Минувшим летом на Тайване разгорелись коррупционные и финансовые скандалы с участием оппозиционных партий. Они обвинили в охоте на ведьм правящую Демократическую прогрессивную партию

Прогрессивная демократия правящей партии Тайваня

Изображение: Антон Рафаэль Менгс. Триумф истории над временем (фрагмент). 1772 год — копия
Двуликий Янус
Двуликий Янус

Лето 2024 года стало жарким в политической жизни Тайваня. Однако полем для борьбы стали в основном не трибуны митингов, пресс-конференции и партийные съезды, а залы суда и кабинеты прокуратуры.

Оппозиция обвинила правящую Демократическую прогрессивную партию (ДПП) в охоте на ведьм и подавлении политических противников. Это при том, что ДПП позиционирует себя как борца с авторитаризмом, как в Китае в лице Коммунистической партии, так и на Тайване в лице Гоминьдана времен Чан Кайши.

Тайваньская народная партия

В центре самого громкого скандала оказалась так называемая третья сила на острове — Тайваньская народная партия (ТНП). Она имеет немного мест в парламенте — восемь. Но именно они нужны обеим основным силам для получения парламентского большинства.

Под удар попали лидер партии Кэ Вэньчжэ, некогда его правая рука в мэрии Тайбэя Хуан Шаньшань и единственный победитель на местных выборах от партии — мэр Синьчу Энн Као.

Первым по времени прогремел скандал с Као. 26 июля она была осуждена на 7 лет и 4 месяца за присвоение общественных фондов в бытность депутатом парламента острова.

Во время развития параллельного сюжета о плагиате в ее научной работе на ученую степень она обвинила одного из своих обвинителей в клевете Чень Шифэнь из американского университета Западного Вашингтона. Однако ее утверждения были признаны ложными и порочащими честь Чень Шифэнь. За это Као дали еще 10 месяцев тюрьмы.

В августе разгорелся скандал с финансированием предвыборной кампании Кэ Вэньчжэ, в который оказались вовлечены партийные функционеры. 18 июля Контрольный юань, который журналисты называют оплотом ДПП, опубликовал декларации кампаний всех кандидатов в президенты на выборах 13 января.

Две фирмы, которые согласно декларации ТНП организовывали для партии мероприятия, на что выделялись деньги, заявили, что на самом деле никаких партийных средств в глаза не видели. Речь шла о $284 тысячах.

На пресс-конференции 12 августа в партии признали, что в бухгалтерском учете, которым занимался наемный специалист, есть ошибки в фиксировании доходов и расходов предвыборного штаба Кэ Вэньчжэ. Контрольный юань начал проверку, а прокуратура обыскала офис компании-продавца товаров под брендом партии «KP», офис бухгалтерской фирмы, ведшей бухучет кампании, и офис самого лидера партии.

Через несколько дней Хуан Шаньшань заявила, что берет всю ответственность на себя, и вышла из Центрального комитета партии. Кэ Вэньчжэ попросил ее остаться и разобраться с ситуацией. Однако вскоре Хуан Шаньшань временно приостановили членство в партии. Такая же мера была предпринята в отношении заведовавшего финансами ТНП во время выборов Ли Вэньцуна.

Но самый громкий скандал разразился вокруг самого Кэ Вэньчжэ. Депутат парламента от ДПП Линь Йеньфэн заявила, что ей стало известно о покупке политиком дорогого офиса неподалеку от Законодательного юаня (так называется парламент острова). Сделана покупка была на средства, выплаченные правительством участникам президентских выборов.

По подсчетам Линь Йеньфэн, своих денег Кэ Вэньчжэ и его жене Пэгги Чен не хватило бы на покупку офиса и элитного жилья, которое супруга политика якобы присматривала.

Кэ Вэньчжэ признался, что действительно купил офис за $1,34 млн. По его словам, две трети из предоставляемых правительством после выборов денег полагаются кандидату, одна треть — партии.

Часть положенной ему суммы он потратил на личный офис. Он обратил внимание, что его оппоненты на президентских выборах Лай Циндэ от ДПП и Хоу Юи от Гоминьдана поступали подобным образом. Обзавелась собственным офисом и ушедшая президент острова Цай Инвэнь.

От этих обвинений со стороны ДПП пострадала только репутация Кэ Вэньчжэ. Следующие эпизоды могут грозить ему уже тюремным сроком.

В мае 2024 года прокуратура начала расследование двух коррупционных дел в тайваньской столице времен бытности Кэ Вэньчжэ мэром Тайбэя. Одно из них касается увеличения коэффициента площади здания торгового центра Core Pacific City Mall, которое позволит его застройщикам получать большую прибыль.

Прокуратура проверяет возможность получения чиновниками мэрии взятки за изменение параметров проекта. Под подозрение попал заместитель Кэ Вэньчжэ на посту мэра Пон Ченшен. В итоге и он, и сам Кэ Вэньчжэ были задержаны.

Пока Кэ Вэньчжэ не предъявлены обвинения. Однако по закону он может содержаться под стражей до 4 месяцев.

В конце сентября свидетели по делу дали показания, что Кэ Вэньчжэ давал личные указания по увеличению коэффициента площади здания Core Pacific City Mall.

Важно отметить, что обвинили бывших сотрудников мэрии в коррупции члены городского совета ДПП.

Еще одним эпизодом с подозрением на коррупцию и причастность к ней Кэ Вэньчжэ стала продажа компании Shin Kong Group двух участков земли в технопарке Шили Бэйту, для которых у фирмы не было бизнес-плана. Члены городского совета от ДПП, образовавшие комиссию по расследованию еще в апреле 2024 года, отметили, что дочерью главы Shin Koing Group Юджина Ву является Синтия Ву, которая была кандидатом в вице-президенты острова в предвыборной паре с Кэ Вэньчжэ. Сейчас она является официальным представителем ТНП.

