Зачем Западу нужна «демократически свободная и западно ориентированная» Белоруссия?
На прошлой неделе, 25 февраля, в Белоруссии прошли парламентские выборы. Согласно данным национальной избирательной комиссии, явка на выборах в местные советы и в нижнюю палату парламента составила 72,98% из 6,9 миллиона граждан страны, имеющих право голоса. Западных наблюдателей на выборы не пригласили, за ходом голосования наблюдали представители дружественных Белоруссии международных организаций, включая Шанхайскую организацию сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Организацию Договора о коллективной безопасности.
«Миссию наблюдателей ОБСЕ даже не пригласили на выборы. На парламентских выборах 2019 года они присутствовали. Теперь в качестве причины отказа указали на политический характер ОБСЕ», — возмущается Кристофер Форст в статье «Железная рука государства» для IPS Journal.
Реакция западных СМИ на парламентские выборы в Белоруссии была вполне предсказуемой. Так, 20 февраля на сайте Associated Press появилась статья «В то время, пока Белоруссия готовится к жестко контролируемым выборам, ее лидер обвиняет Запад в разжигании беспорядков».
Через несколько дней статью перепечатали на таких ресурсах, как The Guardian и The Herald, с некоторым опозданием, уже после выборов, аналогичную статью опубликует издание Independent. Статья состоит из информационных блоков про жестокость властей, авторитарного белорусского лидера, отсутствие свободы, политические репрессии. Стандартный набор, который подойдет к любой стране, назначенной на роль врага Запада.
Ряд СМИ заранее заявили, что выборы в Белоруссии будут сфальсифицированы и пройдут в атмосфере страха. Выборы еще не состоялись, результатов нет, доказательств нет, но выборы сфальсифицированы. Такой подход возможен только тогда, когда интересует не прозрачность и честность выборов, а стоит задача по демонизации образа противника.
Например, 22 февраля издание The Economist опубликовало статью «Белоруссия готовится к еще одним сфальсифицированным выборам». Издание Politico написало о «белорусском диктаторе», который решил выдвинуть свою кандидатуру на пост президента в 2025 году. Однотипную лексику можно встретить в статьях Reuters, Bloomberg и The New York Times.
«Европейский союз, который в течение многих лет надеялся, что Белоруссия, зажатая между Россией и Польшей, может быть вырвана из орбиты Кремля, назвал выборный процесс фикцией», — пишет The New York Times.
Вырвана из орбиты Кремля — так же, как Украина?
В тот же день, 25 февраля, фиктивными парламентские выборы в Белоруссии назвали и в госдепе США: «Соединенные Штаты осуждают фиктивные парламентские и местные выборы режима Лукашенко, которые прошли сегодня в Белоруссии. Выборы прошли в атмосфере страха, в который ни один избирательный процесс нельзя было бы назвать демократическим».
Официальный представитель госдепа Мэтью Миллер отметил в своем заявлении, что демократическое движение Белоруссии должно принять участие в определении будущего страны, а также что «белорусский народ заслуживает лучшего». Хотелось бы уточнить. Наверное, «белорусский народ заслуживает лучшего» так же, как народ Югославии, Ливии, Ирака и Украины?
США не всегда боролись с авторитарными лидерами. В период холодной войны Вашингтон, наоборот, поддерживал авторитарных лидеров бывших колоний европейских стран, помогая им создавать буржуазные государства, и тщательно следил за тем, чтобы эти государства не попали в сферу влияния СССР. Тогда совокупный Запад во главе с США вел борьбу с коммунистической идеологией и странами, входящими в социалистический лагерь.
В начале 2000-х ситуация кардинальным образом изменилась. Вчерашние авторитарные союзники США перестали их интересовать, так же как и поддержка капиталистических развивающихся государств. После краха Советского Союза в ней теперь не было необходимости. После теракта 9/11 Вашингтон начинает последовательное разрушение государств Северной Африки и Ближнего Востока, организовывая оранжевые революции во имя собственной безопасности.
