», построенное в 1979 году, числится в десятке крупнейших мировых производителей аммиака и является первым по мощности предприятием в России. На долю Самарской области в 2020 году приходилось по стоимости около 54% экспорта аммиака из России.
По данным на 2020 год, крупнейшими импортерами российского аммиака были — Украина (18,9% от стоимости экспорта), Эстония (16,12%), Марокко (12,09%), Турция (11,67%), Индия (7,49%), Болгария (7,41%). В Европейском союзе аммиак шел в Эстонию, Болгарию, Финляндию, Бельгию, Литву, Испанию и Швецию — 40,08% от стоимости экспорта.
В 1970-х годах Советский Союз начал строительство аммиакопровода, который должен был соединить производственные мощности Тольятти с портовой инфраструктурой Одессы.
Главной задачей аммиакопровода Тольятти — Одесса была поставка продукции на экспорт через Одесский припортовый завод в городе Южный. Там аммиак погружался в танкеры и отправлялся по Черному морю к покупателям. С того момента и до настоящего времени этот аммиакопровод являлся единственным в России.
Первый участок трубопровода — 800 км — соединил Одессу с Горловкой, в 1981 году советские строители целиком завершили строительство объекта. Его длина составляет 2417 км, из которых около 40% (до 2022 года) проходило по территории Украины.
Альтернатива
В 1999 году, с целью выхода на независимые от Украины поставки аммиака, в России начали разрабатывать проект по строительству перевалочного терминала в морском порту Тамань. Порт расположен в Керченском проливе, в 10 км от уже построенного Крымского моста. Транспортные подходы к Крымскому мосту идут те же самые, что и в порт Тамань, что особенно удачно помогло бы с перевозкой грузов и, в частности, аммиака.
Однако строительство перевалочного терминала для «Тольяттиазота» в Тамани столкнулось с большим количеством трудностей, и стройка заморозилась более чем на 20 лет.
Одной из причин заморозки стали судебные тяжбы между «Тольяттиазотом» и администрацией Краснодарского края. Перевалочный терминал мог бы очень сильно выручить химического гиганта из Тольятти, но дело до осени 2022 года не сдвинулось с мертвой точки.
Лишь в сентябре текущего года появилось сообщение, что в Краснодарском крае прошли общественные слушания по проекту строительства перевалочного комплекса аммиака «Тольяттиазота».
А 22 ноября с президентом России Владимиром Путиным встретился основатель «Уралхима» Дмитрий Мазепин, который сообщил о строительстве порта для отгрузки аммиака в Тамани. «Уралхим» инвестировал в строительство 50 млрд руб., стройка началась в 2021 году и должна завершиться в 2023 году.
«На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что, начиная с существования Российской Федерации, Российская Федерация как крупный производитель аммиака осталась… Не было построено ни одного порта по перевалке аммиака, мы, получилось, зажаты или зависимы от других стран, где такие порты есть», — заявил Мазепин на встрече с Путиным.
Шантаж Украины
Нужно сказать, что Украина от подобной ситуации получала большие преимущества. С одной стороны, аммиакопровод Тольятти — Одесса год от года наращивал объемы перекачки аммиака.
Например, в 2019 году руководитель «Укрхимтрансаммиак» Максим Немчинов сообщил, что через трубопровод был перекачан рекордный объем аммиака за всю историю существования — 2,51 млн тонн аммиака, при внутреннем потреблении Украины 80,36 тыс. тонн аммиака.
Киевская власть пользовалась зависимостью России от единственного экспортного пути доставки аммиака примерно так же, как и с газопроводами. В 2012 году оператор украинского участка трубы «Укрхимтрансаммиак» на две недели перекрыл аммиакопровод, заставив завод в Тольятти остановить производство.
В декабре 2016 года «Укрхимтрансаммиак» отказал увеличить квоту на прокачку аммиака, приостановив поставки из Тольятти до февраля 2017 года. После 2014 года Киев планомерно увеличивал плату по тарифам за транзит аммиака.
Спецоперация и зерновая сделка
После начала специальной военной операции России на Украине к проблемам политического и экономического шантажа добавились и военные. В мае 2022 года в результате боев под Артемовском (Бахмутом) была нарушена герметичность ветки аммиакопровода.
Задвижки на ветке были перекрыты еще в 2014 году, но из поврежденного участка начал вытекать аммиак, находившийся в трубах — около 250 тонн. В августе такая же авария произошла уже в Донецке.
Судьба аммиакопровода несколько раз обсуждалась на переговорах России, Запада и Украины. В сентябре Киев предложил запустить аммиакопровод в обмен на освобождение всех украинских военнопленных. «Разве люди и аммиак — это одно и то же?!» — прокомментировал тогда пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков предложение Киева.
В ноябре уже заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин рассказал, что трубопровод могут запустить в рамках зерновой сделки. В стамбульских договоренностях, рассказал дипломат, были прописаны беспрепятственные поставки удобрений и сырья для их производства.
«Документальная основа для вывоза аммиака, в том числе через Черное море, имеется. В частности, это касается аммиакопровода „Тольятти — Одесса“», — пояснил Вершинин.
Зерновая сделка, подписанная 22 июля в Стамбуле, была скреплена подписями представителей России, Турции, ООН и Украины. 23 ноября Владимир Путин сообщил, что Россия проработает с ООН вопрос возобновления работы аммиакопровода Тольятти — Одесса.
Итоги
Аммиакопровод Тольятти — Одесса является еще одним штрихом в противостоянии России и Запада. Крах СССР, вызванный Беловежскими соглашениями 1991 года, разорвал все экономические связи некогда единого государства. Несколько десятков лет Россия пыталась отказаться от своего советского наследия с тем, чтобы получить место среди западных стран.
Для подобного вхождения Россия пожертвовала очень многим и приложила очень большие усилия. На долгие годы экономика страны перестраивалась с режима автономного существования, как это было в СССР, на режим обеспечения глобального рынка. Предполагалось, что Россия займет нишу поставщика сырья, а высокотехнологическую продукцию сможет приобретать за полученные средства.
Под эту задачу строились газопроводы «Северных потоков» и шли инвестиции в другие проекты экономической интеграции с Западом и ЕС. Может быть и поэтому 20 лет не двигался с места проект перевалочного терминала в Тамани.
Евгений Виноградов 10:36 1.06.23
Нужно строить резервную линию на своей территории и освобождать Одессу от фашистов. Надежды на переговоры с фашистами - украинскими и их западными хозяевами - пустые. И это всего касается, не только аммиакопровода.