Оказавшись в центре скандала, Кэ Вэньчжэ 29 августа заявил, что уходит во временный отпуск с поста лидера партии на три месяца. Арестован он был 5 сентября. Политик заявил, что не будет обжаловать решение о своем аресте, а будет наоборот помогать прокурорам разобраться в деле.

Столкнувшись с таким преследованием со стороны правоохранительных органов, Тайваньская народная партия обвинила ДПП в подавлении оппонентов. В ТНП заявили, что после разгрома ее самой следующим будет Гоминьдан.

Гоминьдан

Некоторые члены партии уже столкнулись с преследованием со стороны правоохранительных органов. Комиссар уезда Синьчу Ян Вэнь-кэ 17 июля был обвинен в получении взятки в сфере недвижимости. В этот же день родственники депутата Законодательного юаня от Гоминьдана Су Цзяосинь были обвинены в отмывании денег.

Депутат Сра Како подозревается в коррупции и лоббировании интересов компаний «зеленой энергетики». Ему приписывается организация встреч представителей компаний с представителями властей, оказание давления на последних. Некоторым представителям компаний депутат предоставил статус своих помощников.

Спикеру городского совета Пиндуна Чоу Тиньлунь грозит 4 года тюрьмы за подкуп избирателей. Примечательно, что эпизоды обвинения связаны со сбором подписей в поддержку независимого кандидата в президенты Терри Гу, который сейчас формально не имеет отношения к Гоминьдану, тогда как у партии был свой кандидат Хоу Юи.

Здесь на первый взгляд какие-то следы деятельности ДПП не просматриваются. Однако другое громкое дело в отношении Гоминьдана, которое получило развитие этим летом, совершенно точно появилось в результате деятельности правящей партии.

Придя во второй раз к власти в 2016 году, ДПП запустила процедуру введения на Тайване норм правосудия переходного периода. Партия стоит на том, что это необходимо после эры авторитаризма, которую начал Чан Кайши.

Подконтрольным ДПП парламентом был принят закон, предусматривающий отслеживание собственности, полученной неправедным путем, и ее перераспределение. Был создан Комитет по перераспределению неправедно полученных партийных активов.

До суда дошло дело о присвоении и последующей продаже Гоминьданом 458 участков земли по явно заниженным ценам. Однако даже при этих заниженных ценах партия получила $27,2 миллиона.

В итоге суд заморозил $3,13 млрд активов партии. И кроме того обязал ее выплатить $27,2 миллиона, полученные от продажи участков. Партия обжаловала судебные решения по этому делу, однако в марте Верховный административный суд острова отклонил ее апелляцию.

Это серьезная сумма для партии. Некоторые СМИ даже обсуждали возможные варианты ее банкротства и возобновления деятельности под другой вывеской.

Демократическая прогрессивная партия

Какую оценку действиям ДПП можно дать? Прямых доказательств организации травли политических оппонентов со стороны правящей партии, конечно, нет. Однако дело по увеличению коэффициента площади здания Core Pacific City Mall против Кэ Вэньчжэ было поднято членами городского совета Тайбэя от ДПП. Как и обвинение его в неправедной покупке дорогого офиса.

В случае же с огромным штрафом в отношении Гоминьдана он является прямым результатом усилий ДПП в сфере правосудия переходного периода. Партия применяет методы уже экономической войны против оппонента. Атакуется не политическая позиция Гоминьдана и не мировоззрение партии, а ее экономический базис, который не имеет отношения к ее политике.

Если же говорить об отношениях ДПП и Кэ Вэньчжэ, то в какой-то мере партия сама виновата в том, какой человек оказался на посту мэра Тайбэя. На выборах мэра столицы острова в 2014 году ДПП не выставила своего кандидата, а поддерживала именно Кэ Вэньчжэ. Тот тогда был ярым противником Гоминдана в движении «Подсолнух», которое выступило против подписания торгового соглашения с Китаем и даже захватило здания парламента Тайваня и правительства. Это теперь он вступает в соглашения с Гоминьданом против ДПП, формируя оппозиционное большинство в парламенте.

Поэтому ДПП сильно поспособствовала приходу к власти в столице человека, которого теперь ее же члены обвиняют в коррупции и тратах, не соответствующих его статусу.

Относительно обвинений в натравливании прокуратуры на политических оппонентов ДПП может возразить, что ее представители также подвергаются преследованию со стороны правоохранительных органов. Бывший мэр Таоюаня Чен Вэньцзань обвинен в коррупции при изменении земельных участков в городе, и ему грозит 12 лет тюрьмы.

Однако журналисты считают, что это может быть связано со внутренним противостоянием в партии. Чен Вэньцзань считается человеком бывшего президента Цай Инвэнь и фигурой, конкурентной нынешнему президенту. Скандал с ним может быть следствием действий, направленных на удаление его из политики.

В итоге даже в условиях отсутствия прямых доказательств организации со стороны ДПП травли политических противников видно, что партия не чурается никакими методами для борьбы, даже если они сильно выходят за рамки представлений о честной политической конкуренции за умы и сердца избирателей.

Конечно, противники ДПП не чураются подобными же методами. Они также обвиняют соперников в коррупции, плагиате, пользуются любовными скандалами с их участием. Авторитарное правление Чан Кайши и Гоминьдана, политические репрессии в отношении оппонентов были на самом деле. Однако теперь партия отошла от этого наследия прошлой эпохи. А вот ДПП, позиционирующая себя как противоположность Гоминьдану времен авторитаризма и присвоения им собственности, выглядит крайне нелицеприятно на фоне обвинений в преследовании оппонентов и в коррупции.