Обзор космических событий в России с 26 марта по 2 апреля 2018 года

Космическая неделя: спуск Тяньгун-1, ультиматум из США и «ЭРА-ГЛОНАСС»

Изображение: aspace.ru
Радиоастрон

Дальний космос

Российский космический радиотелескоп «Спектр-Р» (программа «Радиоастрон») обнаружил на расстоянии 2 тысяч световых лет объекты размером с Солнце.

Объекты находятся в области звездообразования Сер А (созвездие «Цефей»). «Для проведения таких измерений потребовался «Радиоастрон» — самый большой прибор, созданный человеком. Поскольку спутник движется по очень вытянутой орбите, размер этого инструмента изменяется. В описываемых наблюдениях он составлял более 3 диаметров Земли», — сообщил ведущий научный сотрудник Коуровской астрономический обсерватории УрФУ Андрей Соболев.

Напомним, международная программа «Радиоастрон» разрабатывалась в СССР с 1979 года, но запуск первого из трех запланированных телескопов под названием «Спектр-Р» был осуществлен только в 2011 году. Космический аппарат является крупнейшим в мире космическим телескопом, что было отмечено в книге рекордов Гиннеса.

Телескоп российской сети МАСТЕР на острове Тенерифе канарского архипелага помог ученым увидеть гамма-всплеск. Такие всплески могут быть следствием столкновения нейтронных звёзд или коллапса массивной звезды, с превращением её в черную дыру. Во время таких процессов выделяется огромная энергия, что дает возможность радиотелескопам зафиксировать эти всплески на расстоянии многих миллиардов световых лет. Подобные события фиксируют на Земле 2-3 раза в год.

Изображение: master.sai.msu.ru
Робот-телескоп МАСТЕР на Канарских островах
островахКанарскихнаМАСТЕРРобот-телескоп

Напомним, что глобальная сеть МАСТЕР — это проект МГУ им. М. В. Ломоносова. В проекте участвуют Благовещенский государственный педагогический университет, Иркутский государственный университет, Крымская астрономическая станция МГУ, Кисловодская солнечная станция Пулковской обсерватории, Южноафриканская астрономическая обсерватория (ЮАР), Канарский институт астрофизики (Испания) и Астрономическая обсерватория национального университета г. Сан-Хуан (Аргентина).

Работа проходила совместно с коллегами из США, Мексики, Великобритании, Италии, Израиля, Австралии.

Уникальное математическое обеспечение, созданное российскими учеными, можно использовать не только для решения фундаментальных научных задач, но и прикладных — борьба с космическими угрозами, мониторинг ближнего космоса, наблюдение за космическим мусором.

Со слов руководителя проекта МАСТЕР, профессора кафедры физики Московского государственного университета Владимира Липунова, сотрудники этой сети публикуют новые астрономические открытия каждые три дня.

Изображение: ЕКА
Спуск посадочного модуля «ЭкзоМарс-2020»
«ЭкзоМарс-2020»модуляпосадочногоСпуск

29 марта, в рамках российско-европейского проекта «ЭкзоМарс-2020» прошли испытания парашютной системы, которая должна будет обеспечить «мягкую» посадку на поверхность Марса планетохода с российской автоматической научной лабораторией.

Бросок осуществлялся с вертолета с высоты 1,2 км. Процесс посадки занял 2,5 минуты. Средства телеметрии, а также камеры визуального контроля подтвердили удовлетворительную работу парашютной системы. Следующий сброс планируют осуществлять из стратосферы, с высоты 30 км в разреженной атмосфере.

Автоматическую межпланетную станцию «ЭкзоМарс-2020» запустят к Марсу в 2020 году. На орбиту Красной планеты АМС прибудет в 2021, затем, используя аэродинамическое торможение в атмосфере, спускаемый модуль раскроет парашютную систему, отстрелит теплозащитный экран, у поверхности планеты отбросит парашютный отсек и включит двигатели мягкой посадки. Марсоход должен будет начать работу сразу же после успешной посадки.