США сделали ставку на поддержку радикальных элементов, выходящих на первый план после свержения действующей власти в результате оранжевой революции. Хаос, возникший на обломках государств, предполагалось экспортировать на территорию американских противников. В этом и кроется смысл новой стратегии США на Ближнем Востоке, о которой заявил тогдашний президент Соединенных Штатов Джордж Буш — младший на фоне разворачивающегося вторжения американских войск в Ирак.
«60 лет западных стран, оправдывающих и примиряющихся с отсутствием свободы на Ближнем Востоке, не сделали ничего, чтобы обеспечить нам безопасность, поэтому Соединенные Штаты приняли новую политику — передовую стратегию свободы на Ближнем Востоке», — заявил президент США Джордж Буш — младший в 2003 году.
Борьба с авторитаризмом пришла на смену идеологической борьбе с коммунизмом. Эта борьба усилилась, когда Россия стала проводить слишком активную для капитулировавшей страны политику. В первую очередь речь идет о поддержке, которую Россия оказала Донбассу, сражающемуся с украинскими неонацистами, захватившими власть в Киеве в 2014 году. Еще один пример того, как США поддерживают радикальные элементы во имя демократии и затем натравливают их на своего противника. Россию Запад воспринимает как противника, проигравшего в холодной войне. С Россией и ее союзниками не собираются выстраивать диалог, с ними собираются воевать.
В своей статье «Холодная война и ее последствия», опубликованной в 1992 году в журнале Foreign Affairs, бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский утверждал:
«Когда мы используем выражение „партнерство“, мы имеем в виду равенство. Россия же теперь побежденная страна… После 70 лет коммунизма она была повержена в титанической схватке, и сказать, что это был Советский Союз, а не Россия, который был побежден, не что иное, как бегство от политической реальности», — заявил Бжезинский.
Воссоединение с Крымом, поддержка Донбасса, воюющего с потомками украинских коллаборационистов, а также специальная военная операция на Украине сделали нормализацию отношений с Западом невозможной. Нормализацию в рамках схемы «капитулировавшая Россия и всемогущий Запад».
На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2020 года экс-госсекретарь США Майк Помпео и тогдашний министр обороны США Марк Эспер заявили, что именно Китай и Россия — это ключевые враги Вашингтона и всего западного мира. Авторитарный национализм объявили врагом человечества. Этот термин наверняка вошел в методички по информационно-психологической войне против Пекина, Москвы и их союзников.
Заявления зарубежных СМИ о выборах в Белоруссии нельзя рассматривать в отрыве от всего вышесказанного. Европейские страны и США, разумеется, не собираются улучшать жизнь граждан Белоруссии. Они собираются вести информационно-психологическую кампанию против союзника России, чтобы дестабилизировать ситуацию в Минске, вырвать его, как они сами говорят, из орбиты Кремля, поддержать радикальные элементы в Белоруссии, так же как на Украине, или экспортировать радикальные группировки с Украины в Белоруссию. Всё это отлично вписывается в логику американской политики последних нескольких десятилетий.
Стоит особенно подчеркнуть, что сторонники такой радикальной неонацистской группировки Украины, как «Азов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), имеют далеко идущие геополитические планы в отношении Белоруссии. Они говорят о необходимости создания геополитической формации по аналогии с Речью Посполитой, которая на пике могущества в XVII веке включала в себя территорию современной Белоруссии. Помимо Польши и Украины, одной из составных частей славянской конфедерации-триумвирата, к созданию которой стремятся украинские неонацисты, должна стать именно Белоруссия. И, конечно, эта славянская конфедерация-триумвират будет находиться в конфликте с Россией.
В итоге та часть населения Белоруссии, которая все-таки верит в «благие намерения» ЕС и Вашингтона, рискует толкнуть страну в навязанный ей конфликт с Россией. А зачем еще нужна «демократически свободная и западно ориентированная» Белоруссия в условиях войны, объявленной всему русскому миру?