Использование откровенно грязных методов в политической борьбе является не исключением, а своего рода определенным почерком правящей в Индии партии

В Индии арестован один из лидеров оппозиции. Исключение или правило?

Эдвин Лорд Уикс. Индийский охотничий отряд. 1899 г. (фрагмент)
Эдвин Лорд Уикс. Индийский охотничий отряд. 1899 г. (фрагмент)

В полночь 1 августа после нескольких часов допросов в Индии был задержан член верхней палаты парламента и второй человек в оппозиционной партии «Шив Сена» («Армия Шивы») Санджай Раут.

«Шив Сена» — это праворадикальная индуистская организация, которая сходна по своей идеологии с правящей в стране партией «Бхаратия Джаната» («Индийская народная партия», БДП).

Вплоть до 2019 года «Шив Сена» и БДП являлись союзниками, однако после выборов в штате Махараштра — вотчине партии «Шив Сена», они не смогли договориться о составе правительства и их блок распался. «Шив Сена» смогла объединиться с «Индийским национальным конгрессом» (ИНК) и другими силами, сумев собрать правящую коалицию в Махараштре.

Около месяца назад БДП сумела вернуть себе власть в Махараштре, заключив союз с Экнатх Шинде — одним из лидеров «Шив Сены», который увел за собой 40 из 56 членов фракции «Шив Сены» в Законодательном собрании Махараштры. Заключив союз с БДП Шинде 30 июня стал главным министром штата.

60-летний Санджай Раут, который был задержан сотрудниками Исполнительного управления (ED) Департамента налогов и сборов (экономическая разведка при Минфине Индии), напротив, сохранял верность лидеру партии «Шив Сена» Уддхаву Теккерею. Официально он был взят под стражу в связи с реконструкцией многоквартирного дома (чавла) в Мумбаи и связанными с ней сделками с участием его жены и близких партнеров.

Мы далеки от того, чтобы идеализировать политиков и утверждать невиновность Санджая Раута. Но невозможно обойти стороной тот факт, что БДП все чаще использует для борьбы со своими политическими конкурентами правоохранительные органы.

Так, именно сейчас проходит расследование в отношении руководства ключевой оппозиционной партии ИНК. Лидеры партии обвиняются в отмывании денег через газету National Herald. Полиция допросила по данному делу как руководителя партии Соню Ганди, так и ее сына Рахула Ганди.

Схожим нападкам подвергся главный министр штата Керала и член Политбюро Коммунистической партии Индии (марксистская) Пинарайи Виджаян. 5 июля 2020 года в аэропорту столицы штата Тируванантапурама в дипломатическом багаже консульства ОАЭ было обнаружено более 30 кг золота. Почти сразу в причастности к контрабанде была обвинена правящая в Керале коалиция левых партий и лично Виджаян.

Более года продолжались попытки уличить его в этом преступлении. Все закончилось, когда главный обвиняемый по делу Сандип Наир признался, что во время допроса сотрудники Исполнительного управления (ED) Департамента налогов и сборов (экономическая разведка при Минфине Индии) вынудили его оговорить руководство Кералы в причастности к контрабанде золота.

Показательно также, что в Махараштре БДП захватила власть точно по такому же сценарию, как это происходило в других штатах. Так, в 2018 году в штате Мадхья-Прадеш к власти пришел ИНК во главе с Камалем Натхом. Однако в 2020 году несколько депутатов от Конгресса вывозят в другой штат, контролируемый БДП. Их помещают в гостинице под охраной полиции, лишают связи с внешним миром и различными способами принуждают сложить полномочия.

Кнутом или пряником БДП добилась своего? Видимо, подход был индивидуальный. Один из членов ИНК Дигвиджай Сингх заявлял, что партия БДП предлагала депутатам по 250–300 млн рупий (курс доллара составляет около 80 рупий). Так, один из депутатов от ИНК Джиширадити Сциндиа встретился с лидерами БДП премьер-министром Индии Нарендрой Моди и главой МВД Амитом Шахом. После этих встреч Сциндиа объявил о своей отставке, а вскоре вступил в ряды БДП. Сейчас он занимает кресло министра гражданской авиации.

Так или иначе, БДП удалось вернуть себе власть в штате Мадхья-Прадеш. До этого в 2019 году БДП сумела развалить коалиционное правительство в штате Карнатака. Тогда 17 депутатов Законодательного собрания подали в отставку и позже присоединились к правящей партии.

Таким образом, очевидно, что сфера политической борьбы в Индии сегодня — это, как говорится, область весьма высокого давления. И трудно судить, что считать более угрожающим и болезненным — такое давление или майданы Восточной Европы и Ближнего Востока, ведущие к катастрофам переворотов.