Любование смертью. Кому нужны красивые фотографии бомбежек сектора Газа?
![Бёклин Арнольд. Война. 1897](/static/files/3ae1bcddd9b8.jpg)
Как уже пишут в социальных сетях — это фотография года. На ней ракеты ХАМАС (в небе справа) летят в сторону территории Израиля. А в небе слева ракеты израильской ПВО «Железный купол» идут им на перехват.
![Работа системы ПВО «Железный купол» против ракет ХАМАС. Израиль, 2021](/static/files/859f1082e95d.jpg)
Красивый снимок, не правда ли? Очень красивый. Но почему при взгляде на него не возникает чувство ужаса, что за каждой светящейся точкой может стоять чья-то смерть? Или горе от потери дома, который разрушит прилетевшая ракета? И все это выглядит чуть ли не как праздничный салют.
И это не единственный такого рода снимок с последнего обострения палестино-израильского конфликта. По соцсетям активно расходятся «красивые» кадры, снятые во время ночных бомбежек сектора Газа.
![Ночные удары Израиля по Газе](/static/files/9e50c78f073c.jpg)
И таких фотографий немало.
![Ночные удары Израиля по Газе](/static/files/1accfd80c5eb.jpg)
Если не сказать много.
![Удар израильской авиации по сектору Газа](/static/files/6ed4ce8d74ce.jpg)
И есть не только ночные снимки.
![Удар по зданию информационного центра Al-Jazeera и Associated Press в Газе](/static/files/3db05fce6b10.jpg)
У Маяковского есть фраза: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Хочется спросить, если «красивые» фотографии бомбежек Газы «гуляют» по соцсетям, значит, это кому-нибудь нужно?
С точки зрения любого человека, мало-мальски интересующегося фотографией, такие кадры нельзя снять «случайно». Авиаудар проходит в считанные мгновения. Чтобы снять момент взрыва, фотографу нужно заранее подготовиться: настроить технику, навести телеобъектив на место, собрать композицию.
Это всё нельзя сделать «на лету». Фотограф должен заранее знать место и время удара, иначе такой снимок невозможно сделать технически. А раз он всё это знает, то встает вопрос, а кто ему это сообщил и зачем сообщающему нужно, чтобы фотограф все это снял?
В 2018 году в Москве прошла выставка «Тысячи Солнц». На ней зрителям представили более 100 документальных фотографий ядерных испытаний, сделанных США в период с 1945 по 1962 год.
Вот некоторые фотографии с экспозиции. Кроме снимков ядерных грибов, на фото запечатлены люди, любующиеся взрывом. А также фотографы, всё это снимающие.
Испытание термоядерного заряда Shrimp в Тихом океане.
![Тысячи Cолнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.](/static/files/d4a7a7d5ae72.jpg)
Группа зрителей смотрит на взрыв ядерного заряда на атолле Эниветок, Тихий океан.
![Тысячи Cолнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.](/static/files/602c6d098f80.jpg)
Фотографы снимают взрыв ядерного заряда со скалы News Nob на полигоне в штате Невада.
![Тысячи Cолнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.](/static/files/7ee19e8ece09.jpg)
Название выставки «Тысячи Солнц» отсылает к Бхагават Гите. «Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего. Я становлюсь Смертью, Разрушителем Миров», — говорится в одном из основных индуистских текстов.
Есть что-то нехорошее в любовании взрывами. Но тогда, во время ядерных испытаний, хотя бы можно было сказать, что никто не погиб и все любовались неким техническим, пусть и военным, потенциалом человека.
А за каждой фотографией бомбежки сектора Газа стоит настоящее, а не «техническое» людское горе. Это жертвы, это трагедии людей, потерявших близких и лишившихся жилья. И кому нужно, чтобы мир на это смотрел? Кому нужно это показать именно в таком «красивом» и завораживающем ключе?
Я думаю, что такой заказ, безусловно, есть. Да, конечно, информационное агентство, такое как то же AFP, заинтересовано в качественных снимках военных действий. И фотографы заинтересованы такие снимки сделать и агентству продать. С этим никто не спорит.
Но ведь, помимо этого, кто-то еще этим агентствам помогает, дает координаты ударов. И потом уже агентства идут и выполняют свою работу.
Этот «кто-то», я считаю, во-первых, есть. А во-вторых, он хочет, чтобы мир увидел именно такие фотографии.
Этот «кто-то» очень не любит людей. Он хочет, как мне кажется, чтобы, лицезрея бомбежки Газы, люди не пугались связанной с ними смерти, а наоборот — любовались ею.
В этом суть этих снимков. Глядя на них, человек должен перестать переживать за каких-то там палестинцев или израильтян. Он должен просто любоваться. И предметом его любования должна стать Смерть.