logo
Статья
/ Сергей Кургинян
Но что, если я взыскую к тому, чего нет? Или, точнее, к тому, что не добыто, потеряно и так далее? Если это не добыто или потеряно, то как надо себя вести?

Судьба гуманизма в XXI столетии

Иоганн Генрих Фюссли. Визит ночной ведьмы. 1796Иоганн Генрих Фюссли. Визит ночной ведьмы. 1796

Чем хороши Книги Царств? Тем, что они являются авторитетным древним источником, который достоин того, чтобы в него вчитываться. Это не фэнтези, не конспирология — это древняя история в ее достойнейшем варианте. Но можно ли вчитываться в то, что написано в этих книгах, никак не соотнося написанное с чем-то другим, в том числе и гораздо более проблематичным по своему качеству? Конечно же, нельзя. Ни в какой самый блестящий текст невозможно вчитываться, если у тебя нет контекста, то есть если этот текст для тебя не соотносится с другими текстами, которые при всей их проблематичности существенны хотя бы для мировой культуры. А хорошо бы и для политики. Ведь мы, обсуждая судьбу гуманизма в XXI столетии, говорим о чем-то политически актуальном, не правда ли?

Задавая такой вопрос, я взыскую к читательскому умению правильно — то есть достаточно глубоко, многомерно и системно — соотносить те или иные тексты с тем, что а) существенно для культуры и политики и б) имеет прямое отношение к тому тексту, который ты читаешь. И настаиваю на том, что такое умение является совершенно необходимым навыком, в отсутствие которого нельзя разобраться ни с одним текстом и ни с одной запутанной проблемой, требующей своего разрешения.

Но что, если я взыскую к тому, чего нет? Или, точнее, к тому, что не добыто, потеряно и так далее? Если это не добыто или потеряно, то как надо себя вести? Высокомерно наплевать на это отсутствие, ограничив круг читателей теми, кто это умение или сумел добыть, или не успел потерять?

Но, выстроив для себя такую башню из слоновой кости, ты отказываешься от главного — от соучастия в решении проблем современного гуманизма. И тогда возникает вопрос, зачем тебе обсуждать эти проблемы, если ты твердо уверен в том, что не сможешь не только их решать, но даже и участвовать в их решении? И будет ли твое понимание проблем, категорически оторванное от возможности решать эти проблемы, подлинным пониманием? Не пострадает ли при этом не только целевая направленность твоего исследования, но и его достоверность, которую нельзя оторвать от этой направленности?

Это не полная версия статьи из газеты «Суть времени»

Полная версия будет опубликована через месяц. Чтобы получить доступ к материалу сейчас, вы можете оформить подписку.

Оформить подписку на газету Суть времени

Купить выпуск в электронном виде

Купить материал в электронном виде