Почему правые завоевывают Европу
Ни для кого не секрет, что идеи Третьего рейха стали вновь привлекательны и обсуждаемы в европейском сообществе: на прилавках книжных магазинов появились книги первых лиц нацистской Германии, зигование уже представляется безобидным «римским приветствием», а распевание песен, под которые солдаты вермахта и SS разрушали советские города и сжигали села вместе с жителями, объясняется «естественным стремлением» молодежи стать достойными защитниками своего отечества.
В Европе правые партии постепенно завоевывают доверие избирателей и приходят к власти: во Франции — партия «Национальный фронт», впервые в истории страны набравшая на выборах 30% голосов и прошедшая в сенат; в Германии — партия «Альтернатива для Германии», ставшая третьей в стране по численности и имеющая своих представителей в бундестаге; в Испании — партия «Голос», получившая после выборов 52 места в конгрессе депутатов; в Италии — партия «Лига севера», имеющая не только свое представительство в парламенте страны, но и лидера Маттео Саливини, успевшего побывать вице-премьером, а сейчас он министр внутренних дел. Список можно продолжить.
Хочется на примере Дании (где я живу более 25 лет) разобраться в причинах такого внезапного роста популярности правых идей, понять, как националистическая «Датская народная партия» (ДНП) завоевывает симпатии избирателей.
Массовая иммиграция из не самых благополучных стран третьего мира, конечно же, стала своеобразным толчком к росту недовольства населения страны: конкуренция за рабочие места при существующей безработице ужесточилась, а допуск беженцев к использованию социальных благ наравне с коренными жителями привел к урезанию этих самых благ для всех.
А потом пришел COVID-19 и обнажил неготовность властей Дании решать вопросы в экстремальной для страны ситуации. Страну стала сотрясать череда скандалов.
Все помнят нашумевшее дело с норками, когда специалисты заговорили о возможном заражении людей коронавирусом от пушных зверьков. Тогда, обнаружив на одной из 1139 звероферм зараженных вирусом норок, власти от страха не придумали ничего лучшего, как полностью уничтожить прибыльную отрасль экономики Дании по принципу «нет тела — нет дела», да еще с помощью армии, чтобы уж наверняка. Были проигнорированы мнения всех экспертов, предупреждавших о пагубных последствиях сего действа и советовавших либо брать точечно тесты на каждой звероферме перед ее уничтожением, либо на время банально запретить разведение несчастных пушных зверьков, значительно снизив тем самым риск распространения вируса. Таким образом, впервые в истории датской армии действия военных были направлены против интересов гражданских лиц своей же страны. Особое возмущение у законопослушного датского населения вызвал тот факт, что власти пошли на уничтожение частной собственности граждан, не имея никаких юридических оснований, то есть незаконно. В парламенте до сих пор ищут виновных и неизвестно, найдут ли.
В самый разгар пушной эпопеи органы безопасности Дании под шумок сдали американцам все пароли и явки датчан в социальных сетях. Попросту говоря, органы, призванные по долгу службы стоять на страже интересов своей страны и ее населения, слили все персональные данные оберегаемых ими жителей и открыли другой стране все возможности для беспрепятственного слежения за гражданами своей страны. Чем руководствовались лица, занимающие руководящие посты в органах безопасности, до сих пор неясно. Расследование ведется на парламентском уровне.
На этом потрясения для жителей Датского королевства не закончились. Своеобразной вишенкой на торте явилась передача американской стороне данных о здоровье всех жителей страны. И ладно бы утечка произошла из какого-нибудь частного медицинского учреждения. Но нет. Данные, включая анализы ДНК, были переданы американцам государственным Институтом здравоохранения страны при полном одобрении со стороны министра здравоохранения. Мало этого, выяснилось, что переданы они были двум частным американским компаниям. Одну из этих компаний незадолго до описываемой сделки основал владелец социальной сети Facebook Марк Цукерберг, он же является и владельцем своей новоиспеченной компании. Зачем владелец социальной сети вдруг заинтересовался здоровьем жителей маленького государства и как он собирается использовать полученные сведения, пока непонятно, но факт остается фактом, что не может не вызывать справедливых опасений. Расследование также ведется на уровне парламента.
