Школьный театр нужен для раскрытия человеческого потенциала детей. Найдутся ли педагоги-энтузиасты?

Минпрос хочет возродить школьные театры. Что говорит опыт Макаренко?

Оноре Домье. Представление. 1860
Оноре Домье. Представление. 1860
Оноре Домье. Представление. 1860

В марте 2023 года глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что еще до конца 2024 года в каждой российской школе должен появится свой театр. Координатор проекта «Содружество школьных театров города Москвы» В. С. Злотников отмечает, что создание школьного театра в каждой школе происходит в рамках федеральной инициативы «Школьный театр». По его словам, это непростая задача, потому что для ее реализации требуются подготовленные кадры и материальное оснащение.

Школьные театральные кружки существовали во многих школах Советского Союза. Сегодня российская власть пытается возродить то, что было разрушено. Чем мотивируется это решение?

«Школьный театр — это мощнейший инструмент социализации и воспитания как для активных ребят, так и просто для тех, кто иногда имеет сложности в коммуникации с ровесниками и взрослыми», — говорит Кравцов. С этим, безусловно, можно согласиться. Правда, возникает ряд вопросов, например: зачем надо было разрушать советскую воспитательную систему, направленную на работу со школьниками? Почему мы начинаем восстанавливать какие-то ее части тридцать лет спустя? Почему нельзя восстановить ряд ее базовых констант, например, право и обязанность учителя заниматься воспитанием?

Наконец, если чиновников волнуют проблемы в коммуникации школьников, почему не принимаются не декларативные, а реальные меры, чтобы ограничить влияние на детей гаджетов и видеоигр, которые как раз и создают эти самые проблемы? Вместо этого Минпросвещения активно подталкивает школьников всё больше времени проводить перед экраном, поддерживает увлечение детей видеоиграми через киберспорт.

Школьный театральный педагог действительно может повлиять на судьбу ребенка в том случае, если это влюбленный в театр педагог-подвижник, для которого дети на первом месте. Именно таким был советский педагог Антон Семёнович Макаренко. О театральном опыте Макаренко хочется рассказать отдельно, потому что этот опыт был очень ярким, успешным, и на него могли бы ориентироваться нынешние педагоги.

В 20–30-х годах XX века советская власть столкнулась с серьезной проблемой: целая армия беспризорников, оставшихся после Первой мировой и Гражданской войны, наводнила города страны. Руководству страны пришлось изрядно потрудиться, чтобы вызволить детей с улиц, обучить их и выдать им достойную «путевку в жизнь». Тогда перед страной стояла задача построения совершенно нового общества, основой которого должен был стать новый человек. Одним из тех, кто взялся решать эту задачу и достиг больших успехов, был педагог Антон Семёнович Макаренко.

В советское время Макаренко считали энтузиастом трудового воспитания. Его воспитанники из колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского прославились тем, что построили первые в Советском Союзе и крайне необходимые стране заводы по производству сверлилок и фотоаппаратов. Однако, как сказал сам Макаренко, «мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей». Советский педагог предпринимал огромные усилия, чтобы сделать из вчерашних беспризорников сильных, ответственных, культурных и творческих людей.

Известно, что Антон Семёнович возлагал большие надежды на театр, стремился сделать его органичной частью жизни коммунаров. Однако лишь небольшая часть сделанного в этом направлении изложена в его знаменитой «Педагогической поэме». Исследователи опыта Макаренко указывают, что его воспитанники вместе смотрели и обсуждали спектакли. Антон Семёнович беседовал с ними, стараясь как можно глубже раскрыть содержание спектаклей, пьес и отдельных образов. Коммунары не пропускали ни одной премьеры харьковских театров. Театр посещали все воспитанники Макаренко. При этом было принято поощрять дополнительными поездками в театр тех ребят, кто особо отличился в учебе или труде.

Одну из глав «Педагогической поэмы» Макаренко посвятил театру, существовавшему в колонии имени Горького. Нельзя сказать, что идея создания театра с несовершеннолетними актерами была для России чем-то совершенно новым, подобные начинания существовали и до, и после Октябрьской революции. Однако, «завоевать» театр силами беспризорников, уличных босяков, было весьма амбициозной задачей.

В «Педагогической поэме» Антон Семёнович со вкусом описывает театральные эксперименты своей коммуны. Воспитанники Макаренко интенсивно занимались театром в зимнее время, когда не велось сельскохозяйственных работ. При этом участие в создании театральных постановок в той или иной степени принимал весь коллектив. Одни становились актерами, другие создавали световые и шумовые эффекты, третьи отвечали за театральную одежду и реквизит, четвертые — за работу со зрителями и так далее.

Театральные постановки колонистов приобрели неожиданную для самого Макаренко популярность среди жителей окрестных сел. Из-за громадного желания селян попасть на спектакли вскоре в импровизированном зрительном зале колонии перестало хватать свободных мест, и колонии пришлось ввести систему пропусков по билетам.

