О пробуждении…

Уильям Гроппер. Пробуждение, из Каприччио. 1953–1957
Уильям Гроппер. Пробуждение, из Каприччио. 1953–1957
Уильям Гроппер. Пробуждение, из Каприччио. 1953–1957

Сергей Кургинян в своей статье «Коронавирус — его цель, авторы и хозяева. Часть IX» поднимает болезненную для меня проблему будущего наших детей. Он говорит, как я, во всяком случае, смог понять, о фактической тупиковости сложившейся ситуации, когда человек, даже проснувшись (в статье обсуждается жизнь общества в состоянии сна), ничего не может сделать для того, чтобы оградить своих детей от разлитого в мире зла. Например, от просмотра ими в раннем возрасте порнографии.

Во-первых, я сам не могу сказать, что проснулся. Меня одолевают все соблазны сформировавшейся постсоветской российской жизни.

Во-вторых, даже если я проснусь, а это еще, как говорят, ни разу не факт, то после просыпания я столкнусь со всеми проблемами, связанными с будущим детей, которые поднимает в статье С. Е. Кургинян. А это, я напомню, проблемы социализации ребенка и возможности создания для него альтернативной социальной среды.

С точки зрения моего опыта, в современной России еще как-то можно найти для своего ребенка более-менее хороший детский садик. Это, к примеру, будет частный садик, в котором с детьми будут более-менее по-человечески обращаться, где воспитатели не будут сломанными, зашуганными, боящимися любого шороха людьми. Садик, где дети получат хоть какое-то воспитание и будут окружены добротой и любовью. (В государственных детсадах, с моей точки зрения, происходит полный мрак, там дети находятся в состоянии звериной конкуренции, хотя, справедливости ради, мне приводили и противоположные примеры.)

Но это всё возможно, опять же, исходя из моего опыта, только за деньги. Причем далеко не в каждом частном садике будет именно так. Я видел такие частные садики, в которых воспитатели были столь глубоко равнодушны к детям, что даже непонятно, как за такое отношение кто-то платит деньги, причем немалые.

Еще я имел некоторый опыт с частными детскими садами в так называемой системе Монтессори. Такая сеть детских садов есть в России.

Но там происходят, мягко сказать, странные вещи. Например, детям в конце занятия предлагают выполнить «ритуал задувания свечи».

Пусть мне говорят что угодно, пусть сами устроители это как-то объясняют, но я никогда не поверю, что за этим ритуалом есть хоть что-то хорошее и рациональное.

Свеча есть свеча. Это символ. И задувание свечи это ритуал. И, с моей точки зрения, ничего хорошего в себе не имеющий.

На этот счет вспоминается фильм Андрея Тарковского «Ностальгия». В его конце главный герой выполняет обещание, суть которого в том, чтобы перенести горящую свечу из одного конца необычного места, которое является осушенным бассейном, в другой.

Герой пытается перенести эту свечу, но раз за разом она гаснет. Когда свеча гаснет, герой начинает свой путь с начала.

Когда ему наконец удается перенести горящую свечу из одного конца того необычного места в другой, он погибает. Но погибает с чувством выполненного долга.

Очевидно, что образ горящей и задутой свечи не может быть случайным. И как бы рационально этот ритуал ни объясняли в садах Монтессори, я не поверю в его благость для ребенка.

Поэтому, обобщая ситуацию, за деньги в России для своего ребенка можно, пусть и с оговорками, найти хороший детский сад. А вот со школой уже происходит, как говорится, полный абзац.

Даже в частном садике видно, что родители приезжают туда на очень разных машинах. Пока этому факту дети не придают какого-либо значения, но уже в школе (особенно в частной!) это будет совершенно иначе. И начнется разделение детей по тому иерархическому принципу, с которым учителя ничего не смогут сделать.

Вифредо Лам. Мотыльки и свечи. 1946
Вифредо Лам. Мотыльки и свечи. 1946
1946свечи.иМотылькиВифредо Лам.

Ну, а дальше, как показывает реальность, дети обеспеченных родителей будут не столько добросовестно учиться в школе, сколько избирательно осваивать ряд дисциплин, которые им могут пригодиться далее в жизни, и вкушать «прелести» своего социального статуса… Где не последнее место занимают алкоголь, разврат, наркотики…

Короче говоря, я считаю, что никакая даже частная (в обычном смысле частная) школа в России от скверны наших детей не спасет. В этом и есть тупиковость сложившейся ситуации, которую показывает С. Е. Кургинян.

Есть у тебя деньги, нет у тебя денег — все равно эта среда твоего ребенка уничтожит. Запереть его дома ты не можешь, не говоря уже о том, что тебе этого сделать не дадут, да ты и сам не захочешь.

Эта ситуация меня, во-первых, пугает.

Во-вторых, она показывает мою беспомощность — противостоять ей в одиночку невозможно.

Чтобы это было не в одиночку, мне надо проснуться и оказаться рядом с пробужденными людьми.

Что я должен сделать для просыпания?

Наверное, раз этот сон наяву является в каком-то смысле заколдованным, то и пробуждение должно быть не совсем обычным. Не знаю. Мне в этом смысле почему-то вспоминается сказка о репке.

В этой сказке, как всем известно, прилагаются огромные усилия для извлечения репки. Все усилия дедушки, бабушки, внучки, собаки Жучки и кошки Машки оказываются напрасными, пока на помощь не приходит мышка. Именно с ее помощью, то есть с помощью очень маленького воздействия при наличии уже огромного усилия, репка достается.

Но есть ли в моем случае это предельное усилие еще до того, как на помощь придет эта самая «мышка»? Грубо говоря, делаю ли я достаточно в своей жизни, чтобы для преодоления сложившейся ситуации (просыпания) было бы достаточно лишь малого воздействия? Мне кажется, что пока не делаю. Ну и как я тогда собираюсь просыпаться?