«Это какой-то новый вид экологического неоколониализма»

Путин назвал вызовы ближайшего времени и поставил задачи бизнесу. Обзор

Виктор Васнецов. Витязь на распутье
Виктор Васнецов. Витязь на распутье
Виктор Васнецов. Витязь на распутье

Ежегодное пленарное заседание Российского союза промышленников и предпринимателей стало юбилейным — в этом году организация отмечает 30-летие.

По традиции с представителями бизнеса встретился президент России Владимир Путин. На заседании он выступил с речью и ответил на вопросы членов союза.

Экономика России вышла из кризиса и готовится к трансформации

В начале встречи Путин подвел итоги года и обозначил тенденции ближайшего периода. По его словам, «объективные индикаторы… говорят о том, что уже к середине текущего года российская экономика восстановилась от последствий эпидемии коронавируса, вышла на докризисный уровень».

Помогли в этом, по мнению российского президента, масштабные меры поддержки экономики и ответственное поведение бизнеса. Восстановительный период завершается, и теперь российская экономика должна перейти к росту, «предстоит масштабная трансформация всей экономической жизни».

При этом ключевыми факторами этой трансформации станут цифровизация, экологическая повестка, а также «создание фактически новых отраслей» и «фронтальное развитие инфраструктуры».

«За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?»

Сразу возникает очевидный вопрос, кем будет профинансирована трансформация экономики России. Этот вопрос Путин также не обошел стороной. С одной стороны, существуют «солидные государственные ресурсы».

С другой стороны Путин отметил, что крупный бизнес накопил значительные средства: «Растет прибыль организаций, особенно в отраслях, которые получают сейчас хорошую „премию“ от благоприятной, высокой конъюнктуры на внешних рынках».

В своем выступлении он сослался на статистику: «За январь — сентябрь 2021 года чистая прибыль организаций составила 21,6 триллиона рублей. Это на 63,7% больше, чем в соответствующий период 2019 года, то есть допандемийного».

Путин как бы намекнул, что государство не только видит, кто «снимает сливки» с удачной экономической конъюнктуры и получает сверхдоходы, но и следит за тем, куда они распределяются, а также помнит, кто конкретно получал налоговые льготы из бюджета.

Здесь стоит процитировать подробнее: «Не секрет, что и на выплаты повышенных дивидендов акционерам направляются значительные ресурсы. Это, кстати, показывает и мониторинг Федеральной налоговой службы, в котором оценивается активность крупнейших российских групп компаний. Учитывается размер прибыли, сумма выплаченных дивидендов и вложений в инвестпроекты и, конечно, принимаются во внимание налоговые льготы, полученные группами компаний. Всегда внимательно правительство это анализирует и мне своевременно об этом докладывает».

В связи с этим Путин прямо заявил, что сверхдоходы бизнеса нельзя «просто „распылять“ и „проедать“». А значит финансировать развитие России должен и крупный капитал: «Полученный сейчас финансовый ресурс — это мощная база для расширения производства, наращивания капиталовложений, для запуска новых, перспективных деловых инициатив, — того, что движет экономику страны вперед».

В ходе дискуссионной части заседания состоялось обсуждение и так называемого Фонда фондов, который планируется создать при сопровождении Фонда прямых инвестиций.

Путин заявил, что государство намерено внести в капитал фонда 10 млрд рублей, и напомнил бизнесу про его лепту: «Наши предварительные договоренности заключались в том, что представители крупных компаний внесут соответствующую сумму — тоже 10 миллиардов. Надеюсь, что слово, данное нашими предпринимателями, тоже будет исполнено».

При этом инвестиционные проекты фонда должны отбираться не только государством, но и при непосредственном участии бизнеса. Как заявил Путин, навязывать здесь что-либо «бесполезно и бессмысленно».

Очевидно, что крупнейшим фактором, влияющим на развитие экономики, является пандемия коронавируса. От того, как она будет развиваться, зависит будущее и мировой, и российской экономики. И здесь Путин тоже сказал пару слов.

Штамм «Омикрон» еще не изучен, но «Спутник V» уже эффективен

В последний месяц началось стремительное распространение по миру штамма «Омикрон», в том числе в «относительно благополучных странах». По словам Путина, будущие последствия этого «еще непонятны». Россия при этом уже начала исследования нового штамма. Российские специалисты, по словам президента, уже прибыли в ЮАР и приступили к исследованиям «Омикрона» вместе с южноафриканскими коллегами.

«Одни исследователи говорят, что это более легкая форма, а другие говорят о возможных тяжелых последствиях после того, как люди им переболеют. Резко возросло количество болеющих коронавирусом детей, причем с тяжелыми последствиями. Просто мы должны это знать», — отметил Путин.

При этом заболеваемость в европейских странах выше, чем в России: «Великобритания — 67,2 миллиона человек сейчас у них населения. У нас — 146. Я уже говорил, у нас 26–28 тысяч в день заболевает, а в Великобритании, по их официальным данным, — 88 тысяч. Население почти в два раза меньше, а заболевших в три раза почти больше».

