Внешнеполитические цели стратегии Трампа
Острая перепалка Дональда Трампа и Ким Чен Ына, повергшая ближайшие страны в истерию, решение американского президента по признанию Иерусалима столицей Израиля и переносе туда посольства США, другие резкие заявления американского лидера — все это говорит о некоторой последовательной стратегии США во внешней политике.
Некоторые политологи видят значительное влияние на политику Трампа крайне правых кругов, в которые входит советник и зять президента США Джаред Кушнер. Еще 2 декабря агентство Блумберг со ссылкой на неназванные источники опубликовало информацию о том, что госсекретарь Рекс Тиллерсон обеспокоен тем, что Джаред Кушнер скрывает от него часть информации о своих переговорах с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом. Раздражение Рекса Тиллерсона вызвала автономность Кушнера в решении вопроса Палестины и Израиля. Он небезосновательно полагал, что такие переговоры могут усугубить ситуацию в регионе и спровоцировать хаос.
Так и произошло. 6 декабря Дональд Трамп объявляет о признании Иерусалима столицей Израиля и о переносе туда из Тель-Авива американского посольства. После этих заявлений последовала серия акций протеста против решения Трампа. Выступления в поддержку Палестины прошли в Марокко, Египте, Ливане, Индонезии, Швеции, Германии, на палестинских территориях и еще ряде стран. С осуждением действий Трампа выступили европейские лидеры. Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Англии Тереза Мэй 6 декабря через свои пресс-службы выступили против инициативы Трампа. Президент Франции Эммануэль Макрон 10 декабря призвал израильские власти прекратить строительство поселений на Западном берегу реки Иордан. Даже Польша выступила с заявлением, что не намерена признавать Иерусалим столицей Израиля. «Польша не изменит мнения, потому что мы считаем по-прежнему, что этот вопрос должен быть решен на прямых, двусторонних переговорах между израильтянами и палестинцами, основываясь на международном праве, на основе резолюций Совета Безопасности ООН», — заявил 11 декабря глава МИД Польши Витольд Ващиковский.
Но жесткие заявления звучали не только в Европе. Президент Египта 6 декабря в телефонном разговоре с Трампом заявил, что действия США могут уничтожить все шансы на установление мира на Ближнем Востоке.
Видимо и тайные попытки Джареда Кушнера в переговорах с саудитами ничего не дали. Саудовская Аравия резко осудила решение Трампа и назвала его «несправедливым и безответственным». Против Израиля стал формироваться мощный союз. Президент Палестины Махмуд Аббас заключил соглашения о примирении между своей партией ФАТХ и исламистской группировкой ХАМАС. В это время мощная суннитская военная держава Турция и шиитский Иран, злейший враг Израиля, идут на сближение.
Такая внешняя политика возможна только в том случае, когда лидер страны уверен в том, что у него надежный тыл. А кто этот самый тыл? Это добрая половина населения США: «синие воротнички», религиозные активисты и фермеры. Это подавляющее большинство в Конгрессе — голосование за импичмент показало, что 58 конгрессмена «за» отставку Трампа, а 364 конгрессмена «против». Ну, и, конечно, главный финансист президента — это его зять американский миллиардер и ортодоксальный иудей Джаред Кушнер. Не зря сейчас Кушнер занимает пост старшего советника президента.
Что же получилось в итоге на поле большой политики в результате действий США?
Радикальные военные круги Израиля получили однозначную поддержку со стороны США своей аннексии территории Палестины. Радикальные исламисты всех мастей стали сплачиваться вокруг израильского врага. Сунниты и шииты в лице Турции и Ирана, также нашли общую точку в своих взаимоотношениях. Европейцы продемонстрировали единодушное неприятие политики Трампа на Ближнем Востоке, что подтачивает возможности Соединенных Штатов на дипломатическом поле.
Все эти факты, кроме последнего пункта, говорят о том, что «тлеющую точку» на Ближнем Востоке силам, стоящим за Трампом, надо разогреть и превратить в пламя. Что получит Израиль в результате действий Трампа? Очень вероятно, что будет крупный военный конфликт в этом регионе. Этот конфликт, кстати, выгоден оборонке США. Напомним, что на следующий год оборонный бюджет США составит 692 миллиардов долларов. Из них 66 миллиардов долларов пойдет на поддержание военных операций США за рубежом.
США выгодны подобные конфликты по всему миру. Создавая проблемы у границ своих геополитических конкурентов, Вашингтон продлевает свое экономическое и политическое первенство. Поэтому дипломатические потери США, связанные с признанием Израиля, не значительны по сравнению с теми перспективами, которые они получат в экономическом и политическом плане при погружении мира в хаос.