Кроме сложившейся системы, мечущейся между частно-собственническим интересом и государственным благом, есть люди, подобные Павлу Мишину, понимающие цену последним секундам своей жизни

Бесконечно толстые красные линии


Обзор ключевых событий недели

«Черный день календаря»

1 июня 2025 года стал очередным «черным днем календаря» в современной российской истории. Утром стало известно, что в ночь с 31 мая на 1 июня на перегоне Пильшино — Выгоничи в Брянской области в результате обрушения одного из пролетов автомобильного моста с рельс сошел пассажирский поезд, следовавший по маршруту Климов — Москва. Пролет моста упал прямо перед подъезжавшим поездом, и тот врезался в него. Несколько человек погибло на месте, десятки получили травмы и были госпитализированы.

В тот же день утром во время прохождения по нему грузового поезда обрушился ж/д мост в Курской области на 48-м километре трассы Тросна — Калиновка Железногорского района. Часть поезда рухнула вниз на автомобильную дорогу, проходившую под мостом.

В обоих случаях, согласно заявлению Следственного комитета РФ, мосты обрушились в результате подрыва. То есть речь идет о теракте.

Вдобавок к этому (и явно намекая на свою причастность к двум указанным выше инцидентам) ГУР минобороны Украины сообщило о подрыве военного товарного состава под Мелитополем, следовавшего в сторону Крыма.

Изображение: (сс) Александр Хинштейн
Рухнувшая секция тепловоза на железной дороге в Курской области. 1 июня. 2025
Рухнувшая секция тепловоза на железной дороге в Курской области. 1 июня. 2025

Напомним, что 21 мая в этом же районе Брянской области, где сошел поезд, сотрудниками ФСБ была ликвидирована украинская ДРГ. А 25 мая в Белгородской области ж/д состав наехал на взрывное устройство. И в целом количество сообщений о предотвращенных ФСБ терактах, готовившихся по заданию Украины, зашкаливает, мы слышим об этом чуть ли не ежедневно.

Однако в данном случае речь, по-видимому, идет не просто о серии однотипных терактов с целью запугивания населения. По мнению некоторых экспертов, означенные теракты (или, точнее, диверсии) в Брянской области могут быть прологом к инициированию логистического кризиса на территории Брянской области, что, в свою очередь, является подготовкой к масштабному вторжению ВСУ в регион. Примерно такому, как в августе прошлого года в Курской области.

Напомним, что все описанное выше и далее произошло накануне переговоров в Стамбуле, с явной целью срыва переговорного процесса.

А днем за серией диверсий на железной дороге последовал ряд атак беспилотниками по четырем аэродромам стратегической авиации Вооруженных сил Российской Федерации. Нападению подверглись авиабаза Оленья в Мурманской области, авиабаза Дягилево в Рязанской области, авиабаза Белая в Иркутской области и военный аэродром близ Иваново. Атака беспилотников на аэродром в Амурской области сорвалась по техническим причинам: прицеп грузовика, везшего беспилотники к месту назначения, загорелся на трассе.

Ответственность за содеянное взяла на себя Украина: по словам главы СБУ Василия Малюка, операция «Паутина», в результате которой Россия потеряла несколько своих стратегических ракетоносцев, готовилась полтора года.

Атака стала полной неожиданностью, украинцы использовали довольно оригинальную схему маскировки: дроны стартовали из контейнеров, перевозимых в фурах. Впрочем, авторами этого подхода являются вовсе не ВСУ, технология старта БПЛА из морских 20-футовых и 40-футовых контейнеров была разработана Пентагоном в начале 2000-х годов для беспилотников XQ-58 Valkyries. Затем эстафету приняли немцы из Rheinmetall и израильтяне из UVision. С появлением дешевых «бытовых» квадрокоптеров с дистанционным управлением идея их упаковки в любой контейнер подходящего размера для скрытой переброски к объекту атаки рано или поздно была бы реализована тем или иным способом. Так что главной проблемой в данном случае была не сборка готовых «изделий», а их беспрепятственная доставка в пункт назначения. Как все понимают, в условиях, когда довольно простые и как бы гражданские дроны массово собираются волонтерами чуть ли в гаражах по всей России, выявить среди этого мощного добровольческого движения вкрапления украинских ДРГ не такая уж простая задача.