Стоит подчеркнуть, что российский президент сравнивает прошедшую в Великобритании вакцинацию с ситуацией в России, где уровень вакцинации не дотягивает до «передовых» стран. Впрочем, никаких выводов Путин из такого сравнения в своем выступлении не сделал.

Он обратил внимание на другое — на нехватку вакцины в некоторых странах Европы. В частности, в Германии, где и уровень вакцинации «достаточно низкий по сравнению с другими европейскими странами», и не хватает препаратов для бустерной вакцинации.

«Мы даже можем поделиться уже имеющимися у нас препаратами, имею в виду и для бустерной вакцинации, в том числе и для европейских стран. Если, конечно, у них есть такая необходимость и желание», — заявил Путин, уточнив позже, что речь идет о «Спутнике Лайт». При этом Россия, возможно, будет бесплатно поставлять вакцину в те страны, которые не могут себе позволить крупномасштабную вакцинацию, «имея в виду, что в конечном итоге мы все заинтересованы в том, чтобы подавить эту инфекцию».

«„Спутник V“… работает хорошо, пожалуй, даже эффективнее по борьбе с „Омикроном“, чем другие применяемые в мире вакцины», — заявил президент. По его словам, в ближайшие дни специалисты по этому вопросу «дадут окончательную оценку».

По всей видимости, Россия и дальше будет стремиться соответствовать «лучшей европейской моде» в борьбе с пандемией коронавируса. В связи с этим Путин упомянул не только вакцинацию, но и столь популярные в Европе и США, но не никак не приживающиеся в суровом российском климате QR-коды и «сертификаты вакцинации».

Законопроект о QR-кодах примут… А потом?

По словам Путина, реакция российских властей на пандемию всегда балансировала между «вынужденными ограничениями» и «обеспечением устойчивости экономики».

То же самое будет и с законопроектом об использовании QR-кодов в общественных местах, одобренном Госдумой РФ в первом чтении.

«Нужны именно гибкие, просчитанные решения. Ничего нельзя делать, что называется, в ходе каких-то „лобовых атак“», — заявил Путин.

По его словам, законопроект «в существующей редакции требует доработки», тем более что, «работая над столь чувствительными нормами… необходимо учитывать все нюансы и жизненные ситуации».

Стоит отметить, что российский лидер ни разу не упомянул QR-коды, а все время оперировал понятием «сертификат вакцинированного». Видимо эта формулировка, избранная российским президентом, подводит черту под недавно развернувшимися поисками более благовидного названия QR-кодов, вызывающих острый негатив в российском обществе.

Доработка законопроекта поручена правительству совместно с Госдумой, Советом Федерации, объединениями работодателей, представителями гражданского общества, которые должны будут «учесть все вопросы, которые волнуют… граждан».

При этом технологическая часть системы ковид-пропусков к моменту ввода системы должна быть уже отработана. «До принятия любых изменений коллеги из правительства должны обеспечить полную технологическую готовность для системы сертификатов», — заявил Путин.

Россия будет переходить к «зеленой экономике» по собственным стандартам

В дискуссионной части пленарного заседания Путин достаточно подробно обсудил экологическую повестку, которая в последние годы стала мировым трендом. Российский президент раскритиковал подход развитых стран, который фактически направлен на сдерживание развития всего остального мира под предлогом борьбы за сохранение климата.

«Ответственность за накопленные выбросы в атмосферу несут промышленно развитые государства, они и должны взять на себя наибольшую нагрузку за то, чтобы решать эту задачу… Иначе это какой-то новый вид экологического неоколониализма», — заявил Путин.

По его словам, «все устремления, связанные с попыткой оседлать экологическую тематику для достижения своих конкурентных преимуществ, они, конечно, должны встречать с нашей стороны определенную реакцию». При этом Россия, по словам Путина не должна «идти на поводу у тех предложений, которые формулируют наши партнеры, скажем, в той же Европе», создавая тем самым под предлогом борьбы за экологию «наилучшие конкурентные условия» для одной из сторон.

Путин успокоил собравшихся, заявив, что у российских властей нет цели «душить российскую экономику и промышленность», однако это вовсе не означает, что Россия откажется от экологической повестки как таковой.

«Мы просто должны исходить из реалий, которые складываются в мире, из чувства ответственности за будущие поколения с точки зрения сохранения климата», — заявил Путин.

Одним из направлений, в котором Россия заинтересована, является «торговля углеродными единицами», которая является «по сути, новым видом бизнеса». Путин привел оценки специалистов, согласно которым «рынок торговли этими карбоновыми единицами оценивается примерно в $50 млрд». У России при этом «имеются серьезные конкурентные преимущества в этой сфере».

Другим направлением, которое Россия планирует развивать, является более экологичная энергетика. И здесь, по словам Путина, ситуация у нашей страны «лучше, чем во многих странах мира». Страна располагает развитой гидроэнергетикой, атомной энергетикой, а также огромными лесами с их поглощающей способностью.

На теме лесов Путин остановился отдельно, отметив ее важность в контексте выработки общемировых решений по защите климата. «Нам нужно добиваться того, чтобы обязательно учитывали поглощающую способность наших лесов при выработке общих решений, и мы будем к этому стремиться», — заявил российский президент.

