Готова ли Россия пересмотреть свою геополитическую роль и резко нарастить свое влияние в Средиземноморском регионе и на севере Африки?

В Ливии может появиться российская военно-морская база?

Иван Константинович Айвазовский — Золотой Рог 1872 год
Иван Константинович Айвазовский — Золотой Рог 1872 год

5 ноября 2023 года агентство Bloomberg выпустило статью под заголовком «Действия Путина по обеспечению безопасности баз в Ливии стали новой региональной проблемой для США» (Putin’s Move to Secure Libya Bases Is New Regional Worry for US). В статье рассматривается вопрос возможного появления военно-морской базы российского ВМФ в восточной Ливии.

По мнению бывшего специального посланника США в Ливии Джонатана Уайнера, появление российской военно-морской базы в Ливии создаст большие проблемы для ЕС, Белый дом серьезно воспринимает угрозу и намерен действовать.

«Удержание России от Средиземноморья было ключевой стратегической задачей — если Россия получит там порты, это даст ей возможность шпионить за всем Европейским союзом», — заявил Уайнер.

По мнению американских аналитиков, российская военная база в сирийском Тартусе имеет не такое стратегическое значение по сравнению с возможным появлением базы в Ливии.

Давайте рассмотрим перспективы появления российской военной базы в Ливии, возможные проблемы и приобретения, связанные с ее появлением.

Ситуация в Ливии на данный момент

После конференции в Женеве в октябре 2020 года крупномасштабные бои в Ливии прекратились, но периодически вспыхивают локальные боевые действия.

Временное правительство национального единства Ливии, сформированное в Женеве, не смогло провести президентские и парламентские выборы в стране в декабре 2021 года. После этого парламент Ливии отозвал свой вотум доверия этому правительству, и страна опять фактически поделилась на две части — западную и восточную.

Западную Ливию контролируют вооруженные группировки, лояльные главе Временного правительства национального единства Ливии Абделю Хамиду Дбейбе. На международной арене Дбейбу активно поддерживают Турция, США и Великобритания. У Турции на территории западной Ливии находятся военные части и сирийские наемники, а также базируются турецкие ударные БПЛА.

Восток Ливии находится под контролем Ливийской национальной армии под командованием Халифы Хафтара, который сотрудничает с ливийским парламентом.

Боевые действия между востоком и западом Ливии не идут, но в политическом плане противостояние Бенгази и Триполи только нарастает.

Взаимоотношения России и Ливии

До недавнего времени Россия в основном контактировала с представителями восточной Ливии и оказывала им неофициальную поддержку.

Сейчас ситуация изменилась, Россия стала больше контактировать с представителями запада Ливии. В Ливию был назначен посол Айдар Аганин, и в скором времени планируется открытие российского посольства в Триполи.

Глава президентского совета Ливии Мухаммед Менфи принял приглашение от Владимира Путина и летом этого года посетил форум «Россия — Африка» в Санкт-Петербурге. Но во время форума Менфи почти ребром поставил вопрос о выводе ЧВК «Вагнер» с территории Ливии в обмен на активизацию экономического сотрудничества между странами.

Вывод пророссийских сил с территории Ливии очень невыгоден России. Во-первых, это сильно ослабит восточную Ливию и подорвет отношения с ее представителями. Во-вторых, это разрушит баланс сил на земле, что является сильным сдерживающим фактором от новой военной эскалации. В-третьих, в реалиях Ливии с выводом пророссийских сил уйдет и большая часть влияния России на эту североафриканскую страну.

Вывода ЧВК «Вагнер» активно добивались США и Великобритания, поднимая этот вопрос при первом удобном случае. При этом вопросы вывода турецких военных и сирийских наемников, контролируемых Анкарой, не поднимаются совсем. Предложение России о симметричном выводе иностранных сил из Ливии игнорируется.

Перспективы сотрудничества России и Ливии

Россия ведет переговоры с восточной и западной Ливией, но перспективы реального партнерства, скорее, имеются в восточной Ливии и непосредственно с главнокомандующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром.

Хафтар хочет укрепить и усилить свою армию для того, чтобы не потерпеть военного поражения от своих врагов на западе страны, что в реалиях Ливии будет означать его полное поражение.

США всячески пытаются отговорить Хафтара от сотрудничества с Россией. Так, 21 сентября 2023 года, перед самым визитом Хафтара в Москву, с ним экстренно провели переговоры посол США в Ливии Ричард Норланд и командующий AFRICOM генерал Майкл Лэнгли.

По мнению Bloomberg, договориться не получилось, так как Вашингтон отказывается поставлять оружие Хафтару якобы по причине того, что тот пытался свергнуть международно признанное правительство в Триполи в 2019–2020 годах. Но реальной причиной, скорее всего, является ставка Вашингтона на Дбейбу.

На фоне отказа от поставок оружия Вашингтон требует от Хафтара изгнать русских с территории Ливии и давит на него судебными разбирательствами в США, что вынудило главнокомандующего ЛНА продать всю свою недвижимость в США.

Ошибками Вашингтона воспользовались в Москве, и 28 сентября 2023 года состоялась знаковая встреча президента России Владимира Путина с главнокомандующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром.

По информации Bloomberg, Хафтар главным образом хочет получить от России системы ПВО, провести обучение пилотов своих ВВС в России и направить на обучение в нашу страну части спецназа ЛНА.

Взамен, по информации Bloomberg, Россия сможет расширить военные базы в Ливии, якобы контролируемые до этого ЧВК «Вагнер», и разместить там регулярные части ВС РФ. В дополнение к этому в среднесрочной перспективе российский флот получит право постоянной стоянки в одном из портов восточной Ливии, например в Тобруке, и сможет организовать там базу.

Военно-морская база России в Ливии

В перспективе военно-морская база в Ливии имеет множество преимуществ с военной и политической точек зрения. И ее появление вполне реально в условиях кризиса в Ливии.

Восток Ливии нуждается в военных поставках и в целом в реальной поддержке на фоне усиления западной Ливии за счет сотрудничества с Турцией, США, ЕС и Великобританией.

Но в условиях противостояния России и коллективного Запада на фоне конфликта на Украине не всё так просто.

Во-первых, организация базы ВМФ в Ливии потребует большого вложения средств. Во-вторых, по мнению специалистов, на данный момент у российского Черноморского флота не хватает боевых кораблей и кораблей снабжения для полноценного функционирования уже действующей российской базы в Тартусе.

В-третьих, после строительства базу необходимо будет постоянно снабжать, но самые короткие пути снабжения проходят через проливы, контролируемые Турцией, с которой у нас сталкиваются интересы в Закавказье, Сирии и самой Ливии. А главное, строительство военно-морской базы в Ливии подразумевает изменение геополитического статуса нашей страны, что влечет за собой серьезный пересмотр внутренней и внешней политики.

Вопрос, готова ли наша страна к таким изменениям, пока остается открытым.