Изображение: vniiem.ru
ИСЗ Канопус-В-ИК
Канопус-В-ИКИСЗ

Зоркий Канопус

26 марта Государственная комиссия рекомендовала принять в эксплуатацию комплекс «Канопус-В» с космическим аппаратом «Канопус-В-ИК». Сейчас на орбите в составе комплекса работают четыре космических аппарата этой группировки. Напомним, что комплекс космических аппаратов «Канопус-В» работает в составе орбитальной группировки дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Как сообщает пресс-служба государственной корпорации Роскосмоса, в работе спутников ДЗЗ использован «принципиально новый и уникальный для отечественной космонавтики прибор, который позволяет получать качественно новую информацию за счет более высокого пространственного разрешения и широкой полосы захвата — 2000 км. Но главным достоинством данного прибора является его способность обнаруживать малоразмерные очаги пожара площадью всего 25 м², что значительно упрощает борьбу с ними». До этого момента самыми мощными системами для подобных целей являлись спутники США Terra и Aqua со значительно более низким пространственным разрешением: 1000 и 700 метров соответственно. «Канопус-В-ИК» предоставит возможность выявлять лесные пожары на начальном этапе возгорания с беспрецедентной детализацией снимков. Эту возможность предполагают использовать совместно с имеющимися космическими системами, обладающими высокой частотой съемки.

Космический регулировщик

Предприятия Роскосмоса начали разработку «системы мониторинга и управления движением на орбите», которая позволит предотвратить возможные столкновения космических аппаратов на орбите нашей планеты. Проект назвали «Космический навигатор». В проект вошли предприятия, такие как «Российские космические системы» и «ИСС имени Решетнева», а также специалисты связанных с этим направлением структур, например сотрудники Центра управления полётами.

К настоящему моменту фиксируются до трёх соударений спутников с космическим мусором в день, а к 2023 году, согласно прогнозу, число таких аварий может возрасти до 300.

Проект «Космический навигатор» должен стать центром мониторинга и управления спутниками над территорией нашей страны, а также в зоне видимости средств наземного контроля. Разрабатываемая система позволит предсказывать опасные ситуации и выбирать оптимальный манёвр для ухода спутника от возможного столкновения.

Изображение: zvezda-npp.ru
Скафандр на базе скафандра «Сокол» для SolarStratos
SolarStratosдля«Сокол»скафандрабазенаСкафандр

Вторая кожа

27 марта «НПП «Звезда» совместно с проектом SolarStratos (Швецария) провели тестирование специального скафандра для полета в стратосферу. Скафандр создан на базе скафандра «Сокол», который используют космонавты для полетов на космическом корабле Союз. Скафандр для пилота SolarStratos так же оснащен кислородной системой и устройством вывода углекислого газа. Напомним, что SolarStratos — это проект, цель которого совершить первый пилотируемый полет в стратосферу на самолете, используя энергию солнечных батарей. Скафандр понадобится для того, чтобы защищать пилота, так как кабина самолета негерметична.

Изображение: (cc) Niklitov
Орлан-МКС

Так же, стало известно, что в «НПП «Звезда» в данный момент проходит финишную проверку новый скафандр Орлан МКС для выхода в космическое пространство. Его планируют отправить на Международную космическую станцию летом. Таким образом, на МКС будет уже два усовершенствованных скафандра Орлан.

Маневры на орбите

28 марта беспилотный космический грузовик «Прогресс МС-07» расстыковывался с МКС и приступил к маневрам для запланированных научных экспериментов. По завершению программы грузовик сойдет с орбиты и сгорит в плотных слоях атмосферы. Не сгоревшие фрагменты будут затоплены в несудоходном районе Тихого океана. Это должно будет произойти 26 апреля.