Изображение: CC BY 4.0
Беспилотные летательные аппараты, размещенные в контейнерах перед отправкой  в грузовиках к точкам запуска с целью атаки российских военных аэродромов
Беспилотные летательные аппараты, размещенные в контейнерах перед отправкой в грузовиках к точкам запуска с целью атаки российских военных аэродромов

Что, впрочем, не отменяет вопроса, почему произошло то, что произошло, кто в этом виноват и какие меры необходимо принять, дабы подобное не повторилось в будущем. О чем должны позаботиться соответствующие институты и органы, обладающие и требуемыми для этого компетенциями, и полномочиями, и, самое главное, ресурсами.

Нас же больше интересует реакция на это прискорбное во всех смыслах событие, поскольку эта реакция, мягко говоря, странная и к ней следует присмотреться повнимательнее.

Первая странность, которая бросается в глаза — это весьма опасный информационный вброс о том, что администрация США якобы была в курсе готовящейся операции. Ведь если это так, то выходит, что американцы, зная о планируемых атаках и постоянно разглагольствуя о мире, эту суперважную информацию от российской стороны утаили. Вброс этот был опубликован днем 1 июня весьма уважаемым американским изданием Axios, близким к Белому дому, со ссылкой на некоего неназванного украинского чиновника. Спустя несколько часов данное сообщение на сайте издания было исправлено, поменяв смысл на противоположный — мол, украинцы не сообщали США об операции «Паутина». Для непонятливых и тех, кто не имеет привычки перечитывать исправленные новости, этот тезис был вновь озвучен со ссылкой на собственные источники корреспондентом американского телеканала CBS при Белом доме Дженнифер Джейкобс.

«Источники в администрации заявили CBS News о том, что Белому дому не было известно о подготовке сегодняшней крупномасштабной атаки беспилотниками Украины на российские военные самолеты», — написала она в соцсети X.

Сама администрация Белого дома предпочла отмолчаться, никаких официальных заявлений по поводу случившегося не последовало ни первого, ни второго июня. Лишь телеканал CNN со ссылкой на неназванных должностных лиц в американской администрации уведомил, что главу Пентагона Пита Хегсета регулярно информировали о ходе диверсионной операции «Паутина» — то бишь подавали новостные дайджесты.

Совершенно ясно, что понесенные нами потери стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев (какими бы они ни были) — это не только и не столько про Украину, сколько про потенциальный конфликт с НАТО, о котором уже год талдычит Европа. Главный выгодоприобретатель украинской операции «Паутина» — не Киев, а Вашингтон. Поэтому ответ на вопрос о том, были ли Трамп и его команда осведомлены о готовящемся нападении на наши аэродромы, очень сильно меняет всю стратегию России в отношениях с Западом. Либо это эксцесс, который можно списать на самодеятельность украинцев, либо все это время Трамп дурил нам голову своими разговорами о мире, пряча нож за спиной.

Впрочем, нельзя исключать и версию о том, что это часть игры «глубинного государства» против Трампа, чтобы торпедировать призрачно-зыбкий процесс нормализации отношений Вашингтона с Москвой. Мол, поведутся русские на вброс и поостерегутся мириться, а дальше импульсивность и нарциссизм Трампа сделают процесс развода необратимым. Такой сценарий выгоден и Украине, и Демпартии США, и, чего греха таить, Китаю, которому нужно удержать Россию в своей орбите, не дав блокироваться с США.

Дальше возникает странность № 2, дополняющая странность № 1.

2 июня депутат Верховной рады Роман Костенко в интервью YouTube-каналу «НВ» заявил, что без использования разведданных Запада Киев не смог бы осуществить свою атаку по российским авиабазам. По его словам, российские военные самолеты постоянно передислоцировались с аэродрома на аэродром, поэтому в день операции диверсионные группы должны были располагать актуальными сведениями об их дислокации — а такое подтверждение можно было получить только из данных космической разведки, которой у Киева нет, но есть у западных партнеров. Отметим, что самая большая космическая группировка разведывательных спутников — именно у США, причем в разы превосходящая по численности аналогичные группировки европейцев.

«Это отвечает на вопрос, который все задают: а знали или не знали», — подчеркнул Костенко, добавив, что западные партнеры знали о готовящейся операции, потому что видели, какими районами в космических данных интересовалась Украина. Однако украинский депутат допустил, что Трамп эту информацию мог и не получать.