В целом же Россия планирует, как и другие страны, перейти к «углеродной нейтральности» экономики. Пилотный проект до конца 2025 года будет реализован на Сахалине, после чего выработанные практики будут распространены на другие регионы страны.

Президент, отвечая на одно из выступлений, также дал понять, что никакие сроки и планы по снижению выбросов в атмосферу отодвигаться не будут. К 2030 году выбросы должны снизиться вдвое, и «это надо сделать, что называется, „кровь из носа“, просто добиться этой цели».

В частности, речь зашла о федеральном проекте «Чистый воздух», предполагающем снижение выбросов в атмосферу в 12 городах, где сложилась негативная ситуация. Речь идет о Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.

«В 12 городах проблема с выбросами, и мы должны ее решить во что бы то ни стало. Поэтому я обращаюсь к вам с настоятельной просьбой не откладывать в долгий ящик, приступать к работе сейчас, ничего не переносить… Все, у нас лимит времени исчерпан», — заявил Путин.

Антироссийские санкции и технологический суверенитет

Путин отметил, что экономические санкции, которые были первоначально инструментом политического давления, превратились в «инструмент недобросовестной конкуренции». В качестве примера он сослался на производство гражданских самолетов МС-21.

«Крыло для МС-21, жгуты из современных материалов. У нас был контракт с американскими компаниями. Никакого отношения не имеет к оборонной промышленности, вообще никакого — взяли, ввели санкции. Почему? А потому что „Боинг“ такой же продукт выдвигал, готовил на мировые рынки», — отметил Путин.

А значит, санкции будут вводиться и дальше. Российский президент дал понять, что нет никаких иллюзий на этот счет: «Окраска… санкций может быть какая угодно, но цель одна — создать наиболее благоприятные условия для своих компаний, я имею в виду наших партнеров-конкурентов». В связи с этим России следует работать «над повышением своего технологического суверенитета», отметил российский лидер. Тем более что мир сегодня «достаточно жесткий, а в некоторых его проявлениях и жестокий».

Как известно, никакой технологический суверенитет не может существовать без развитого и качественного образования. О развитии колледжей и техникумов также пошла речь на форуме.

Техникумы и колледжи ожидает цифровизация и крупные капвложения

В дискуссионной части заседания зашла речь о развитии системы среднего специального образования. На эти цели государство планирует потратить 30 млрд рублей. Путин напомнил основные цели вложений.

Во-первых, средства вкладываются, чтобы подготовка кадров отвечала потребностям рынка труда. «Второе, чтобы подготовка шла на современном уровне, с использованием современных методик, механизмов, инструментов и так далее, прежде всего имеется в виду цифровизация», отметил Путин.

Еще одна цель — повышение качества образования. «Третье: мы хотим, чтобы в этих учебных заведениях был существенным образом повышен уровень общей подготовки, [чтобы] люди, которые проходят обучение в этих учебных заведениях, были готовы и дальше развиваться, дальше идти вперед, приобретать нужные навыки», — подчеркнул президент.

Также планируется поддержать воспитателей-наставников: «И, наконец, четвертое: чтобы известным, нужным образом и нужного качества добивались те наставники, которые занимаются воспитанием учеников».

В ходе заседания прозвучало предложение предоставить бизнесу налоговые льготы на инвестиции в среднее специальное образование. Путин ответил конкретно: «Что касается налоговых льгот… Если Антон Германович [Силуанов] говорит, что можно сделать, значит, считайте, что уже почти сделали».

Поддержка малого и среднего бизнеса

В ходе заседания невозможно было обойти и важнейшую тему поддержки малых и средних предприятий и предпринимателей, по которым в результате пандемии коронавируса и предпринятых ограничительных мер был нанесен наиболее значительный удар.

Путин напомнил, что государство во время пандемии потратило на поддержку экономики 4,5 трлн рублей, «и в основном, главным образом, все было направлено на поддержку малого и среднего бизнеса».

Российский президент в ответ на вопрос из зала пояснил, что власти могут сохранить «пандемийную» поддержку предприятий малого и среднего бизнеса и в будущем.

«Сейчас правительство как раз над этим работает. И я просил коллег из правительства как раз подумать на эту тему, потому что действительно ситуация… остается сложной, и есть определенные ограничения», — заявил Путин.

В последние годы многие эксперты отмечают, что попытки России интегрироваться в Запад, следуя задаваемым там тенденциям и траекториям, провалились. В этой связи буквально в воздухе возникла неопределенность: куда же все-таки движется Россия? Эта неопределенность царит и в бизнесе.

Путин в своем выступлении дал понять, что Россия в целом принимает повестку, задаваемую совокупным Западом: это и экология с ее «углеродной нейтральностью», и цифровизация, и пресловутые QR-коды. Однако президент старается обозначить некоторую дистанцию: мол, Россия движется как бы «параллельным курсом», но видит и старается обойти те рифы и подводные мины, которые заранее предусмотрены для нашего государства западными «партнерами». В итоге ощущение от слов президента двойственное. И все более ясно проступает необходимость собственной повестки во всех сферах.