«Мы вдруг увидели, что театр — это не наше развлечение или забава, но наша обязанность, неизбежный общественный налог, отказаться от уплаты которого было невозможно», — пишет Макаренко.

За зимний сезон коммуна успевала дать около сорока представлений, причем каждую неделю была новая премьера. Этот бешеный темп давал огромную нагрузку и на коммунаров, и на самого Макаренко, который при создании постановок был не только театральным педагогом, режиссером и суфлером, но часто и артистом.

При выборе репертуара ребята не разменивались по мелочам и ставили только большие четырех- и пятиактные пьесы, которые обычно повторяли репертуар столичных театров. «Это было ни с чем не сравнимое нахальство, но, честное слово, это не было халтурой»,  — вспоминает Макаренко. Репетировать приходилось днем и ночью, в каждую коммунарскую постановку был вложен огромный труд.

Вместе с тем подготовить спектакль на высоком художественном уровне за неделю невозможно. Всё, что успевали сделать за это время юные актеры, — это заучить на память мизансцены — куда идти, как двигаться, в какую сторону смотреть и т. д. Они не имели возможности даже выучить текст своих ролей и на сцене повторяли слова вслед за суфлером. Такой театр мог быть только любительским и во многих отношениях кустарным. Но Макаренко крайне не любил кустарщины, и, конечно, он не мог не стремиться существенно поднять планку театральной работы. Ему удалось это сделать после открытия коммуны имени Дзержинского.

В 1933 году в Харькове, который был тогда столицей Украины, открылся Харьковский Государственный Театр Русской Драмы. Руководитель театра Николай Васильевич Петров находился под впечатлением от «Педагогической поэмы» Макаренко, первая часть из которой уже была опубликована. 7 ноября 1933 года во время праздничной демонстрации Петров в Харькове наблюдал стройные ряды коммунаров-дзержинцев. Группа актеров решила ближе познакомиться с Макаренко и предложила шефство над воспитанниками коммуны (подобное шефство было распространенной практикой для советских театров). Вот как Петров описывает эту первую встречу с руководителем коммуны:

«В беседе Антон Семенович вскрыл абсолютную неподготовленность нашего предложения о шефстве и, как внимательный педагог, продолжал изучать каждого из нас. Группа актеров, приехавшая к педагогу Макаренко, действительно неожиданно попала на своеобразный экзамен. Казалось, не наше предложение интересовало Макаренко, а люди, то есть мы сами, приехавшие с этим предложением. К концу нашей беседы требовательный педагог добился своего; вероятно, он прощупал для себя каждого из нас и поверил в нашу искренность, простив нам наше легкомыслие».

Макаренко сделал ставку на то, что артисты могут передать детям образцы высокой культуры, которые он считал крайне важными для преодоления всех негативных последствий бродяжнической жизни, а также для раскрытия человеческого потенциала воспитанников. С этого времени между харьковским театром и коммуной имени Дзержинского возникла тесная связь.

Актеры и актрисы Харьковского театра с большой теплотой относились к коммунарам, дружили с ними и охотно помогали овладевать театральным искусством. К их числу принадлежат советский театральный режиссер, народный артист РСФСР и лауреат Сталинской премии Николай Васильевич Петров, народная артистка РСФСР лауреат Сталинской премии Людмила Александровна Скопина, заслуженный артист РСФСР Александр Иванович Янкевский, народный артист СССР Александр Григорьевич Крамов.

Коммунары чувствовали себя в Харьковском театре как дома. Им разрешалось в антрактах до и после спектакля заходить к актерам за кулисы. Коммуна имела в Харьковском театре отдельную ложу, которая так и называлась «ложа Харьковской трудовой коммуны имени Дзержинского». Но и коммунары не остались в долгу. Своим друзьям-артистам они присвоили звание коммунаров-дзержинцев. Актеры театра полноправно участвовали в общих собраниях и заседаниях Совета командиров. Кроме того, они становились участниками коммунарских летних походов.

В коммуне имени Дзержинского было два театральных кружка — юношеский и детский. После начала дружбы коммуны с Харьковским театром, юношеский кружок возглавил актер Александр Иванович Янкевский. Хотя коммунарский театр остался самодеятельным, по своему уровню он значительно приблизился к профессиональному.

Янкевский поменял название — теперь драмкружок превратился в самодеятельную драматическую студию. Занятия студии всегда были открытыми. Студия ставила 2–3 спектакля в год, уделяя значительное время подготовке каждого из участников постановки. За период с 1933 по 1937 годы студия подготовила и поставила такие спектакли, как «Скупой рыцарь», «Борис Годунов», «Русалка», «Ревизор», «Бронепоезд-1469», «Тартюф», «Дон Кихот», «Музыкантская команда» и многие другие. Кроме того, участники студии выступали на коммунарских концертах — показывали отрывки из пьес, занимались художественным чтением стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского и других авторов.