С Костенко согласен и бывший высокопоставленный офицер французской армии Гийом Ансель, который заявил главному рупору французской пропаганды газете Le Monde: «Такое возможно и мыслимо только при поддержке спутниковой связи. У украинцев таких систем нет, и если они смогли действовать дистанционно, то, безусловно, благодаря США».

Таким образом, продвигаемая Украиной, Европой и частью американского политического истеблишмента версия о том, что США были соучастником операции «Паутина», проблематизирует восстановление российско-американских отношений. И, естественно, ставит своей целью перетащить Трампа в лагерь сторонников Украины со всеми вытекающими последствиями, включая возобновление американской помощи Киеву оружием и деньгами.

Согласно военной доктрине РФ, разрушение стратегической инфраструктуры стратегических ядерных сил (СЯС) означает возможность применить в ответ стратегическое ядерное оружие. В соответствии с пунктом 19 в III главе Основ государственной политики РФ в области ядерного сдерживания Россия может применять ядерное оружие в случае «воздействия противника на критически важные военные объекты, вывод из действия которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил». Удар по объектам стратегического вооружения, коим являются наши бомбардировщики и ракетоносцы, учитывая размер ущерба (это, согласно заявлению Минобороны РФ, — даже не один, а сразу несколько самолетов стратегической авиации), — повод ответить с помощью ЯО. И тут главный вопрос — по кому мы хотим ударить или, точнее, кого мастера игры, организовавшие операцию «Паутина», хотят подставить под удар российского ЯО? Ведь если не впутывать сюда, причем довольно грубо, американцев (которые то ли были в курсе дерзкой операции украинцев, то ли все-таки не были, то ли были, но своему высшему руководству этого не сообщили), то кроме украинцев бить-то больше не по кому.

Подчеркнем, что, согласно нашей оборонной доктрине, такая атака не обязывает, а лишь разрешает применить ЯО в ответ. Но, по сути, именно этого и добивается противник, ставя Россию и ее руководство перед ложным выбором: ударить в ответ на атаки по стратегическим аэродромам ядерным оружием или «утереться» и не эскалировать конфликт.

Спутниковые снимки авиабазы Оленья в Мурманской области после атаки дронов
Спутниковые снимки авиабазы Оленья в Мурманской области после атаки дронов

Но применение ЯО, пусть даже в тактическом варианте и только по Украине, заставит отвернуться от Москвы всех ее немногочисленных союзников. После ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, которые были явной демонстрацией Сталину наличия у США супероружия, на применение ядерного арсенала существовал неформальный запрет. Ядерное оружие и нужно для того, чтобы его не применять, сдерживать применение конвенционального оружия ниже неких пределов. Но отсутствие реакции со стороны России, скорее всего, будет воспринято как слабость, после чего внешнее давление на страну будет только нарастать (как мы видим, американцы уже готовят новые адские санкции, а Европа форсированно наращивает военную помощь Киеву). В отсутствие же хоть какого-то адекватного ответа (совсем необязательно ядерного, сойдет и ассиметричный) поддержка действующей власти внутри страны, наоборот, будет падать. В этом и есть ловушка предлагаемого противником ложного выбора: чтобы Россия ни выбрала из предлагаемых как бы очевидных альтернатив, она лишь ухудшит свое положение.

Не грех будет напомнить, что в конце мая президент Путин четко дал понять, что никто не может «хулиганить» беспилотниками в России. Так вот, хулиганят — это еще мягко сказано. Враг не дремлет и любой инфоповод старается обратить в свою пользу. Поэтому перебивать такие инфоповоды необходимо умно, нестандартно и творчески. Чтобы врагу пришла очередь утираться и обтекать.

Но увы, патриотическое сообщество, штатные и внештатные пропагандисты, их добровольные помощники и просто разного рода властители дум интернетной аудитории выдают в качестве пресловутого «антикриза» нечто странное, весьма сомнительное и неубедительное. И это фиксируемая нами странность № 3.