Изображение: mil.ru
РКН легкого класса Союз-2.1В
Союз-2.1ВклассалегкогоРКН

Запуски недели

29 марта с космодрома Плесецк была запущена РН «Союз-2.1В». Она успешно вывела на орбиту космический аппарат Минобороны РФ.

«Стартовавшая в 20:38 с Государственного испытательного космодрома Плесецк ракета-носитель легкого класса «Союз-2.1В» в установленное время успешно вывела на расчетную орбиту космический аппарат в интересах Минобороны России», — говорится в сообщении пресс-службы Министерства обороны.

30 марта с космодрома Плесецк были успешно проведены бросковые испытания МБР «Сармат». Испытания подтвердили характеристики комплекса на начальном этапе полета ракеты. Отметим, что во время этого испытаний проводилась проверка систем, агрегатов и узлов, работающих при старте ракеты, а не ее боевой части.

Изображение: Lpre.de
Макет РД-171 (Масштаб 1:4)
1:4)(МасштабРД-171Макет

Следующий шаг

Государственная корпорация «Роскосмос» заказала у РКК «Энергия» разработку эскизного проекта супертяжёлой «лунной» ракеты.

Об этом 28 марта сообщает агентство Интерфакс. Как отмечено в закупочных документах, «эскиза» должен быть готов в ноябре 2019 года.

Ракета-носитель будет выводить на низкую околоземную орбиту более 80 тонн груза и не менее 20 тонн до Луны. Согласно техническому заданию, в проекте должна быть предусмотрена возможность увеличения грузоподъемности до 140 и 27 тонн соответственно. Основной задачей сверхтяжелой ракеты-носителя станет выведение на орбиту модулей перспективной космической станции, а также отправка автоматических межпланетных станций к орбитам Луны, Марсы, Венеры, Юпитера и Сатурна. Летные испытания планируют начать в 2028 году.

Как сообщалось ранее, «Роскосмос» рассматривает возможность использовать для перспективной сверхтяжелой ракеты двигатели РД-171, которые применялись в проекте «Энергия — Буран».

Изображение: Восток Центр Иркутск
Школа

Пионеры космоса

В поселке Молодежный в Иркутской области, за полгода была построена школа в космическом стиле на 1275 мест.

Как заявляют архитекторы, этот проект «типовой на бумаге и уникальный по факту». И это правда: космический дизайн, фантастические картины на стенах коридоров, зал космической славы, колоссальный портрет Гагарина на входе и взмывающая в небо тяжелая «Ангара». Венчает крышу макет Первого искусственного спутника Земли.

Школа не имеет «космического уклона», но по факту может заложить фундамент понимания устройства вселенной, основы истории космонавтики и вдохновить на дальнейшее движения к Звездам.

Работа над ошибками

Воронежский механический завод закончил массовую проверку двигателей.

Всего тестирование прошли 74 двигателя: 58 двигателей для РН «Протон-М» (второй и третьей ступеней) и 16 для РН «Союз». В ближайшее время испытания пройдут двигатели из последних партий.

Изображение: (cc) alexpgp
РН Протон
ПротонРН

Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, «Проверка и доработка двигателей осуществлена согласно графику. Изготовление и отгрузка новых товарных двигателей так же идут в соответствии с планом производства. Параллельно все производства и технические службы завода задействованы в подготовке производства новых двигателей для ракет-носителей «Ангара» и «Союз-5». На ВМЗ, как и на других предприятиях ракетного двигателестроения, проведена серьезная работа по повышению качества выпускаемых изделий. Кроме того, закуплено новое оборудование, которое позволяет снизить риски, связанные с человеческим фактором на производстве. На пусках, осуществленных в 2017 и начале 2018 года, все двигатели ВМЗ отработали без замечаний».

Напомним, что в 2017 году заводу-производителю была возвращена партия двигателей, которые могли иметь брак. Возврат был связан с технологическими проблемами, вскрывшимися в ходе «огневых испытаний». «В связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции» должность директора ВМЗ покинул Иван Коптев, его место занял Игорь Мочалин. Воронежский механический завод проходит комплексный аудит.

