Военный переворот в Гвинее. А что, собственно, происходит?
В Гвинее произошел военный переворот. Командующий подразделением «Группа специальных сил» (GFS) подполковник Мамади Думбуя, служивший во Французском Иностранном легионе, арестовал президента страны Альфу Конде. Мятежники сняли с постов всех губернаторов провинций и поставили вместо них военных.
Компания Олега Дерипаски «Русал» обеспокоена сложившейся ситуацией, так как может потерять более трети своего производства алюминия, поскольку оно зависит от поставок бокситов из Гвинеи.
Позже захватившие власть военные объявили о закрытии воздушных, водных, сухопутных границ, приостановке действия Конституции и других гражданских актов, роспуске правительства и создании «Национального комитета сплочения и развития». В стране был введен общенациональный комендантский час.
Реакция на переворот в мире
Одним из первых на переворот отреагировал генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерреш, который «решительно» осудил любой насильственный захват власти в Гвинее с применением оружия, призвав «немедленно освободить президента Альфу Конде».
Африканские организации, такие как Африканский союз (АС) и Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), также осудили «свержение правительства и потребовали немедленного освобождения президента Альфы Конде».
Франция призвала к освобождению президента «без каких-либо условий». Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что «умоляет всех, кто причастен к этому, действовать в соответствии с законом, в интересах мира и в интересах народа Гвинеи».
Соединенные Штаты также «осудили события, произошедшие в Конакри». В заявлении Госдепартамента говорится, что насилие и неконституционные меры подорвут шансы на мир, стабильность и процветание в регионе. Дж. Питер Фам, предыдущий специальный посланник США в Сахельском регионе, охарактеризовал переворот как «тревожный». «Какое бы ни было оправдание, смена неконституционного режима всегда дестабилизирует страну и плохо сказывается на экономике», — заявил он. Переворот осудили и власти Китая. Они призывали немедленно освободить президента.
Что спровоцировало переворот в Гвинее?
Гвинея — бывшая колония Франции. Свою независимость страна приобрела в 1958 году. Однако Франция не собиралась оставлять свои интересы в этой стране и сохранила контроль над ней. Свергнутый Конде не был исключением. С самого первого президентского срока Конде контролировали власти Франции.
Свои интересы в Гвинее есть у России и Китая. Большая часть природных ископаемых уходила к ним.
Эксперты отмечают и нестабильную внутриполитическую обстановку в стране. Поводом для возмущения послужили изменения в Конституции, которые «обнулили» президентский срок. И Конде смог баллотироваться третий раз кряду. Оппозиция припомнила власти нестабильность в экономике, жесткие карантинные меры, процветающую коррупцию.
Что известно о лидере переворота Мамаду Думбуя
41-летний полковник Думбуя родился в гвинейской провинции Канкан, как и арестованный им президент Альфа Конде. Они оба относят себя к народу малинке. Думбуя проходил службу во французском Иностранном легионе и получил образование в военном колледже в Париже.
Воинской службе Думбуя посвятил 15 лет. Известно, что он проходил службу в подразделениях в Афганистане, Кот-д’Ивуаре, Джибути, ЦАР, а также в составе подразделений охраны в Израиле, на Кипре, в Великобритании и в Гвинее. На родину полковник вернулся лишь в 2018 году по личной просьбе президента Конде, чтобы возглавить созданную в стране группу спецназа GFS.
Думбуя входит в число 25 гвинейских чиновников, в отношении которых ЕС угрожал ввести санкции за нарушения прав человека.
Чьи интересы затронул переворот?
Гвинея является вторым по величине производителем бокситов в мире — основного рудного источника алюминия, большая часть которого предназначена для переработки в Китае.
По данным Геологической службы США (USGS), на Гвинею приходится около 22% мировой добычи. В Гвинее находятся крупнейшие в мире запасы бокситов — 7,4 млрд тонн.
Возможно, что после явного проигрыша в ЦАР и Мали Франция решила восстановить свое доминирование в Гвинее. В случае, если власть все-таки поменяется, под удар попадет компания Олега Дерипаски «Русал», которая активно добывает бокситы, необходимые для производства алюминия. Ведь 45% бокситов «Русал» получает именно из Гвинеи.
Других источников, которые могли бы компенсировать эти потери, практически нет. В России новых месторождений бокситов нет. А их покупка в других странах обойдется гораздо дороже.
В Гвинее Русалу принадлежит бокситно-глиноземный комплекс Friguia, являющийся крупнейшим налогоплательщиком в стране, и Компания бокситов Киндии (КБК). Кроме того, компания реализует проект по разработке крупнейшего в мире месторождения бокситов Dian-Dian в районе Боке.
Однако правительство России не собирается поддерживать компанию Дерипаски, об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Никаких вариантов поддержки не рассматривается», — сказал Песков.
Китай также активно добывает бокситы в Гвинее. И вложил в экономику страны уже более $10 млрд. Пекин не может себе позволить потерять этот рынок. Во-первых, производство и промышленность незамедлительно почувствуют нехватку сырья.
Во-вторых, те же самые материалы необходимы для наращивания постоянно растущего военного и военно-морского потенциала страны. В-третьих, Гвинея предоставляет альтернативный источник этих ресурсов, позволяя Китаю уменьшить свою зависимость от поставок из «враждебных» стран, таких как Австралия.
Именно из-за этого власти Китая, придерживающиеся позиции невмешательства во внутриполитические дела на африканском континенте, резко осудили переворот и потребовали немедленно освободить президента.
По всей видимости, гонка за стратегическим доминированием на рынке сырья между странами нарастает с каждым годом. Запад активно противостоит России и Китаю в этой «войне» за ресурсы. Африканский континент все больше переходит под крыло Китая.
Однако забывать о том, что Франция долгое время была колонизатором и остается «невидимым гегемоном» с уникальной военной и финансовой властью в этой стране, не стоит. Кто победит в этой битве, пока загадывать рано. Ясно одно — ставки высоки и никто без боя контроль над Гвинеей не отдаст.