На фоне всех этих скандалов у правой «Датской народной партии», которая буквально стала рупором народного негодования, очень сильно поднялся рейтинг. При этом сама партия тоже не сидела сложа руки, дожидаясь ошибок властей. Так, например, когда демонстрации движения BLM проходили по всей Европе, в датском сегменте интернета стали массово, как под копирку, появляться постановочные видео, на которых мусульмане, по примеру афроамериканцев, унижают датчан, заставляя последних целовать свой ботинок или просить прощения на коленях.
Видеоролики были сделаны с большим мастерством и получилось, как говорил ослик Иа, «зрелище печальное, душераздирающее». Даже я на какой-то момент усомнилась в дружбе народов, что уж говорить о простых датчанах, выросших совсем в других условиях и не знакомых с советскими принципами? Примечательно, что с каждым новым видеороликом сразу же в СМИ появлялись полные благородного негодования комментарии членов партии. Этим самым ДНП сразу убивала двух зайцев: разжигая ненависть потенциальных избирателей к мусульманской части населения, выступала в роли единственного защитника коренного населения страны и заработала у избирателей немалые дополнительные бонусы.
На данный момент партию поддерживает каждый третий житель страны. То есть впервые в своей истории партия становится ведущей в политическом блоке, значительно обходя по количеству голосов и центристов, и консерваторов, а значит, после ближайших выборов вполне вероятно новым премьер-министром станет ее представитель. Стоит отметить, что особую роль в активности партии по завоеванию симпатий потенциального электората сыграл выбор Мортена Мессершмидта в ее руководящий совет. Умный, харизматичный, волевой, «характер нордический», настоящий профессионал в политике, не упускающий из виду ни одной мелочи. Страшный человек по своей сути и по уровню на порядок выше любительского уровня любого политика-демократа.
Именно любительского, так как уже замечено, что при глобализации резко упал уровень профессионализма политиков, да он и вообще потерял свой смысл: ответственности перед страной никакой — если что, всегда есть объяснение в виде «общего решения ЕС»; врагов у страны нет — всё же общее, даже армия; не надо искать торговых партнеров и заботиться о товарообмене между странами — опять же всё общее. То есть политики высокого уровня оказались не востребованы, и постепенно их эпоха уходит. На арену политической деятельности выходит новое поколение политиков, которое в условиях глобализации сразу попадает в комфортную для себя зону, когда ценится только умение в нужное время убедительно комментировать решения ЕС.
В книге Роджера Сайпа и Робба Збиерски «Разум под контролем» есть такая мысль: «Подумайте вот о чем: всё, что позволяет вам развиваться, либо неудобно, либо рискованно, либо и то, и другое сразу». Комфортная зона потому и комфортная, что там все неудобства и всевозможные риски сведены к минимуму и, как следствие, сведено к минимуму желание совершенствоваться.
Таким образом на фоне глобализации, когда «всё вокруг колхозное», те, кто не боятся взять ответственность за свою страну, те, кто радеет за интересы коренного населения, выходят на первый план. И вполне естественно, что это националистические партии — первые среди евроскептиков. Ведь в глазах избирателей, уставших от ошибок бездарных политиков, от их общих фраз, уставших от того, что ЕС, по сути, решает, как им жить в их родной стране, именно националисты выступают в роли истинных патриотов, отстаивающих интересы страны и помогающих сохранить народную идентичность.
То есть приход правых партий к власти во многих странах неизбежен и является прямым следствием политики глобализации. И возникает вопрос: а не это ли и было нужно отцам глобализации? Каким станет мир, когда националисты в большинстве стран придут к власти? Какова конечная цель глобализации?
Вопросов много. Ответы, скорее всего, не заставят себя долго ждать.