1. Война идей
  2. Политика Ватикана
Максим Карев / ИА Красная Весна /
Набирающая в Италии обороты новая кампания вокруг безопасности и прав женщин проблематизирует роль католической церкви и Ватикана в этом процессе

Ватикан: мужское и женское

Джироламо да Тревизо. Протестантская аллегория. 1544
Джироламо да Тревизо. Протестантская аллегория. 1544
Джироламо да Тревизо. Протестантская аллегория. 1544

Если радикальный феминизм нельзя остановить, то его надо возглавить, решил папа римский Франциск и де-факто провозгласил возврат к матриархату. По крайней мере, такой вывод напрашивается исходя из ряда недавних заявлений папы-иезуита.

«Церковь — это женщина», и «один из величайших наших грехов — это маскулинизация Церкви», заявил понтифик 30 ноября на встрече с членами Международной богословской комиссии, сообщило издание Vatican News, связанное с пресс-службой Ватикана.

Женщина «обладает способностью к теологическому размышлению, отличной от той, что есть у нас, мужчин», — подчеркнул Франциск, выступая перед членами комиссии.

«Если мы не сможем понять, что такое женщина, что такое женское богословие, мы никогда не поймем, что такое Церковь. Один из величайших наших грехов — это „маскулинизация“ Церкви», — заявил глава Святого престола.

Но прежде чем обсудить содержание этого высказывания и его далеко идущие и весьма мрачные перспективы, необходимо хотя бы вкратце изложить контекст, в котором оно прозвучало.

Высказывания прозвучали на фоне всколыхнувшего всю Италию жестокого убийства 22-летней Джулии Чекеттин, совершенного ее бывшим бойфрендом. Ее ужасная смерть, которая в течение двух недель не сходила со страниц итальянских СМИ, на самом деле лишь один из ярких примеров того, что итальянцы называют эпидемией фемицида.

Итальянская пресса вообще очень любит обсуждать семейно-бытовые конфликты, драки, убийства и разводы со смертельным исходом. Однако в данном случае речь идет о намеренной накачке общественного мнения, тем более что ряд изданий обсуждает случившее как пролог к «революции» в Италии вокруг проблемы насилия в отношении женщин.

Чекеттин исчезла 11 ноября вместе со своим бывшим бойфрендом Филиппо Туреттой. Последний раз их видели вместе в торговом центре за несколько часов до ее выпускного вечера в Падуанском университете. Тело Джулии было найдено спустя неделю, завернутое в черную полиэтиленовую пленку в канаве близ озера в Альпах. На ее теле было обнаружено 26 колото-резаных ран на шее, руках и ногах, по-видимому, нанесенных ножом.

Через несколько дней Туретта был арестован в Германии и экстрадирован в Италию. Сейчас он находится в тюрьме в городе Верона по обвинению в убийстве при отягчающих обстоятельствах.

23 ноября папа Франциск на встрече с делегацией Итальянской федерации католических еженедельников и Итальянского союза периодической прессы призвал воспитывать и обучать мужчин, способных на здоровые отношения с противоположным полом.

«И мы видим из очень печальных новостей этих дней, из ужасных новостей о насилии в отношении женщин, насколько срочно необходимо воспитывать уважение и заботу: обучать мужчин, способных к здоровым отношениям. Общение формирует человека. Общение формирует общество. Не отказывайтесь от пути тренировок: он заведет вас далеко!» — заявил понтифик.

Призыв, безусловно, правильный. Однако если взять сухие цифры статистики, то окажется, что, по данным министерства внутренних дел Италии, в этом году в стране было убито 106 женщин, 55 из них, предположительно, были убиты своими партнерами, настоящими или бывшими.

То есть ни о какой «эпидемии» фемицида говорить нельзя, учитывая, что в Италии проживает чуть более 60 млн человек, она искусственно нагнетается.

То, что убийства женщин выделяются в отдельную категорию, уже само по себе есть манипуляция, потому что тогда нужно выделить и противоположное явление («маскулиницид»), которое тоже, увы, существует.

Однако кому-то очень нужно раздуть из этой мухи слона. Нечто подобное мы не так давно наблюдали в России, когда нам под предлогом заботы о здоровье и безопасности детей и женщин пытались навязать деструктивные законы о семейно-бытовом насилии, которые бы поставили общество под жесткий контроль прозападных НКО и мелкого чиновничества.

Схема в целом везде примерно одинакова: нужно найти и раскрутить в СМИ экстраординарные преступления (которые, к сожалению, всегда будут просто потому, что в обществе есть психически нездоровые люди) и выдать их за «норму», (мол, так везде и всюду, просто общество пока об этом не знает). А дальше, на волне праведного народного возмущения, продавливаются нужные законы.

Но вернемся к убийству Джулии Чекеттин, очень удачно подвернувшимся под руку борцам с фемицидом.

25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, провозглашенный ООН, феминисты и борцы с семейно-бытовым насилием устроили в Риме демонстрацию, пройдя маршем от Большого цирка до базилики Св. Иоанна Латеранского. В акции приняло участие 50 тыс. человек, для менее чем трехмиллионного Рима — весьма неплохой результат.

Особую пикантность субботней демонстрации придал баннер, выставленный на видном месте, с надписью: «Vaticano spina dorsale del patriarcato» («Ватикан — опора патриархата»).

Как отмечает американский католический портал Crux, было бы ошибкой придавать слишком много значения одному злосчастному баннеру, невесть кем вывешенному в толпе, бредущей к папской архибазилике Св. Иоанна в Латеране, которая по совместительству является кафедральным собором епископа Рима, то есть самого папы римского, и одной из четырех великих папских базилик Рима.

