За каждой фотографией удара по сектору Газа стоит людское горе. Это жертвы, это трагедии людей, потерявших близких и лишившихся жилья. Но кому-то ведь нужно, чтобы мир на это смотрел

Любование смертью. Кому нужны красивые фотографии бомбежек сектора Газа?

Бёклин Арнольд. Война. 1897
Бёклин Арнольд. Война. 1897

Как уже пишут в социальных сетях — это фотография года. На ней ракеты ХАМАС (в небе справа) летят в сторону территории Израиля. А в небе слева ракеты израильской ПВО «Железный купол» идут им на перехват.

Красивый снимок, не правда ли? Очень красивый. Но почему при взгляде на него не возникает чувство ужаса, что за каждой светящейся точкой может стоять чья-то смерть? Или горе от потери дома, который разрушит прилетевшая ракета? И все это выглядит чуть ли не как праздничный салют.

И это не единственный такого рода снимок с последнего обострения палестино-израильского конфликта. По соцсетям активно расходятся «красивые» кадры, снятые во время ночных бомбежек сектора Газа.

Изображение: @WalidMahmodRouk, Twitter
Ночные удары Израиля по Газе
Ночные удары Израиля по Газе

И таких фотографий немало.

Изображение: @seyfbenabdallah, Twitter
Ночные удары Израиля по Газе
Ночные удары Израиля по Газе

Если не сказать много.

Изображение: @khalilkhatib90, Twitter
Удар израильской авиации по сектору Газа
Удар израильской авиации по сектору Газа

И есть не только ночные снимки.

Изображение: @Christina_assi, Twitter
Удар по зданию информационного центра Al-Jazeera и Associated Press в Газе
Удар по зданию информационного центра Al-Jazeera и Associated Press в Газе

У Маяковского есть фраза: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Хочется спросить, если «красивые» фотографии бомбежек Газы «гуляют» по соцсетям, значит, это кому-нибудь нужно?

С точки зрения любого человека, мало-мальски интересующегося фотографией, такие кадры нельзя снять «случайно». Авиаудар проходит в считанные мгновения. Чтобы снять момент взрыва, фотографу нужно заранее подготовиться: настроить технику, навести телеобъектив на место, собрать композицию.

Это всё нельзя сделать «на лету». Фотограф должен заранее знать место и время удара, иначе такой снимок невозможно сделать технически. А раз он всё это знает, то встает вопрос, а кто ему это сообщил и зачем сообщающему нужно, чтобы фотограф все это снял?

В 2018 году в Москве прошла выставка «Тысячи Солнц». На ней зрителям представили более 100 документальных фотографий ядерных испытаний, сделанных США в период с 1945 по 1962 год.

Вот некоторые фотографии с экспозиции. Кроме снимков ядерных грибов, на фото запечатлены люди, любующиеся взрывом. А также фотографы, всё это снимающие.

Испытание термоядерного заряда Shrimp в Тихом океане.

Изображение: по материалам американских архивов
Тысячи Cолнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.
Тысячи Солнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.

Группа зрителей смотрит на взрыв ядерного заряда на атолле Эниветок, Тихий океан.

Изображение: по материалам американских архивов
Тысячи Cолнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.
Тысячи Солнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.

Фотографы снимают взрыв ядерного заряда со скалы News Nob на полигоне в штате Невада.

Изображение: по материалам американских архивов
Тысячи Cолнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.
Тысячи Солнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг.

Название выставки «Тысячи Солнц» отсылает к Бхагават Гите. «Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего. Я становлюсь Смертью, Разрушителем Миров», — говорится в одном из основных индуистских текстов.

Есть что-то нехорошее в любовании взрывами. Но тогда, во время ядерных испытаний, хотя бы можно было сказать, что никто не погиб и все любовались неким техническим, пусть и военным, потенциалом человека.

А за каждой фотографией бомбежки сектора Газа стоит настоящее, а не «техническое» людское горе. Это жертвы, это трагедии людей, потерявших близких и лишившихся жилья. И кому нужно, чтобы мир на это смотрел? Кому нужно это показать именно в таком «красивом» и завораживающем ключе?

Я думаю, что такой заказ, безусловно, есть. Да, конечно, информационное агентство, такое как то же AFP, заинтересовано в качественных снимках военных действий. И фотографы заинтересованы такие снимки сделать и агентству продать. С этим никто не спорит.

Но ведь, помимо этого, кто-то еще этим агентствам помогает, дает координаты ударов. И потом уже агентства идут и выполняют свою работу.

Этот «кто-то», я считаю, во-первых, есть. А во-вторых, он хочет, чтобы мир увидел именно такие фотографии.

Этот «кто-то» очень не любит людей. Он хочет, как мне кажется, чтобы, лицезрея бомбежки Газы, люди не пугались связанной с ними смерти, а наоборот — любовались ею.

В этом суть этих снимков. Глядя на них, человек должен перестать переживать за каких-то там палестинцев или израильтян. Он должен просто любоваться. И предметом его любования должна стать Смерть.