Пока власть отмалчивалась и делала вид, что есть более насущные темы для обсуждения, информационный вакуум начали заполнять военкоры, блогеры и телеграмеры. Обсуждать, кто именно из интернетных экспертов, аналитиков и ЛОМов, что именно сказал, большого смысла не имеет. Мы ограничимся лишь перечислением наиболее популярных версий, чтобы продемонстрировать, как эта каша из объяснений произошедшего сама по себе может свести с ума доверчивых граждан, а у менее доверчивых, наоборот, уничтожить остатки доверия к рупорам патриотической тусовки.

Начнем с того, что точное число поврежденных или уничтоженных самолетов, сообщаемое патриотическими блогерами с миллионной аудиторией, а не пресс-службой Минобороны, дискредитирует эту самую пресс-службу. А значит, верить будут в то, во что хочется верить — как говорится, «в меру своей испорченности».

Дальше говорятся еще более странные вещи: во-первых, что повреждено небольшое количество самолетов, и волноваться не о чем, у нас их и так много; во-вторых, что уничтожили сколько-то там самолетов — да и ладно, все равно они уже устаревший вид вооружения, будущее — за беспилотниками. Неужели говорящие подобное совсем не в курсе того, что эти самые «устаревшие» самолеты вполне себе применяются в текущем конфликте, а кроме того, вы сначала создайте эту новую беспилотную стратегическую авиацию будущего, покажите ее эффективность на практике, а не только на полигоне, а уже потом списывайте стоящие на вооружении проверенные временем системы. Иначе есть риск остаться на бобах — старое уже уничтожили, новое еще не внедрили, а воевать-то чем будем?

Кстати, почему-то на полях СВО совсем не видно современных, дорогих и сильно в свое время разрекламированных «Армат», а тот же Т-90 присутствует в микроскопических дозах. По каким именно причинам их там нет, вопрос отдельный, но факт налицо: используются старые проверенные модификации Т-72, Т-80 и т. д., и их потери никто не замазывает возгласами, что это старье и его не жалко.

В-третьих, звучит еще более странная вариация на эту тему: мол, да, повреждено много самолетов, но они все были не рабочие, а списанные. Поэтому, граждане, не волновайтесь, ничего страшного не произошло, можно расходиться.

Но граждан-то волнует не только то, сколько «стратегов» мы потеряли в результате украинской диверсии, но и то, почему она вообще стала возможна! Почему, например, наша авиация не имеет пресловутых бетонных ангаров, о которых говорится уже года три, но так ни одного ангара и не было возведено, хотя никаких технических препятствий для этого нет. Почему вместо этого самолеты обкладываются старыми покрышками, которые якобы могут их защитить от удара дронов. Как все могли убедиться, ни от чего покрышки не защищают, тем более от дронов, управляемых оператором. Самолет по определению вещь хрупкая и уязвимая, а обложить его покрышками так, чтобы дрон не пролетел в щель, а самолет при этом не утратил способности быстро среагировать на ситуацию и экстренно вылететь, практически невозможно. Но если покрышки не работают, а дроны бьют по нашим самолетам, то почему до сих пор нет защитных бетонных колпаков?

Объяснений у пропагандистов аж две штуки: а) потому что атакованные базы слишком далеко от линии фронта и никто не ждал атаки дронов, и б) защитные колпаки запрещены договором о Стратегических наступательных вооружениях СНВ-3. На это критики справедливо указывают, что американцы из СНВ-3 вышли, а Россия приостановила его действие в 2023 году, то есть де-факто и де-юре договор давно не действует, но почему-то до сих пор мешает нам строить колпаки. Более того, в тексте договора СНВ-3 явно написано, что условие о визуальном контроле за стратегическими вооружениям не распространяется на стратегическую авиацию, то есть прятать ее в бетонные ангары не возбраняется. (А почему бы ее тоже не спрятать, если две другие составляющие ядерной триады — атомные подводные ракетоносцы и железнодорожные контейнеры с ядерными ракетами — отследить невозможно.) Значит, если договор не действует и ограничения нет, то почему нельзя построить колпаки и держать там самолеты? Потому что есть надежда на восстановление отношений с США в связи с приходом Трампа и, как следствие, реанимацию СНВ-3? Так вы ангары постройте, это стоит копейки, по сравнению с понесенным ущербом, займет совсем немного времени, а когда и если СНВ-3 вдруг снова заработает, так не пользуйтесь этими ангарами или разберите их обратно.

