Автор превратил великую русскую реку Волгу в грязную лужу, где все мертво и ужасно. А Волга — это душа России, ее синоним.

Волга — грязное болото? Как прошла разминка перед Тотальным диктантом-2021

Эжен Каррьер. Девочки за чтением
Эжен Каррьер. Девочки за чтением

10 апреля в России пройдет очередная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант». Первые шесть лет за основу брали классические тексты — от Льва Толстого до Редьярда Киплинга. Впоследствии для диктанта подбирались тексты современных писателей с либеральными взглядами, например Бориса Стругацкого и Гузели Яхиной.

В этом году в качестве автора диктанта был выбран писатель, журналист, сценарист Дмитрий Глуховский, автор нашумевших романов в жанре антиутопий и постапокалипсиса «Метро 2033», «Сумерки», «Будущее», «Пост». Финальный текст диктанта не раскрывается до начала мероприятий 10 апреля.

Редакция ИА Красная Весна публикует статью учителя английского языка Виктории Фениной, которая провела анализ предварительного диктанта с текстами Дмитрия Глуховского.

В целях подготовки к Тотальному диктанту команда организаторов-филологов (Владимир Пахомов, Екатерина Мельникова, Наталья Милянчук и другие) по традиции предложила будущим участникам поупражняться в орфографии и пунктуации на материале произведений автора Тотального диктанта. В 2021 году участники могли писать отрывки из антиутопий и постапокалиптики Дмитрия Глуховского. Видимо, организаторы решили, что не всё ли равно, на каких текстах тренироваться. Не всё ли равно, заденет написанный текст патриотические чувства русских людей, лишь бы соблюсти правила орфографии и поставить в нужном месте запятые и двоеточия.

Приведем некоторые цитаты из текстов, которые предлагались участникам подготовительных онлайн-курсов для написания. Вот такими фразами, например, Глуховский описывает реку Волгу (какой она представляется ему в будущей России, раздробленной, к слову сказать, на множество мелких княжеств):

«Реки с берега тоже не видно — бетонные быки моста сходят в нее где-то уже во мгле. Зато слышно ее хорошо и через туман — ее чавканье, хлюпанье, урчание. Кажется, что она живая, но это только кажется. Ничего живого там, внизу, нет. И ничто живое, попадая туда, не может там уцелеть. … Тот, кто отплывал по ней вниз, никогда не возвращался. … Поэтому и названия никакого реке теперь не нужно».

На следующем занятии организаторы предложили любителям русского языка текст с воспоминаниями Глуховского из 1990-х годов о московской Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ).

«Выплывали из летнего зеленого хора или из осенней листвяной многоголосицы павильоны и павильончики. … Главная аллея проектировалась, конечно, римлянами: „Украина“, „СССР“, „Космос“ — всё это античные храмы и дворцы, громадные, величественные, давящие и вдохновляющие, дающие советскому человеку почувствовать себя вошью и однодневкой, но вместе с тем ощутить восторг и гордость, ощутить себя частью чего-то неизмеримо могучего и вечного».

В 1990-е годы на ВДНХ многие постройки пришли в упадок и представляли собой печальное зрелище, вероятно, по этой причине устроители Тотального диктанта выбрали из довольно объемного рассказа «Третий Рим. ВДНХ» именно такой отрывок, где Глуховский буквально глумится над советской культурой и историей, называя монументальную сталинскую архитектуру на ВДНХ «храмиками» и «павильончиками», а советского человека «вошью и однодневкой»?

Пытаясь уразуметь сложности орфографии и пунктуации, люди писали под диктовку о том, что скульптуры юных пионеров-героев Великой Отечественной войны Вали Котика и Марата Казея (которые погибли в возрасте 14 лет, мужественно сражаясь с фашистами) выглядели «навсегда детьми и навечно стариками: лица у них были мертвенно-белые и морщинистые от трещин». Причем в оригинальном тексте Глуховского Валя Котик и Марат Казей названы еще и «советскими божками», однако эту фразу организаторы все-таки убрали (и на том спасибо!), что указывает на то, что они прекрасно понимают «дух» произведений Глуховского, способный разжечь справедливое негодование патриотически настроенных и неравнодушных граждан.

Подобное негодование прослеживается в высказываниях участников подготовительных занятий. Например, Сергей из Дзержинска, комментируя текст про Волгу, пишет: «Автор превратил великую русскую реку Волгу в грязную лужу, где все мертво и ужасно. А Волга — это душа России, ее синоним. Поэтому он замахнулся и на нашу великую Россию. Возмущен и оскорблен до глубины души».

Писавшие диктант столкнулись также со стилистическими («закончил университет» вместо «окончил университет») и фактологическими ошибками. Например, Глуховский написал, а устроители образовательной акции с ним согласились, что Римская империя пала «под варварским натиском тысячу лет назад», между тем как любой школьник знает, что это произошло в V веке н. э. (476 г.).

Так чему нас пытаются научить в рамках международного образовательного проекта «Тотальный диктант»? Грамотному письму на материале произведений, сомнительных по своему духовно-идеологическому содержанию, начиненных стилистическими ошибками и недостоверными культурно-историческими фактами?

Стоит отметить, что Россотрудничество (Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) во главе с Евгением Примаковым еще в ноябре прошлого года отказалось предоставлять свои площадки для проведения Тотального диктанта в 2021 году, узнав, что автором текста выбран Глуховский.

В январе 2021 года Глуховский публично поддержал осужденного законом блогера Алексея Навального. Не правда ли, достойный выбор главной персоны для просветительской акции, в которой ежегодно наряду со взрослыми участвуют дети (например, в 2019 году самому юному участнику было 8 лет)?