Космический хлеб
хлебКосмический

Хлеб всему голова

Сотрудники Федерального государственного автономного научного учреждения Научно-исследовательского института (ФГАНУ НИИ) хлебопекарной промышленности приступили к разработке усовершенствованного хлеба для космонавтов.

Целью работы является увеличения срока хранения хлеба с 15 до 24 месяцев. По мнению директора института Марины Костюченко, это не скажется на качестве и вкусовых характеристиках продукта. Как пояснила директор института, срок годности хлеба в первую очередь зависит от способа его приготовления — чем дольше подготавливается тесто, тем дольше хранится хлеб. «Наряду с кулинарными секретами будут применены тепловая, лучевая и ультрафиолетовая обработки и новые способы упаковки» — сообщила в интервью RT Марина Костюченко.

Космонавт Сергей Рязанский
РязанскийСергейКосмонавт

Встречи на земле

29-30 марта в Петербурге состоялись встречи с Героем России, космонавтом Сергеем Рязанским

Он представил общественности альбом собственных космических фотографий «Удивительная Земля» и ответил на вопросы граждан.

Отвечая на вопросы, Сергей Рязанский, в частности, сказал следующее:

«Мне очень хочется, чтобы молодежь горела космосом. Чтобы она двигала космонавтику дальше, а это невозможно без хорошей красивой амбициозной цели. Этим делом может быть полет к Марсу. Но чтобы на Марсе посадить сад с яблонями, нам надо построить марсианскую базу, а для этого нужна лунная база, а для этого еще надо то, то и то… И вот эта “дорожная карта” должна быть выстроена с таким прицелом, чтобы молодежь горела идеей, чтобы молодежь хотела идти в космонавтику, потому что это — полет к Марсу. Вот этого у нас не хватает».

В качестве примера космонавт привел случай с девушкой, в которой зажглась такая мечта, благодаря ее дедушке, который принимал участие в сборке советского Лунохода: «Дед был советским работягой, он пронес сквозь свою жизнь и рассказывал внучке, что он был причастен к великому проекту. Надо ставить такую цель, чтобы у людей горели глаза, чтобы они ощущали причастность к интересному великому делу».

На вопрос: «Что ваши коллеги-астронавты говорят про Илона Маска?», Сергей Рязанский ответил так: «Если честно, сейчас — ничего приличного. Почему? Потому что, Илон Маск обещал им, что пилотируемый корабль у них будет в 16м году. И получил под это деньги. И начал даже работать. Но почему-то в космос всё равно им приходится летать на русских (кораблях). И вот поэтому они... расстраиваются. Потом, так получилось, что запуск пилотированного корабля SpaceX передвинули на 17й год... В декабре я должен был его принимать. Потом — на 18-ый. На прошлой неделе объявили, что на 19-й год. И вот когда я сейчас был в Хьюстоне, то ребята из отдела по сотрудничеству с коммерческими компаниям сказали мне: «Сережа... не раньше 20-го. У нас всё плохо». Поэтому, Маск — шикарный мужик», отлично пиарится, но космонавтика, на самом деле, с кондачка не делается. С кондачка не создашь космический корабль. <...> Поэтому он пока успешно пиарится... ну и «молодец».

Космонавт Сергей Рязанский
РязанскийСергейКосмонавт

На вопрос о масштабах нашей страны: «Глядя на карту мира, мы видим и удивляемся, насколько огромна наша страна. Понятно, что из космоса границ не видно, но всё же... пролетая над евразийским континентом... какие чувства возникают у Вас от мыслей, сколь огромна наша страна?» космонавт ответил так: «Я очень люблю нашу страну. Летишь так над Европой. Вжиииииик... Европа…, а вот летишь над Россией... 15 минут... 20... и всё Россия [улыбается]. И для фотографа это хорошо, есть что поснимать...».

