Способно ли государство отобрать у «невидимой руки рынка» право на обеспечение безопасности своей критической информационной инфраструктуры?

Почему американские процессоры стали российской продукцией?

Джованни Доменико Тьеполо. Шествие Троянского коня в Трое (фрагмент). 1760
Джованни Доменико Тьеполо. Шествие Троянского коня в Трое (фрагмент). 1760

Использование иностранных процессоров в критически важных системах несет прямую угрозу безопасности России. Особенно если эти процессоры произведены, например, в США. Созданный при Минпромторге реестр должен был решить эту проблему, так как включенная в него продукция могла бы использоваться при построении критической инфраструктуры с достаточной степенью безопасности.

Объясним, в чем дело. При Минпромторге РФ создан Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Согласно постановлениям правительства России № 1746 и № 2458, с 1 января 2021 года в данный реестр должны включаться только изделия, созданные на базе отечественных процессоров. В частности, это требование касается систем хранения данных (СХД).

Логика данного решения вполне понятна. Современный процессор является очень сложным электронным компонентом, для которого невозможно убедиться в отсутствии вредоносных или шпионских закладок.

Однако с реализацией данного несомненно позитивного решения возник ряд сложностей. Несмотря на требование закона, в апреле 2021 года в реестре появилось несколько СХД под брендом «Yadro» от компании ООО «КНС Групп», в которых использовались процессоры американской компании IBM.

В связи с этим консорциум российских разработчиков СХД РосСХД отправил письмо в Минпромторг. Ответ в течение 30 дней не пришел, после чего РосСХД подал жалобу в антикоррупционный комитет и прокуратуру, по поводу чего началась проверка.

По словам директора консорциума Олега Изумрудова, во время проверки в Минпромторге могли скрыть соответствующие позиции из реестра, а по завершении проверки вернуть их обратно.

«Если само правительство не выполняет постановление правительства, зачем участникам рынка, гражданам, субъектам выполнять те же постановления правительства или любые нормативно-правовые документы соблюдать?» — спрашивает директор консорциума РосСХД, рассказывая, что Минпромторг не исключил спорные позиции из своего реестра, несмотря на аннулирование актов Торгово-промышленной палаты РФ, на основании которых продукция под брендом «Yadro» была включена в реестр отечественной радиоэлектронной продукции.

Позицию противоположной стороны косвенно выразил гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков, который отметил, что продукция компании ООО «КНС Групп» не может быть исключена из реестра Минпромторга. Он объяснил это тем, что они подали заявку в декабре 2020 года, когда действовали старые правила включения продукции в реестр.

По словам Кускова, на тот момент продукция «КНС Групп» соответствовала требованиям российского законодательства. А то, что заявка была рассмотрена только в апреле, является технической ошибкой Минпромторга. В результате был нарушен регламент выдачи акта включения. При этом Кусков посетовал, что требования к рынку слишком быстро меняются, и это создает проблемы для всех участников отрасли.

В свою очередь Минпромторг 29 июня предложил еще раз поменять правила игры, то есть изменить критерии, по которым в реестр отечественной вычислительной техники смогут попадать изделия на иностранных процессорах. Новые правила предполагают введение балльной системы оценки, является ли продукция отечественной.

По мнению директора российского производителя СХД ООО «Промобит» Максима Копосова, представленная инициатива дает возможности «ленивым производителям» вычислительной техники продукцию, фактически купленную за рубежом, внедрить в реестр Минпромторга за счет незначительных модификаций второстепенных плат.

Все это позволит «ленивым производителям» продавать импортируемые товары в государственный сектор, а не налаживать собственное производство. В таких условиях не может быть и речи об использовании российских процессоров и других серьезных комплектующих, производство которых нужно развивать, отметил эксперт.

Очевидно, что при нахождении в реестре продукции на базе иностранных процессоров проигрывают как производители отечественных процессоров, так и госорганы, которым для обеспечения безопасности требуется отечественная электроника.

На сегодняшний день в России разрабатываются две отечественные линейки процессоров: «Эльбрус» и «Байкал». Однако покупать компьютеры на базе этих процессоров для массового потребителя невозможно вследствие достаточно высокой цены, снижение которой возможно только после организации массового производства и, соответственно, массового использования.

Возникает замкнутый круг: массового спроса нет из-за высокой цены, цена не снижается из-за отсутствия производства в крупных масштабах. Выйти из него можно, если закупки будут производиться государственным сектором, где безопасность используемого «железа» является наиболее критичным фактором.

Отметим, что в 2020 году было две попытки закупить крупные партии компьютеров на базе процессоров «Эльбрус» для МВД РФ и РЖД, однако они не состоялись из-за большой разницы в цене по сравнению с зарубежными аналогами.

Но когда речь идет о безопасности, цена не является основным критерием выбора. И со стороны государства требуется последовательная политика для наращивания импортозамещения в критически важных областях, даже если на первых порах это потребует существенных затрат.

В частности, государство, заботящееся о своей безопасности, не должно допускать, чтобы в реестр отечественной радиоэлектронной продукции под любыми предлогами проникали изделия на иностранных процессорах.