Как Blizzard набирает солдат для своего гей-парада
8 января компания Blizzard опубликовала комикс по мотивам своей популярной игры Overwatch, в котором один из игровых персонажей — Солдат 76 — рассказывает о своей прошлой любви — неожиданно (!) к персонажу мужского пола. Вскоре сценарист игры Майкл Чу подтвердил: Солдата 76 действительно решено записать в геи, вопреки тому образу, что формировался о герое годами.
В целом никого сегодня подобным не удивишь: представители ЛГБТ появляются чуть ли не в каждом голливудском фильме. Overwatch в этом плане еще не худший вариант: все-таки фантастика, здесь хватает самых разных фриков, а то и монстров. И я не только имею в виду девушку Трейсер, которую постигла судьба Солдата 76 двумя годами ранее: 20 декабря 2016 года с легкой руки сценаристов ее причислили к лесбиянкам.
Но детали психической трансформации нарисованного героя многое открывают, надо только задать вопросы «Где?», «Как?» и «Почему?»
Начнем с первого. Игра Overwatch вышла 24 мая 2016 года. Спустя два года в ней было уже 40 миллионов игроков. Overwatch относится к киберспорту, то есть к соревновательным играм, и держит в их рейтинге высокую позицию. В декабре 2018 года она признана лучшей киберспортивной игрой года по итогам The Game Awards. За месяц до этого получила в аналогичной номинации «игровой Оскар» — Golden Joystick 2018.
Возрастной рейтинг Overwatch — 13+, то есть официально в ней отсутствует сексуальный контент. Но то, что многие персонажи игры выглядят сексуально-вызывающе, не вызывает сомнений, и разработчики не раз получали петиции игроков в этой связи. Для любителей фактов игровые СМИ приводят статистику порно-сайтов, из которой следует, что данный жанр «кинематографа» находит в Overwatch неиссякаемый источник вдохновения.
При этом официальные мультфильмы по мотивам Overwatch могут показаться совершенно детскими. Здесь можно увидеть добродушного гориллу-профессора или смешного хомяка-изобретателя. Героиней одной из короткометражек является маленькая девочка, которую спасает от хулиганов тот самый Солдат 76.
И если задать вопрос, на какую из двух киноаудиторий сработала новость, что один из самых узнаваемых героев является геем, то в нем будет не одна лишь ирония. Потому что сайты для взрослых, по крайней мере, не смотрят дети. А вот официальные медиа Blizzard как раз целятся в голову подростков: как не захотеть быть похожим на своего кумира из мультиков?
Растление через культуру ведется всегда тонко, чтобы на каждом этапе можно было обвинить критиков в сгущении красок. Но в данном случае ЛГБТ-лобби сработало руками Blizzard недопустимо грубо. Настолько грубо, что комикс Майкла Чу даже не перевели официально на русский язык — ясно было, что это взорвет русскоязычное сообщество. Но английский у нас знают, поклонников игры хватает, и сообщество взорвалось.
Тут надо понимать, что под словом «сообщество» имеются в виду не просто потребители, а целая вторичная культура. Например, косплей — то есть создание живого костюмированного образа на основе персонажа игры. Представьте себе, некий парень-косплеер предстает перед друзьями и прекрасным полом в костюме Солдата 76, его фотосессия расходится по социальным сетям, его знают на фестивалях и конкурсах как Солдата 76 — и тут вдруг выстрел на весь интернет: а Солдат-то гомо…
Конечно, пропагандисты ЛГБТ только этого и хотят: побольше шоковых атак, мол, вы не знали, а геев-то среди нас вон сколько! Одно дело — даже самый именитый актер Голливуда. В светских хрониках всегда хватало скандалов. Другое дело — твой давний товарищ. И пусть умом ты понимаешь, что он просто стал жертвой обмана, но манипуляция адресует ведь не к уму. Достаточно заменить образ психического калеки, лишенного радости иметь семью и потомство, на вполне симпатичный и даже романтичный стереотип преследуемого обществом нормального парня, который «просто не такой, как все» — большего на данном этапе ЛГБТ и не надо.
Вопрос лишь в том, как Blizzard стала фишкой в игре, которая даже с коммерческой точки зрения обещает компании одни убытки. Не так давно на заигрывании с ЛГБТ прогорела другая старая и именитая студия — BioWare: пока покупатели критиковали ее последнюю игру (Mass Effect: Andromeda) за низкий художественный уровень, сама BioWare извинялась за малое число трансгендеров и добавляла новые однополые отношения. Ставка не оправдалась, ответственное за Andromeda подразделение расформировано, а будущее всей BioWare висит на волоске.
В среде геймеров Blizzard все еще сохраняет остатки хорошей репутации, но факты удручают: в 2018 году компания допустила несколько громких конфликтов со своим сообществом, ее акции упали с $83 в октябре до $46 в декабре, и 2019 год начался с крупных кадровых перестановок. История с Солдатом 76 — дополнительный скандал, совершенно ненужный компании в кризисный период, когда сообщество в принципе склонно карать, а не миловать.
Но головы полетели не только внутри компании. В последних числах 2018 года Blizzard объявила, что зрители турнира Overwatch Contenders должны привязать свою учетную запись на площадке трансляций Twitch к своей учетной записи в самой Blizzard. Таким образом, компания получает массу данных о каждом, кто в ходе турнира решит пообщаться в комментариях и — упаси Бог — высказать мнение касательно самой игры. Модераторы могут расценить это как «токсичность» и заблокировать излишне откровенному комментатору доступ в игры Blizzard. И вы спросите, что это за слово такое — «токсичность»? Почему речь не идет, например, о понятном хамстве? Да потому, что последнее понятие — известное и общепринятое. А новым термином «токсичность» можно обозвать любые действия, которые нарушают атмосферу благолепия в сообществе Overwatch.
Но даже смутного понимания — что такое большая корпорация — достаточно, чтобы видеть проблему не в единичных решениях недавнего времени, а в принятой годы назад стратегии. Из-под пера сценаристов Blizzard уже не первый год выходят воображаемые «вселенные», полностью лишенные смысла и внутренних связей, построенные по принципам постмодернистской вседозволенности. Без всякой логики и культурного конфликта здесь встречаются в одном кадре средневековые рыцари, волшебные существа, футуристические роботы и персонажи поп-культуры. Постмодернист надеется, что каждый зритель разглядит в этой мозаике тот смысл, который ему хочется увидеть — и так удастся всем угодить. Но смыслы пока еще способны охватывать массы людей, а люди — отталкивать враждебные им смыслы. Поэтому обман должен был раскрыться: за яркими картинками и динамичным действием в историях Blizzard давно уже зияет пустота.
Любой, кто знаком с играми этой студии десятилетней и более давности, поймет, что тогда скандал, подобный нынешнему, был попросту невозможен. Можно ли геем назвать персонажей Арктура Менгска, Артаса Менетила или Декарда Каина? С тем же успехом можно представить геями Винни Пуха или Крокодила Гену: во-первых, это абсурд, а во-вторых, сильная внутренняя логика произведения оставила бы такую новость незначительной черточкой на полях.
Мертвые слова дурно пахнут, поэтому не важно, какую отдушку применит Blizzard, чтобы перебить разнесшийся смрад. Просто надо запомнить, что в этом улье меда больше нет.