Однако есть еще одно обстоятельство, подчеркивающее антикатолический характер данной акции и общественной реакции в этот день. Участники демонстрации забросали дымовыми шашками и разрисовали граффити офис ведущей итальянской группы Pro Vita e Famiglia, борющейся против абортов. Формально группа независима от институциональной церкви, но имеет глубокие связи с важными сегментами католического сообщества.

Всегда внимательный к происходящему в Италии, папа Франциск опубликовал пост в соцсети X (бывший Twitter), что было воспринято большинством итальянцев как отголосок скандала с Чекеттин.

«Насилие в отношении женщин — это ядовитый сорняк, поражающий наше общество, и его необходимо вырвать с корнем. Эти корни растут в почве предрассудков и несправедливости; им необходимо противопоставить просветительские действия, которые ставят человека с его достоинством в центр», — говорится в послании понтифика.

Учитывая все вышеизложенное, можно уверенно констатировать, что набирающая обороты в Италии новая кампания вокруг безопасности и прав женщин может сделать одной из целей своих атак и Ватикан. Что в свою очередь вынуждает Святой престол отреагировать на случившееся, заняв примирительно-проактивную позицию. Мол, церковь всё понимает и ценит роль женщин.

Надо учесть еще одно ключевое обстоятельство: именно папа Франциск сделал расширение прав и возможностей женщин внутри католичества отличительной чертой своего папства.

Так, Франциск впервые назначил нескольких женщин на важные должности в Ватикане, в том числе монахиню францисканского ордена Рафаэллу Петрини. Она стала первой женщиной на посту главы исполнительной власти города-государства Ватикан. Кроме того, он назначил трех женщин, включая Петрини, членами могущественной и влиятельнейшей Дикастерии епископов, ответственной за поиск новых епископов по всему миру. И наконец, он предоставил женщинам право голоса на недавнем Архиерейском Синоде по вопросам Синодальности, проходившем в октябре в Риме.

Попутно идет обсуждение (пока только обсуждение) возможности рукоположения женщин и назначения их диаконисами. Отдельный большой вопрос — отношение католической церкви к представителям ЛГБТ (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ). Вопрос, фактически расколовший церковь на 1) тех, кто категорически против подобных сношений и любых доктринальных изменений в духе времени, 2) тех, кто готов очень медленно и осторожно двигаться навстречу «инклюзии» и 3) тех, кто ратует за то, чтобы признать ЛГБТ-сообщество (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ) полноценной частью паствы.

Собственно, общим знаменателем феминизма, борьбы с «домашним насилием» и борьбы за права ЛГБТ (включен в список террористов и экстремистов на территории РФ) является демонтаж патриархального устройства общества, уничтожение маскулинности и возврат в золотой век матриархата, о чем абсолютно открыто и прямо говорят наиболее безбашенные апологеты грядущей трансформации. При этом совершенно очевидно, что отказ от патриархальности в принципе невозможен без тотальной дехристианизации, да и вообще отказа от всех авраамических, патриархальных по сути, религий — иудаизма, христианства и ислама.

Вот почему слова папы Франциска о «демаскулинизации» католической церкви воспринимаются не иначе как очередная уступка на пути к демонтажу христианства.

Впрочем, не всё так радужно (простите за каламбур), как может показаться со стороны. Политика ползучей «феминизации» церкви, проводимая папой Франциском, подвергается критике со стороны либеральной католической общественности.

Взять к примеру недавнее интервью бывшего редактора женского приложения к официальной газете Ватикана L’Osservatore Romano Люцетты Скараффиа. По сути, Скараффиа охарактеризовала обращение папы Франциска к женской теме как бутафорию.

«Что касается роли женщин в Церкви, папа Франциск не делает абсолютно ничего. Это всё фейк», — заявила она изданию Huffington Post.

«Женщины, пришедшие на должности в Ватикане, — это женщины, выбранные духовенством, чрезвычайно послушные, которые ничего не изменят… они выбирают послушных сестер, которые всё время улыбаются», — добавила она, имея в виду, что ставленницы Франциска полностью ему подконтрольны.

«Единственное, что мог сделать Франциск, — это учредить диаконат для женщин, но он этого не сделал. Он создал комиссию, которая подготовила документ, который затем был засекречен. Сейчас он создает еще одну комиссию. Вы лучше меня знаете, что когда у вас есть комиссия за комиссией, это происходит потому, что вы хотите убить время», — уверена Скараффиа.

Что же касается фемицида, по ее мнению, доверие в этом вопросе к Франциску оказалось подорвано его отношением в деле бывшего отца-иезуита Марко Рупника, главного художника Ватикана, которого обвинили в сексуальном, психологическом и духовном насилии по отношению к 20 взрослым женщинам, в основном монахиням. Франциск довольно мягко обошелся с Рупником, вначале даже отказавшись расследовать это дело ввиду истечения срока давности. Однако жертвы Рупника решили рассказать не только о том, какое насилие они пережили, но и о том, как Ватикан пытался замять скандал.

Что касается самой Скараффиа, она уволилась из созданного ею издания Donne Chiesa Mondo в марте 2019 года, якобы после попытки установить над редакцией контроль со стороны мужчин. При этом незадолго до увольнения она успела опубликовать на страницах издания статью, в которой осуждалось сексуальное насилие над монахинями со стороны духовенства. По данным Associated Press, именно эта статья побудила папу Франциска публично обозначить эту проблему.

Остается открытым вопрос, является ли в сложившихся условиях католическая церковь субъектом сопротивления насаждаемой демаскулинизации и депатриархизации или же она лишь имитирует сопротивление, сохраняя себя в качестве политического института, идущего в ногу со временем?