Дело об убийстве посла Андрея Карлова как зеркало отношений России и Турции
Спустя более чем 5 лет после убийства российского посла России в Турции Андрея Карлова турецкий суд вынес приговоры нескольким фигурантам этого громкого дела. 9 марта стало известно, что ряд обвиняемых получили от 5 до 15 лет лишения свободы, еще пятеро фигурантов получили пожизненные сроки.
Андрей Карлов заступил на пост главы российской дипмиссии в Турции в июле 2013 года. А 19 декабря 2016 года произошло одно из самых болезненных в истории отношений России и Турции событий — в Центре современного искусства в Анкаре на открытии фотовыставки «Россия от Калининграда до Камчатки глазами путешественника» российский посол был убит во время произнесения приветственного слова. Стоявший за спиной российского посла террорист выпустил в него 9 пуль из пистолета марки Canik калибром 9×19 стандарта НАТО. Через 40 минут после того, как Карлов был доставлен в госпиталь, врачи констатировали его смерть.
Теракт, по официальной версии властей Турции, совершил сотрудник спецназа полиции Анкары Мевлют Мерт Алтынташ 1994 года рождения, который пережил Андрея Карлова на 37 минут, после чего был ликвидирован своими коллегами из спецназа. У охранников, которые находились в тот злополучный вечер в Центре современного искусства, огнестрельного оружия не было.
До момента покушения Алтынташ 2,5 года проработал в правоохранительных органах и прошел к месту убийства через пост охраны Центра современного искусства по удостоверению полицейского. Позднее следствие установило, что в день убийства террорист снял номер в отеле, который располагался в непосредственной близости от места покушения. Перед совершением теракта в номере отеля Алтынташ переоделся в деловой костюм и оставил предсмертную записку, в которой он назвал Россию и США злом, а также высказал желание погибнуть за Аллаха.
Похороны посла России в Турции Андрея Карлова, который получил посмертно звание Героя России, состоялись 22 декабря на Химкинском кладбище Москвы, перед этим прошло отпевание в Храме Христа Спасителя. Улица, на которой расположено российское посольство, теперь носит имя Андрея Карлова.
Президент России Владимир Путин назвал этот теракт провокацией, целью которой был «срыв нормализации российско-турецких отношений». Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган был солидарен с российским президентом, назвав при этом заказчиком покушения на Андрея Карлова исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, непримиримого врага Эрдогана. Гюлен все обвинения отрицал.
В день покушения на российского посла Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета России было открыто уголовное дело в части 3 статьи 361 Уголовного кодекса РФ (акт международного терроризма, повлекший причинение смерти человеку). Расследование убийства Андрея Карлова велось совместно российскими и турецкими специалистами.
В рамках следственных действий было установлено, что все диалоги террориста на его электронной почте и в мессенджерах были стерты через удаленное подключение к его аккаунтам спустя 2,5 часа после теракта 19 декабря. По данным турецких властей, доступ к данным Алтынташа был получен из студенческого общежития в одном из городов на Северном Кипре.
Сотрудники турецкой прокуратуры искали способы восстановить переписку и аккаунты террориста в соцсетях. С этой целью были поданы запросы в Google, Apple и ФБР, однако турецкие власти во всех трех случаях получили отказ.
Официально расследование по уголовному делу было прекращено в ноябре 2018 года, когда обвинительное заключение было передано в суд. Изначально в рамках следствия был произведен арест восьми обвиняемых в подготовке покушения на российского посла. Четверо из фигурантов являлись бывшими полицейскими. За решеткой оказался также глава медиагруппы Guru Хайреддин Айдынбаш и организатор фотовыставки, на которой был застрелен Андрей Карлов — Мустафа Тимур Озкан.
В обвинительном заключении была подтверждена та версия, которую в первые часы после покушения на российского дипломата озвучил президент Турции Эрдоган — заказчиком и организатором теракта была названа организация Гюлена (FЕТО), которая ранее была обвинена также и в попытке госпереворота в Турции в июле 2016 года.
Среди 28 обвиняемых фигурировал Фетхуллах Гюлен и 16 участников его организации. Им вменялись подрыв конституционного строя, участие в организованной террористической деятельности и организация убийства с целью террора.