Американцы, кстати, на фоне случившегося решили пересмотреть меры безопасности на своих аэродромах. Об этом сообщила The Wall Street Journal. По мнению обозревателей издания, новомодный проект ПРО «Золотой купол», анонсированный администрацией Трампа, не сможет спасти от всех угроз современной войны, включая дроны. WSJ тревожит, что скоординированный удар дронами может лишить Америку возможности нести своими бомбардировщиками свет демократии остальному миру.

Эксперты WSJ указывают на опыт Израиля, организовавшего эффективную оборону от беспилотников с помощью лазеров, а также построившего на аэродроме авиационные укрытия. По оценкам экспертов, один ангар за $30 млн может спасти американский бомбардировщик B-21 стоимостью в $600 млн. Если же говорить о России, где бетон и самолеты явно дешевле, чем в США, то даже один выведенный из строя самолет стратегической авиации стоит больше, чем все бетонные ангары вместе взятые, а нужно их пару сотен штук.

В-четвертых, говорить, что мы не потеряли N самолетов, потому что у нас их и не было, а противник поразил N натуралистичных «муляжей», мягко говоря, не очень умно. Потому что в этой связи возникает закономерный вопрос о дутых цифрах нашего оборонного потенциала. Мы-то, наивные, думаем, что у нас о-го-го сколько танков, самолетов, крейсеров и ядерных ракет, а на самом деле их несколько меньше. Может быть, их столько действительно и не нужно в современных условиях, но у простых людей возникает вполне себе естественное ощущение, что оборонный потенциал страны снижается, а опасность крупного военного конфликта в не столь отдаленном будущем, наоборот, растет.

Подчеркнем, что речь вовсе не идет о том, чтобы сделать достоянием общественности точные цифры, характеризующие военные возможности страны, облегчив работу врагу по сбору этой чувствительной информации, носящей предельно закрытый характер. Речь о том, чтобы соответствующие структуры и исполнители, ими опекаемые, не порождали у своей аудитории горестных сомнений в том, что начальство держит их за дураков.

И наконец, странность № 4, венчающая цепочку предыдущих странностей.

28 мая рупор вражеской пропаганды Би-би-си опубликовал краткие итоги журналистского расследования, проведенного немецким журналом Spiegel совместно с датским независимым исследовательским центром Danwatch. Как поясняется в публикации, «сотрудники обеих этих структур получили доступ к сотням подробнейших чертежей и других секретных документов, демонстрирующих, как проходит „грандиозная модернизация“ российского ядерного потенциала на примере пусковой базы „Ясный“, расположенной в Оренбургской области, на юге Уральских гор».

Источником данных для расследования стали не разведданные, добытые западными разведками, а банальная утечка 2 млн документов, касающихся российских военных закупок. Впрочем, назвать это «утечкой» можно лишь с большой натяжкой, дело в том, что это открытые данные, размещенные на портале госзакупок в рамках тендеров российских силовых ведомств. Затем эти данные были сопоставлены журналистами со спутниковыми снимками соответствующих локаций. И тут уже, видимо, не обошлось без помощи западных разведок. Но, как едко отмечают авторы расследования, спутник не может заглянуть под крышу здания, а вот выложенная в открытый доступ тендерная документация дает такую возможность.

После таких засветок нашей стратегической оборонной инфраструктуры говорить о запрете на строительство каких-то укрытий для авиации недействующим договором СНВ-3 язык не поворачивается.

В конце 1991 года назначенный главой КГБ вместо Владимира Крючкова Вадим Бакатин на приеме в американском посольстве в Москве в знак доброй воли передал послу США схему установки «жучков» в новом здании посольского комплекса. А вскоре были подписаны Беловежские соглашения, и великий СССР перестал существовать. Теперь же какая-то анонимная коллективная «девочка» с ума великого сдала американцам всю сеть оборонных ядерных объектов. И чего же нам ждать в ближайшем будущем? Вопрос риторический…

Луч света в черный день

Машинист Павел Мишин
Машинист Павел Мишин

Однако несмотря на весь черный фон, заливший эту клеточку — 1 июня — в календаре, несмотря на праведное негодование по поводу качеств системы, сделавшей возможными такие события, несмотря на закономерные вопросы к соответствующим инстанциям, произошло в этот день и нечто, внушающее оптимизм и надежду.

