Саммит США бойкотируют? Что значит парад непослушания в Латинской Америке
У США, похоже, начинаются неприятности на том направлении, где они этого не очень ждали. 12 мая газета The New York Times (NYT) выпустила статью с заголовком: «Байденовскому Саммиту Америк грозят бойкоты и неразбериха».
В статье говорится о том, что запланированный на 4-10 июня 2022 года в Лос-Анджелесе Саммит Америк (съезд лидеров стран Западного полушария, проходящий в среднем раз в 3-4 года под эгидой Организации американских государств) может не состояться, и что такой сценарий станет сильным ударом по администрации Джо Байдена и покажет всему миру, что США теряют авторитет и уважение фактически у себя дома.
Причина возникших опасений — заявления ряда лидеров латиноамериканских государств о том, что они лично не примут участия в мероприятии, если на него не будут приглашены Куба, Венесуэла и Никарагуа. Такое заявление уже сделали лидеры Мексики, Бразилии, Боливии и Гондураса.
«Саммит Америк без президентов Мексики и Бразилии — это практически бессмыслица. Это провал», — цитирует газета бывшего главу мексиканского МИД, а ныне преподавателя Нью-Йоркского университета Хорхе Кастанеду. С чего же начался этот коллективный демарш, и что он означает?
Ещё в марте старший директор Совета национальной безопасности США по делам Западного полушария Хуан Гонсалес заявил журналу Americas Quarterly, что на предстоящий саммит не будут приглашены власти Кубы, а также лидеры Венесуэлы и Никарагуа. К слову, на прошлые два саммита Куба была приглашена.
2 мая лидер Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор (АМЛО) рассказал на пресс-конференции, что на днях говорил по телефону с Байденом и попросил американского лидера не исключать Венесуэлу и Кубу из числа стран-участниц июньского саммита.
«В Америке мы больше не можем поддерживать политику двухвековой давности. Потому что, получается, мы созываем Саммит Америк, но не приглашаем все страны. Откуда эти неприглашенные? Они с другого континента, из иной галактики?» — отметил президент Мексики. Он добавил, что Байден пообещал подумать об этом.
А примерно через неделю, 10 мая, он заявил, что не будет лично присутствовать на Саммите Америк в Лос-Анджелесе, если туда не будут приглашены лидеры Кубы, Венесуэлы и Никарагуа.
«Я очень уважаю президента Байдена, он был вице-президентом, когда президент Обама ездил на Кубу — и эта страна присутствовала на саммите. Более того, на последний саммит были приглашены все, и это был саммит, организованный Республиканской партией, там был президент Трамп. Почему сейчас такое изменение? Наоборот, мы сильно продвинулись во взаимопонимании и нуждаемся друг в друге», — пояснил он.
Это заявление приобрело большой резонанс. В Белом доме попытались сохранить невозмутимый вид и заявили, что приглашения ещё не разосланы. В самой же Мексике не на шутку перепугалась оппозиция (которая сильно прозападная) и особенно разного рода дипломаты и послы, работавшие при прошлых, более покладистых, администрациях. Буквально разом они заголосили, что, мол, это дело США — кого приглашать и кого не приглашать на организуемое ими мероприятие, и вообще, мол, нельзя так разговаривать с господином, тем более из-за какой-то Кубы.
«Мы должны помнить, что для такой страны, как наша, если кто-то не сидит за столом — он будет в меню», — заявил бывший посол Мексики в США Артуро Сарухан.
Но президент Мексики и бровью не повел. А буквально через день стали появляться заявления лидеров других латиноамериканских стран либо о том, что они намерены поступить точно так же, либо что они хотя и намерены ехать на саммит, но не согласны с какими-либо исключениями — так, например, заявил лидер Аргентины.
Но что же означает происходящее? О чем, так сказать, звон? В упомянутой выше статье в NYT говорилось, что, по мнению ряда американских дипломатов, все эти заявления лидеров — пустые угрозы, предназначенные главным образом для собственного электората.
Может такое быть? Да, может. На память приходит недавнее заявление мексиканского лидера о том, что надо прекращать дипломатические контакты с Испанией. Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы, а через два дня всё утряслось. Однако может быть и совсем иначе, и наблюдаемые события говорят о вполне себе тектонических сдвигах.
До своего громкого заявления от 10 мая лидер Мексики осуществил небольшой рабочий тур по нескольким странам Центральной Америки и Карибского бассейна. С 5 по 8 мая он посетил Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Белиз и Кубу. Он заявил, что намерен продвигать в Центральной Америке объединение стран, подобное Европейскому союзу. Стоит отметить, что именно с этой идеей Мексика вышла в ноябре 2021 года в месячный период своего председательства в Совбезе ООН.
Уже в ходе визита в первую страну, Гватемалу, Лопес Обрадор сделал сильное и меткое заявление, которое позже повторял в ходе поездки:
«Мне кажется — я говорю это искренне — необъяснимым, что в Вашингтоне <…> так затянулся вопрос одобрения $4 млрд, которые предполагались для <…> центральноамериканских стран. <…> они уже одобрили более $30 млрд для помощи Украине, а мы ждем четыре года еще с того времени, когда президентом был Дональд Трамп, <…> и до настоящего времени нет ничего, абсолютно ничего».
Здесь стоит отметить, что 4 мая в газете Los Angeles Times en español сообщили, что Байден намерен добиться, чтобы страны континента в ходе саммита приняли антироссийскую резолюцию по Украине.
Стоит также отметить, что во время своего тура Лопес Обрадор встречался не только с действующими лидерами. Так, на Кубе произошла его встреча с экс-лидером страны, революционером, генералом Раулем Кастро. Детали разговора неизвестны, но сообщается, что Рауль Кастро подчеркнул вклад лидера Мексики в решение масштабной задачи интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
А 11 мая президент Мексики, объясняя свое решение отказаться от поездки на саммит, подчеркнул, что назрел вопрос объединения стран Америки и что должен был наконец поставить этот вопрос на повестку дня. Также он заявил, что эпоха доминирования одних стран над другими должна закончиться.
Всё это означает, что происходящее в Латинской Америке может приобрести очень серьезный оборот. Естественно, что США не войдут ни в какой «союз равных», потому что считают себя неизмеримо выше своих южных соседей. Для них это означало бы потерю статуса и самоуважения, а также потерю власти и доминирования в регионе.
А значит, такой латиноамериканский союз, если и будет создан, то, как ни крути, будет действовать на ослабление роли США, то есть — против США. При этом для большинства стран Латинской Америки становится совершенно очевидно, что только сплочением и общими усилиями они смогут преодолеть свои многочисленные проблемы и выстроить лучшую жизнь. США не могут не чувствовать угрозы для себя и будут отвечать самым решительным образом.
(теги пока скрыты для внешних читателей)