Фильм «Троцкий» — карикатура на революционеров
К 100-летию Великой Октябрьской революции режиссеры Александр Котт и Константин Статский подготовили пропитанный мифами сериал для граждан нашей страны. В нем карикатурные образы революционных вождей сами клевещут на себя и повторяют десятки мифов, сконструированные антисоветчиками. Так, в фильме Троцкий возлагает вину за разложение армии на большевиков. При этом игнорируется тот факт, что еще до Октябрьской революции Петросовет издал приказ №1, который нарушил принцип единоначалия и положил начало массовым самосудам над офицерами.
Другой пример: авторы сериала возлагают вину за убийство царской семьи на Ленина. Хотя доподлинно известно, что он хотел отправить Николая II в Москву, а Уралсовет вразрез с требованием Владимира Ильича проголосовал за расстрел гражданина Романова.
Также поднимается миф о деньгах Парвуса, с помощью которых большевики, якобы, устроили революцию.
Одним из мощнейших приемов мифологизаторов является искажение образов героев Революции. Так, Сталина создатели фильма изобразили бандитом, рвущимся к власти. Его бессмысленная жестокость показана уже в конце первой серии, когда он, во время ограбления курьеров, заставляет молодого человека стрелять в своего сослуживца. Конечно, Сталин не был белой и пушистой овечкой, но дело заключается в том, что подобного эпизода в его жизни не было и не могло быть. В интервью интернет-порталу «КиноПоиск» бывший научный сотрудник историко-мемориального музея «Пресня» Илья Будрайтскис заявил: «Сталин лично не участвовал в ограблениях, в так называемых „эксах“ ». Итак, сцена с ограблением создана специально, чтобы показать не идейную, а криминальную составляющую личности Сталина. Эта линия продолжается и дальше: в шестой серии Троцкий вызывает Сталина к себе в кабинет, где называет его «мелким уголовником с психологией лавочника». При разговоре Сталин дергается от разрывов бомб, а Троцкий сохраняет невозмутимый вид. Режиссеры использовали весь арсенал художественных средств для того, чтобы показать Сталина жалким и трусливым.
Главную идею фильма авторы выразили придуманным ими диалогом между Сталиным и Лениным, в котором Владимир Ильич говорит собеседнику: «Мне кажется, что судьба Троцкого вас заботит больше, чем судьба самой революции».
Идеологизированность, причем негативная, образа Сталина в фильме очевидна. Чтобы избежать какой бы то ни было идеологизированности, обратимся к оценкам Сталина его современниками. Вот цитата из речи Черчилля о Сталине, произнесенная в Палате лордов 21 декабря 1951 года: «Сталин производил на нас величайшее впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он входил в зал Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, встали и, странное дело, почему-то держали руки по швам».
Высокую оценку Сталину дал и американский президент Рузвельт. В своей речи 24 декабря 1943 года он назвал Сталина «истинным представителем России»: «Выражаясь простым языком, я отлично поладил с маршалом Сталиным. Этот человек сочетает в себе огромную, непреклонную волю и здоровое чувство юмора; думаю, душа и сердце России имеют в нем своего истинного представителя».
Но это все политики, они могут говорить комплиментарно о лидере мощной страны из политических соображений, а вот иностранным писателям делать это незачем. Английский фантаст Герберт Уэллс в своей книге «Россия во мгле» так описывает свои впечатления от встречи со Сталиным: «Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нем нет ничего темного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России».
Даже этих нескольких штрихов к историческому портрету Сталина хватает, чтобы показать, что реальность противоречит тому образу Сталина, который был создан в фильме Александра Котта и Константина Статского, и выявить идеологическую подоплеку их работы.