В заключительной части нашего обзора считаем необходимым рассказать о подвиге простого русского парня — машиниста Павла Мишина, благодаря которому удалось избежать огромного числа жертв при крушении пассажирского поезда № 86 Климов — Москва.

Глубокая ночь, пассажирский поезд несется во тьме, а большинство его пассажиров мирно спят в своих купе. Вдруг перед поездом падает пролет автомобильного моста. Как правило, при таких столкновениях несущийся на все парах поезд сходит с рельс от удара, унося жизни ничего не подозревающих пассажиров.

Счет в буквальном смысле идет в таких случаях на секунды.

Увидев случившееся, Павел Мишин не запаниковал, не впал в ступор, не выпрыгнул из локомотива. Он вытолкал своего помощника из кабины, а сам включил экстренное торможение, наверняка понимая, что погибнет при столкновении локомотива с препятствием.

Ценой своей жизни машинист успел сбросить скорость, и число погибших ограничилось семью, включая самого Павла Мишина. Всего же в поезде ехало 388 пассажиров.

У Павла остались трое детей — две дочки и сын от первого брака. Ему было всего 34 года. Вдова Павла — Екатерина — узнала о трагедии из новостей. Уходя в рейс, Павел пообещал позвонить из Брянска, но судьба распорядилась иначе.

5 июня в его родном городе Унеча Брянской области состоялись похороны. Сотни людей — родные и близкие, сослуживцы и просто неравнодушные жители города пришли проститься с героем. В колонне, сопровождавшей гроб с его телом, — свыше ста машин. Хоронили Мишина в открытом гробу, его лицо было в многочисленных ранах и порезах от разбившегося при ударе лобового стекла. На похоронах Мишина звучал государственный гимн России. В траурной процессии приняли участие представители местной администрации, сотрудники РЖД и представители правительства Брянской области. Свои соболезнования близким передал глава региона Александр Богомаз.

Рассказывают, что Павел Мишин с детства мечтал стать машинистом поезда и стал им, проработав к моменту трагедии в РЖД 13 лет, пройдя все ступеньки от самого низа. Павел начинал помощником на станции Курбакинская и всегда стремился к большему. Всегда помогал другим. Всегда шел до конца и очень любил свою работу. Коллеги говорят о нем как о «человеке от Бога». Добрый, внимательный, дисциплинированный, ответственный. Любящий муж и заботливый отец.

РЖД пообещала поддержку семье: выплаты, помощь детям в образовании.

Как сообщают СМИ, геройский поступок Мишина может быть отмечен государственной наградой. На это есть и запрос общества, обсуждающего в соцсетях, куда же нужно написать, чтобы власть услышала и приняла решение поскорее. Кроме того, идею присвоить Павлу Мишину звание Героя России уже независимо друг от друга озвучили несколько депутатов Госдумы. Соответствующее обращение было направлено губернатору Брянской области Александру Богомазу. Как сообщают СМИ, инициативу о посмертном награждении рассмотрят региональные власти.

Напомним только, что хороша ложка к обеду. Это не тот случай, когда бюрократические проволочки уместны. Тянуть с присвоением Мишину звания Героя очень вредно с политической точки зрения. Особенно на фоне откровенно неудачного «антикриза», разгоняемого патриотическими блогерами и подробно обсужденного выше. Конечно, если властями предержащими дана установка делать вид, что дерзкие украинские атаки 1 июня по стратегическим объектам — это вовсе не трагедия, не катастрофа, не пощечина, а всего лишь досадное недоразумение, то в этой логике и подвиг Павла Мишина тоже как бы не подвиг, а рядовое событие. Но это не так!

И с точки зрения обычного рядового здравомыслящего гражданина 1 июня имели место и трагедия, и подвиг. И пока наше общество способно, как говорил герой Шекспира, «отличать сокола от цапли» при любом направлении ветра — есть надежда на победу в идущей «как бы» не войне, а всего лишь спецоперации. Поскольку, кроме сложившейся системы, мечущейся между частно-собственническим интересом и государственным благом, есть люди, подобные Павлу Мишину, понимающие цену последним секундам своей жизни.

Я знаю — город будет,
Я знаю — саду цвесть,
Пока такие люди
в стране советской есть!