На фоне специальной военной операции, которую проводит Россия на Украине, ситуация с поставками газа в Европу приобретает совершенно необычные очертания

Операция на Украине не помеха — Европа покупает все больше российского газа

Артур фон Феррарис. Каирский торговец (фрагмент)
Артур фон Феррарис. Каирский торговец (фрагмент)

После начала спецоперации России на Украине западные страны начали вводить всё более масштабные санкции против РФ, заявляя о необходимости вообще отказаться от российских энергоносителей. С другой стороны, спрос на газ в Европе растет, и цены на газ держатся на стабильно высоком уровне.

Наиболее пострадавшим от происходящего оказался проект «Северный поток — 2», запуск которого теперь просто откладывается на неопределенный срок.

Ранее исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс выразил мнение, что российский газопровод «Северный поток — 2» был хорошим проектом, однако теперь тема с его запуском закрыта надолго.

Закрытие такого масштабного проекта означает, что дополнительных объемов газа Европе ждать не приходится, а потребность в них есть, и немаленькая.

Здесь необходимо небольшое пояснение. В общих чертах газотранспортная система работает так: зимой, когда газа требуется много, добытый на месторождениях газ и газ из подземных хранилищ (ПХГ) идет потребителям, летом же, когда потребление снижается, часть газа идет потребителям, а часть закачивается в подземные хранилища. То есть до начала отопительного сезона необходимо закачать в хранилища нужный объем газа, иначе зимой можно столкнуться с большими проблемами.

По данным Gas Infrastructure Europe, на 27 февраля объем газа в европейских подземных хранилищах упал до 28,8 млрд м³. Это на 21,3% (на 7,8 млрд м³) меньше показателя прошлого года и на 0,4 млрд м³ ниже исторических минимальных значений на эту дату. Закачанный в летний сезон 2021 года газ уже выбран из ПХГ Европы полностью. Теперь отбор идет из объемов, которые были закачаны в предыдущие годы.

Запасы газа в украинских ПХГ опустились до 10,2 млрд м³. Это на 44,1% (на 8,1 млрд м³) ниже показателя прошлого года и на 5,1 млрд м³ меньше, чем на начало закачки в апреле 2021 года.

Эти цифры говорят о том, что если Европа хочет нормально пройти следующий зимний сезон, ей надо побыстрее начать закачку газа в хранилища. Газ можно взять только у Газпрома. И именно на эту ситуацию накладывается желание европейских и американских властей ввести максимально масштабные и чувствительные санкции против России из-за операции по демилитаризации и денацификации Украины.

Всё это приводит к ситуации, когда под разговоры о санкциях Европа наращивает потребление газа.

«Транзит российского газа в Европу по газотранспортной системе (ГТС) Украины 1 марта 2022 г. сохраняется на максимальном уровне, предусмотренным транзитным контрактом с Газпромом», — сообщили в Газпроме.

В компании рассказали, что заявки на прокачку газа через газоизмерительные станции Суджа и Сохрановка (точки входа на Украину из России магистральных газопроводов «Уренгой — Помары — Ужгород» и «Союз» соответственно) на 1 марта 2022 г. составляют 109,267 млн м³.

Официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов подтвердил, что компания продолжает в штатном порядке осуществлять подачу российского газа для транзита в Европу через газотранспортную систему Украины.

Поставки осуществляются в соответствии с заявками европейских потребителей — 109,6 млн м³ на 1 марта, в то время как на 28 февраля 2022 г. заявки составляли 105,8 млн м³. В Газпроме отметили, что транзит российского газа по украинской ГТС растет с 21 февраля 2022 г.

Высокий спрос на газ уже привел к тому, что Газпром впервые с 21 декабря 2021 г начал периодически задействовать для поставок газа даже польский участок газопровода «Ямал — Европа».

В компании сообщили, что в связи с похолоданием и опасениями по поводу стабильности поставок или новых санкций, покупатели газа в Европе резко нарастили заявки на поставку газа.

Все это указывает на то, что сейчас ввод ограничений для Газпрома будет сродни самоубийству для Европы. Именно этим, вероятно, объясняется нежелание вводить санкции против российского газового сектора.

Ранее старший советник Госдепартамента США по энергетической безопасности Амос Хохштейн заявил телеканалу Bloomberg, что страна не будет вводить санкции против нефтегазовой отрасли России, поскольку они могут привести к росту цен на энергоносители.

«Наши меры не были разработаны с целью того, чтобы каким-либо образом нарушить нынешние поставки энергоресурсов из России в остальные страны мира. Что же касается долгосрочных производственных возможностей России, то мы стремимся ослабить эти возможности, но в краткосрочной перспективе ничего [не планируется] в отношении энергетики», — заявил замдиректора Национального экономического совета Белого дома Далип Сингх.

В данной сфере США стремятся в долгосрочной перспективе ограничить возможности России в сфере добычи нефти и газа, вводя ограничения на поставку в РФ современного оборудования и технологий.

Представители Европы также обеспокоены происходящим.

«Мы должны следить за тем, чтобы мы не принимали санкций, которые мы сами не сможем выдержать», — заявил глава минэкономики ФРГ Роберт Хабек.

Также стоит отметить, что, по данным агентства Bloomberg, постоянные представители стран Евросоюза договорились отключить семь российских банков от системы межбанковских сообщений SWIFT. При этом Газпромбанк в данный список не попал.

Однако, несмотря на послабления для Газпрома, в компании прекрасно понимают, что в долгосрочной перспективе российский газ будут планомерно выдавливать из Европы. Для того, чтобы этого избежать, газовый гигант активизировал работу над проектом «Сила Сибири — 2», который позволит поставлять газ с крупнейшего центра газодобычи в Ямало-Ненецком автономном округе в Китай. Кроме того, реализация данного амбициозного проекта позволит Газпрому перенаправлять объемы газа от европейских потребителей — китайским.

На днях представители Газпрома обсудили с монгольской стороной ход реализации проекта строительства в Монголии магистрального газопровода «Союз Восток». Он станет продолжением российского газопровода «Сила Сибири — 2» и позволит поставлять до 50 млрд м³ российского газа в год в Китай.

Кроме того, продолжают выстраиваться отношения с китайскими потребителями газа. На днях, в режиме видео-конференц-связи, состоялось рабочее совещание в рамках Совместного координационного комитета между ПАО «Газпром» и CNPC под руководством заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Виталия Маркелова и вице-президента CNPC Хуан Юнчжана.

Участники совещания обсудили широкий круг вопросов взаимодействия компаний. В частности, стороны согласовали даты проведения планово-профилактических работ на газопроводе «Сила Сибири» весной 2022 года. Было отмечено, что поставки газа по «восточному» маршруту осуществляются с превышением обязательств российской стороны.

Отдельное внимание на совещании было уделено дальнейшим шагам по реализации проекта поставок российского газа в Китай по «дальневосточному» маршруту.