Чего достиг второй президент Армении на своем посту?

Экс-президент Армении Роберт Кочарян отмечает день рождения

Изображение: © Архив семьи Кочарян
Роберт Кочарян
Роберт Кочарян

31 августа отмечает свое 66-летие экс-президент Армении Роберт Кочарян. Почти два года Роберт Кочарян пробыл под арестом, который как в Армении, так и в России многие оценивают как незаконное, антиконституционное политическое преследование, но сейчас он на свободе. Судят экс-президента за то, что в 2008 году он не позволил осуществить государственный переворот — теперь за это его самого обвиняют в «свержении конституционного строя».

Время его правления — с 1998 по начало 2008 года — сегодняшние власти Армении на официальном уровне рисуют самыми черными красками. В этом они полностью солидаризируются с многочисленными западными НКО и соросовскими организациями. Однако далеко не все с этим согласны. Многие помнят, что именно Кочарян преодолел полную разруху «лихих» 1990-х и наладил, наконец, устойчивую жизнь в Армении.

Роберт Кочарян — один из немногих людей, возглавлявших на своем веку не одно, а два государства. В 1992 году, во время самых тяжелых боевых действий, Роберт Кочарян возглавил государственный комитет обороны Нагорно-Карабахской республики, а с декабря 1994 года по март 1997 был ее президентом.

Итак, за 10 лет руководства Роберта Кочаряна ВВП Армении вырос в пять раз, от 1,8 до 9,2 млрд долларов (данные за 1998 и на конец 2007 года). Также впятеро выросла и доля ВВП на душу населения — с 600 долларов в 1998 году до 3 130 в 2007.

Соотношение госдолга к ВВП уменьшилось в 3,5 раза — в 1998 году госдолг составлял 46% от ВВП, в 2007 — уже 13%.

Госбюджет вырос с мизерных трехсот без малого миллионов долларов до почти трех миллиардов, то есть в 10 раз.

За это время был существенно поднят уровень средней номинальной заработной платы населения — с 35 долларов в месяц до 217 — что может показаться не слишком много, но тотальное разрушение государства было преодолено и беспросветная нищета отступила. Еще существеннее поднялся уровень минимальной зарплаты — в 20 раз. Втрое вырос и размер пенсий.

Как следствие, более чем вдвое снизилось число граждан Армении, находившихся за чертой бедности. В 1998 году таких было 55% (больше половины населения!), к 2008 году — осталась четверть. И, что еще важнее, более чем в 6 раз сократилось число жителей Армении, живущих в крайней бедности. Если в 1998 году их было 22,9%, то есть почти четверть всех живущих в Армении, то в 2007 году — уже менее 4%.

Наконец, очень важный для любой страны, а для малонаселенной Армении в особенности показатель — демографический, в том числе баланс между эмиграцией и иммиграцией. С самого распада СССР и до 2004 года из Армении уезжало гораздо больше людей, чем приезжало.

«Рекордными» здесь были 1992 и 1993 годы. За эти три года страну покинули почти полмиллиона человек. Затем число уезжающих снизилось, и с 2004 по 2006 год баланс был в пользу приезжающих — за три года в Армению приехали более 36 тыс. человек.

Начали восстанавливаться разрушенные автомагистрали, обрели вторую жизнь пришедшие в полное запустение при правлении первого президента Армении Левона Тер-Петросяна курортные города Цахкадзор, Дилижан, Агверян, Джермук, побережье озера Севан.

Роберт Кочарян сыграл важную роль в переговорах по Карабаху: при нем в документах на уровне Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию было закреплено право нации на самоопределение. При этом он отстаивал принцип урегулирования конфликта исключительно мирным путем.

Пакетный вариант карабахского урегулирования, предусматривающий сначала достижение всех договоренностей, а потом претворение их в жизнь, был предложен Кочаряном в противовес поэтапному, который считается небезопасным для Карабаха.

Именно в годы его президентства стороны были как никогда близки к подписанию выгодного Армении и Карабаху документа по урегулирования — в американском Ки-Уэсте.

И, наконец, когда второй и последний (согласно конституции Армении) президентский срок Роберта Кочаряна подошел к концу, он удержал страну от погружения в хаос мятежа, поднятого в полном соответствии с шаблонами всех «цветных» революций.

Власть была передана мирно, а Роберт Кочарян ушел со всех государственных постов. Экс-президент выступал против изменений в Конституцию Армении 2015 года, сделавших ее «суперпремьерской» республикой.

Сейчас Роберта Кочаряна судят, объявив его действия в 2008 году «узурпацией конституционного строя».