Одним из любимых жанров коммунаров было театральное обозрение. Оно представляло собой несколько зарисовок, объединенных общей темой. Автором подобных обозрений часто становился сам Макаренко, а его воспитанники помогали придумывать для таких постановок смешные и интересные сцены.

Многим коммунарам запомнилась юмористическая постановка в стихах «Коммунарский Онегин». Она была посвящена двум заводам коммуны — «Фотозаводу» и «Электрозаводу». Вместо Татьяны и Ольги персонажами коммунарской постановки были «сверлилка» и «лейка» (фотоаппарат). По ходу действия «сверлилка» ревнует соперницу, перетянувшую на себя слишком много внимания. В постановке была использована музыка Чайковского из его оперы «Евгений Онегин», а стихотворный текст для нее придумал сам Макаренко.

Исследователь Ю. Л. Львова в статье «Школьный театр как средство эстетического воспитания и сплочения детского коллектива» описывает подготовку коммунаров к спектаклям: «Работа начиналась с чтения вслух выбранной пьесы, затем велась беседа о теме ее и основных сюжетных линиях, о развитии характеров и взаимоотношений персонажей. После этого проводилось застольное чтение по ролям. Причем А. И. Янкевский не задерживался долго на застольном периоде: он видел, что ребят это расхолаживает, их тянет к действию».

Нередко руководитель студии делился рассказами о театре и великих русских артистах, о человеческой психологии и логике сценического искусства. Кроме того, на занятиях студии разбирались просмотренные ребятами спектакли.

Александр Иванович видел свою задачу не в том, чтобы сделать участников студии актерами, а в том, чтобы сделать их культурными людьми, познакомить их с настоящим театральным искусством. Впрочем, несколько коммунаров-дзержинцев впоследствии выбрали для себя этот жизненный путь и прочно связали свою дальнейшую жизнь с театром. Одной из них является Клавдия Тимофеевна Борискина.

Клавдии Тимофеевне было 11 лет, когда ее взяли в коммуну имени Дзержинского. Бывшая воспитанница Макаренко пишет, что годы, проведенные в коммуне, были самыми светлыми в ее жизни, причем театр был и остался одним из самых ярких воспоминаний. В коммунарский драмкружок Клавдия Тимофеевна попала в возрасте 13 лет самым неожиданным для себя образом.

«Случилось это в первый же приезд группы актеров к нам в коммуну. Я сидела в „тихом клубе“ и читала какую-то книгу. Внезапно в комнату вошел Антон Семёнович вместе с Петровым, подошел ко мне, приподнял мне голову и сказал, обращаясь к Петрову: „А вот вам и Марианна“. Я сначала ничего не поняла и смутилась. Оказалось, что наш драмкружок решил ставить пьесу Мольера „Тартюф“, и Антон Семёнович вместе с Петровым подбирал исполнителей ролей».

Борискина пишет о том, что никогда не предполагала, что будет играть на сцене. «До сих пор не могу понять, почему Антон Семёнович остановил свой выбор на мне, как он сумел увидеть во мне что-то такое, что было совершенно неясное для меня самой», — пишет актриса.

Клавдия Тимофеевна вспоминает, что сильно робела на сцене, но непоколебимая вера Макаренко в то, что у нее всё получится, помогла ей справиться. «Тартюф» был первым спектаклем, который поставила театральная студия, и он имел огромный успех. «Роль Марианны навсегда осталась моей любимой ролью», — вспоминает Борискина.

Впоследствии, когда стало ясно, что воспитанница всерьез вознамерилась избрать для себя жизненный путь актрисы, Макаренко регулярно беседовал с ней, расспрашивал об успехах и неудачах, рассказывал о специфике сценического искусства, предупреждая, что это трудный путь. «Драмкружок — это одно, а профессиональный театр — это другое. Театр требует человека целиком, ему надо отдаться полностью, может быть, даже пожертвовать и личными чувствами», — говорил Антон Семёнович Клавдии Тимофеевне. Но эти предупреждения не только не отпугнули ее, но и укрепили ее идти по выбранному ею пути.

Таким в памяти воспитанников остался Макаренко — человек, признанный одним из величайших педагогов XX века.

Театральный кружок, школьный театр действительно многое может дать ребенку. Чтобы играть на сцене, нужно работать над своей физической формой, пластикой, мимикой, танцем, дикцией, улучшать свои вокальные данные (пение, художественное чтение стихов), развивать умение мыслить и способность работать в коллективе. Всё это пригодится выпускнику школы даже в том случае, если он выберет жизненную дорогу, далекую от театра.

Таков опыт школьного театра в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Для того, чтобы опыт российских школьных театров был успешен, недостаточно просто немного подучить учителей и обеспечить школы театральным реквизитом. Нужны настоящие энтузиасты своего дела.