Коснулись и вопросов кино: «Сейчас очень много фильмов про космос. Какой Ваш самый любимый?»

Космонавт Рязанский ответил следующим образом: «Сложный вопрос. Потому что космонавту, с профессиональной точки зрения, сложно читать книги про космос, смотреть фильмы про космос. Вот «Гравитация» — красивый, смешной фильм. Смешной, потому что там столько ляпов, что ты понимаешь, что если режиссер этого фильма и проходил физику, то мимо... Т.е. ну вообще понимание того, что такое физические законы в космосе, там отсутствуют. Наши фильмы... «Время первых», «Салют-7»… Когда я спрашиваю своих друзей, они говорят — хорошие фильмы, вызывает много эмоций. Но у меня поначалу они вызвали полное неприятие. Что один, что второй. Почему? Потому что я прекрасно знаю Алексея Архиповича (Леонова), Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Я прекрасно знаю их реальные истории. Зачем было реальную историю подвига превращать в «голливудщину»? А получилась «голливудщина»... С другой стороны, я понял, что ведь фильм вызывает интерес, вызывает бурю эмоций. Люди действительно переживают. И я потом для себя решил, что это художественный взгляд на исторический факт. И имеет быть такой подход тоже. Космонавту сложно смотреть...».

Изображение: (cc) Dmitry Rozhkov
Космонавт Сергей Авдеев
АвдеевСергейКосмонавт

1 апреля в Москве открылись VII Макаренковские чтения, одним из спикеров которых стал Герой России космонавт Сергей Авдеев.

Как сообщает информационное агентство Красная Весна, космонавт выразил справедливый упрек тому, какое место государство отводит педагогике и образованию:

«Кто выиграл войну? Войну выиграл школьный учитель. Сколько лет требуется для того, чтобы вырастить ребенка? Возможно ли это измерить бюрократическими методами?», — усомнился космонавт, напомнив о том, что в России проводится много «распиаренных» экономических и цифровых форумов, которые работают на ближайшую перспективу.

«У нас речь идет о новых ракетах, новых орбитах. А есть ли люди, которые их поведут?», — высказал озабоченность Авдеев, отметив, что молодое поколение инженеров часто не имеет надлежащего воспитания и не заботится о летчиках и космонавтах, и оправдывают свои недоработки тем, что космонавтам платят за риск.

Изображение: (cc) minsvyaz.ru
Эра Глонасс
ГлонассЭра

Наша эра

28 марта в 05.58 был зарегистрирован 10 000-ый автоматический вызов экстренных оперативных служб системой «ЭРА-ГЛОНАСС» — в Москве произошло очередное ДТП.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» за время активного существования (с 1 января 2015 года) приняла и обработала более 817 000 экстренных вызовов, примерно 10 000 потребовали направления спасателей, из которых 5210 поступили в автоматическом режиме, т.е. в результате ДТП с сильными повреждениями автомобиля. Больше всего вызовов поступает из Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. Всем пострадавшим была оказана помощь.

Изображение: news.ifeng.com
ИСЗ Beidou
BeidouИСЗ

Вместе

Китайская Народная Республика предложила России проект соглашения о совместном использовании глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и BeiDou на пространстве государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это предложение будет обсуждаться на конференции в Харбине, которая состоится в мае 2018 года. Соглашение предлагает в реальном времени обмениваться данными о состоянии группировок навигационных спутников, их работоспособности, качестве сигналов, передавать друг другу корректирующие поправки. Это особенно актуально сегодня, когда в свете ухудшений отношений с Западом существуют риски прекращения работы американской GPS на территории России. Заключение подобного соглашения с более надежным партнером позволит избежать потери качества навигационных систем и снять зависимость от возможного шантажа Западных стран. В настоящее время проект российско-китайского межправительственного соглашения о сотрудничестве в использовании ГНСС в мирных целях проходит процедуры внутреннего согласования. Напомним, что Шанхайская организация сотрудничества объединяет Россию, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Индию и Пакистан. Множество стран являются наблюдателями в организации. Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн км², это более 60 % территории всей Евразии. Общая численность населения стран ШОС на 2015 год равна 3 млрд 40 млн человек, что является практически половиной всех жителей планеты.