При этом, по данным следствия, обвиняемые готовили покушение на Андрея Карлова на полгода раньше в штаб-квартире правящей партии Турции. В планах российского посла в июне 2016 года значилось посещение ифтара — вечернего приема пищи во время месяца Рамадан — на котором Карлов должен был присутствовать в числе послов иностранных государств. Однако в тот вечер Карлов находился за пределами Турции, поэтому теракт не состоялся.
Первое судебное заседание по громкому делу состоялось во Втором суде Анкары по особо тяжким преступлениям 8 января 2019 года. При этом в заседаниях участвовали только 19 из 28 фигурантов уголовного дела — часть из них до сих пор находится в розыске, в частности, главный организатор покушения (по данным следствия) — Фетхуллах Гюлен, экстрадиции которого Турция добиться не может вот уже несколько лет. Четверо обвиняемых выступали в суде в онлайн-формате, находясь в заключении в разных регионах Турции. Часть подсудимых обвинялась в членстве в гюленовской организации FЕТО, другим вменялось использование средства связи членов FETO — программы ByLock, третья группа подсудимых проходят по делу в качестве соучастников покушения на российского посла.
9 марта состоялось заключительное заседание суда по делу об убийстве российского посла в Турции Андрея Карлова, в рамках которого все 19 обвиняемых отказались признать свою вину и попросили их оправдать. В итоге суд постановил признать виновными в теракте бывшего сотрудника турецкого Управления по информационным технологиям и связи Шахина Сегюта (по версии следствия, он был непосредственным организатором покушения), а также бывших сотрудников полиции Ахмета Кылычарслана и Салиха Йылмаза. Они получили пожизненные сроки заключения.
Аналогичный приговор был вынесен бывшему сотруднику IT-управления Турции Хусейну Кетюдже и бывшему главе отдела по работе с Россией Национальной разведывательной организации (MIТ) Вехби Кюршада Акалыны.
Девяти фигурантам назначены сроки тюремного заключения от трех лет и девяти месяцев до 15 лет, в отношении пятерых обвиняемых судом был вынесен оправдательный приговор. Уголовными делами остальных 9 обвиняемых, которые находятся в розыске, продолжит заниматься турецкая прокуратура.
Несмотря на закрытие громкого дела, важно отметить, что обвинительные приговоры были вынесены за день до анонсированного онлайн-участия президентов России и Турции в церемонии заливки бетона в фундамент 3-го блока АЭС «Аккую», которая намечена на 10 марта. Турецкие власти таким образом подчеркнули важную роль России в современном развитии Турции.
Однако фоном этого символического жеста турецких властей по-прежнему является заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который в интервью РБК 19 февраля усомнился в преследовании современной Турцией цели построения Великого Турана. Это двусмысленное заявление главы МИД РФ может говорить в том числе и о том, что российские власти не хотят верить в то, что Турция способна «рыпнуться» в сторону России.
Напомним, что убийство российского посла в Турции Андрея Карлова произошло спустя год с небольшим после инцидента со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком (24 ноября 2015 года) и спустя полгода после «примирения» России и Турции. И даже в рамках «нового формата мирного сосуществования» двух государств турецкие власти транслируют вполне определенные идеи, которые в случае их полноценной реализации не сопрягаемы с существованием России.
Речь идет прежде всего о «родном» для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана проекте построения Османского халифата, то есть империи с превалированием исламской религиозной составляющей. Второй проект — это пантюркизм, движущей силой которого является организация «Бозкурт» или «Серые волки», основанная в середине XX века ультраправым турецким националистом Апарсланом Тюркешем.
В этой связи не лишним будет напомнить, что убийство Карлова некоторые СМИ связывали с процессом исламизации Турции. Отмечалось, что незадолго до покушения на посла перед российскими диппредставительствами в Анкаре и Стамбуле регулярно проходили акции протеста против военной операции России в Сирии. Кроме того, после покушения на Карлова в Анкаре террорист выкрикивал лозунги «Не забывайте Алеппо!» и «Не забывайте Сирию!» — эти лозунги тогда назвали отрывками из гимна джихадистской группировки «Джебхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), боевики которой активно действовали в Сирии в 2016 году. Отметим также, что «Джебхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) позднее взяла на себя ответственность за убийство посла.
То есть, пока Турция вполне определенным образом готовит свое общество, Россия находится в состоянии неопределенности, в рамках которой государство обречено ситуативно реагировать на краткосрочные вызовы и принимать дружественные жесты в ситуации, когда трагедия уже допущена.