Изображение: © Синьхуа
Тяньгун-1

Красный космос

Первая китайская космическая станция была выведена из эксплуатации. Большая часть обломков китайской орбитальной станции «Тяньгун-1» сгорела при входе в плотные слои атмосферы 2 апреля 2018 года.

Не смотря на панические сообщения о возможном падении станции на европейские страны или даже российский Дагестан, несгоревшие остатки станции, не причинив вреда, упали в центральной части южной половины Тихого океана. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило, что обломки китайской орбитальной станции не грозят радиоактивным заражением.

Напомним, что космическая станция «Небесный дворец-1» была первым орбитальным форпостом КНР. Благодаря ее запуску, Китай стал третьей страной в мире после СССР и США, создавшей собственную космическую станцию на орбите Земли. По функциональным возможностям, потенциалам и даже внешнему виду «Небесный дворец-1» аналогичен советским космическим станциям «Салют»/«Алмаз». В настоящее время на орбите Земли находится вторая станция КНР — «Небесный дворец-2». С 17 ноября 2018 года станция работает в автоматическом режиме.

Изображение: цитата м/ф "Незнайка на Луне", реж. Юрий Бутырин, Александр Люткевич, Россия, 1997
Мировой жандарм не пускает
пускаетнежандармМировой

Международная панорама

30 марта на сайте Белого дома было выложено требование всех стран мира согласовывать свои действия по изучению Луны при запуске государственных и частных космических аппаратов с администрацией США:

«Любая деятельность в космосе, которая может затрагивать космические объекты США, включая оборудование на Луне, должна предусматривать предварительные консультации с Соединенными Штатами. Соединенные Штаты по-прежнему являются владельцем и обладают юрисдикцией в отношении американского лунного оборудования, и другие государства будут нести ответственность за причиненный ему ущерб», — говорится в докладе на сайте Белого дома.

По мнению авторов, следы пребывания США на поверхности Луны, имеют большую научную ценность, а потому Госдепартамент США и NASA должны проводить «консультации» по вопросам сохранения «американской собственности» с космическими агентствами других стран. А для того, чтобы не обременять себя новыми договоренностями, США предлагает всем странам в добровольном порядке оформить дополнительное соглашение к Договору о космосе от 1967 года.

Тайванские ученые обвинили бизнесмена Илона Маска в создании дыры в ионосфере и сбое навигаторов.

По данным ученых, при запуске РН Falcon 9 наблюдались большие ударные круговые волны, в ионосфере Земли образовалась брешь диаметром 900 километров, а навигационная система GPS выдавала погрешность в один метр в течение нескольких часов, что сопоставимо с локальным возмущением магнитного поля. Ученые считают, причина возникших явлений в том, что ракета-носитель была запущена вертикально вверх, в то время как обычно на высоте 80−100 километров ракеты набирают высоту почти параллельно поверхности планеты.

Изображение: NASA
Телескоп
Телескоп «Джеймс Уэбб»
Уэбб»«ДжеймсТелескоп

Вывод на орбиту телескопа «Джеймс Уэбб» отложен до 2020 года. Перенос происходит в связи с техническими проблемами, выявленными в ходе испытаний.

По заявлению разработчиков, они недооценили технологическую сложность проекта. Кроме того, на солнцезащитном экране во время испытаний были обнаружены разрывы длиной до 10 см.

Изначально запуск телескопа планировали осуществить в 2013 году, но сборка затянулась. В ноябре 2016 года было объявлено, что начались испытания аппарата, с тех пор сроки сдвигались трижды — с октября 2018 года на июнь 2019 года и теперь на май 2020 года. Телескоп должен был заменить на орбите «Хаббл».