1. Экономическая война
  2. Экономика Пакистана
Перевод ИА Красная Весна /
Есть ли альтернатива либерально-рыночной модели «развития» экономики, которую предписывает Пакистану МВФ?

Кредит — хорошо, но как его выплатить? Рыночный рецепт для Пакистана

Жан-Леон Жером. Караван в пустыне. XIX
Жан-Леон Жером. Караван в пустыне. XIX

29 августа совет директоров МВФ одобрил давно ожидаемый правительством Пакистана кредитный транш на $1,17 млрд, доведя общий объем программы расширенного финансирования (EFF) до $6,5 млрд.

Тем не менее многие в Пакистане не разделяют эйфории по поводу того, какой ценой была получена эта в общем-то символическая помощь. Так, по оценкам экспертов, только в 2022/23 финансовом году Пакистану может понадобиться $35–40 млрд или более на то, чтобы покрыть потребности импорта и расплатиться с внешними долгами. При этом на ближайшие 5 лет долговая нагрузка с процентами составляет более $74 млрд, которые тоже придется отдавать.

Более того, печально подтверждая поговорку «беда не приходит одна», летом 2022 года на Пакистан обрушились небывалые ливни, смывшие существенную часть сельскохозяйственных угодий и оставившие без крова порядка 35 млн человек.

ИА Красная Весна приводит оценку экономического положения страны в свете существовавших ранее и новых проблем, которые принесла с собой стихия, а также «рыночный» рецепт их решения, опубликованные в редакционной статье одного из крупнейших либеральных изданий Пакистана, The Express Tribune.


Сделка и последствия

Вздох облегчения для коалиционного правительства, которому удалось заключить сделку с МВФ. После официального одобрения исполнительного совета (МВФ) в понедельник долгожданный транш в размере $1,17 млрд поступит в казну Пакистана.

Несмотря на то, что это достижение предотвратило скорый дефолт, оно дорого обошлось стране, которую еще долго будет лихорадить от его последствий. Соглашение с МВФ, в результате которого эта сделка состоялась, сопровождалось спорными требованиями. В результате цены на нефть, газ и электроэнергию обновили новые рекорды ввиду того, что традиционная подушка субсидий была отменена правительством.

Всё состоялось на фоне того, что рупия потеряла около 35% своей стоимости по отношению к доллару США, а скачкообразная инфляция достигла 44,5%. В итоге экономика оказалась буквально на грани бедствия.

Тем не менее есть надежда, что возрождение доверия кредиторов после выделения транша МВФ приведет к некоторому смягчению обстоятельств в ближайшие недели и месяцы. Помимо помощи Фонда, еще $4 млрд поступят от других институциональных кредиторов (ОАЭ, Саудовской Аравии и Катара — прим. ИА Красная Весна), а также коммерческих банков. Это должно помочь направить отстающую экономику в новое русло.

Корни проблем

Основными проблемами Пакистана являются растущий дефицит счета текущих операций, обслуживание огромного долга и резкий спад экспорта, которые вместе почти свели на нет реальный экономический рост. Это вынудило финансовых управленцев дважды корректировать бюджет за последние три месяца прошедшего финансового года.

Страна сталкивается с первичным дефицитом в размере 1,6 трлн рупий (688 млрд руб.), а отрицательный баланс доходов и расходов стремительно растет. Согласно новым оценкам, фискальные корректировки в новом году должны составить более 1,716 трлн рупий (738 млрд руб., 2,2% ВВП Пакистана).

Разумеется, в основном они будут производиться за счет налогообложения, в котором были введены новые виды сборов — 10% сверхналог на 13 отраслей промышленности и увеличенный подоходный налог с населения на доходы свыше 50 тыс. рупий (21,5 тыс. руб.) в месяц.

Тяжелая нагрузка на население слишком очевидна, чтобы ее игнорировать. В то же время впервые введенный фиксированный налоговый режим для торговых сетей, розничной торговли, ювелирных магазинов, строительной отрасли, ресторанов, торговли автомобилями и недвижимостью, продолжает проверять на прочность терпение населения и экономику.

Пришла беда — отворяй ворота

И, как гром среди ясного неба, разрушительные наводнения, которые подорвали всю парадигму развития экономики.

Правительство Пакистана оценивает убытки в размере более $10 млрд. Многие экспортные культуры буквально смыты водой; более 35 млн человек оказались в зоне бедствия.

Сюда же необходимо добавить политическую нестабильность на фоне борьбы за власть в стране и постоянно меняющуюся обстановку в регионах. Всё это совсем не повышает шансы на восстановление экономики.

Пакистан остро нуждается в инклюзивном росте, обеспечивающем безопасность человека, а также в отказе от таких явлений, как «субсидии» и «протекционизм». Выбор необходимо сделать в пользу жесткой экономии и упора на проекты развития за счет иностранных инвестиций и доходов от приватизации.


Послесловие

Нельзя не отметить, что авторы в своих рекомендациях следуют либерально-рыночной модели, которую предписывает Пакистану и МВФ.

Если к этому добавить обширную приватизацию, то на структурных и долгосрочных проектах развития можно будет смело поставить крест. В таком случае возвращать взятые кредиты можно будет только за счет дополнительных налогов и, в конечном итоге, всё глубже залезая в карман и без того небогатого населения страны.

Есть ли другой выход?

Основные инвестиции в Пакистан по-прежнему готов делать Китай, который уже неоднократно выражал заинтересованность в продолжении проектов Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) стоимостью более $65 млрд. Ничего даже близко сопоставимого с этой цифрой никакие другие страны дать не готовы.

Но для того, чтобы эти проекты были реализованы в короткие сроки, они должны стать национальным приоритетом, жестко контролируемым на уровне государства. То есть речь должна идти о введении строгого государственного регулирования в экономике.

При этом, чтобы пакистанская экономика не попала под чрезмерное влияние гораздо более крупной китайской экономики, необходимо немалое внимание уделять именно протекционизму, а также массовой подготовке кадров для этих проектов из числа пакистанцев.

Значит, быстро растущее население Пакистана, чтобы стать новым активом страны, должно получить соответствующие образовательные возможности. Развитие системы образования должно превратиться в еще один государственный проект. Необходимо отметить, некоторые шаги в этом направлении предпринимает правительство партии «Движение за справедливость» после получения власти в провинции Пенджаб.

Кроме того, чтобы развивать КПЭК, надо срочно решать проблему дефицита электроэнергии (который сейчас составляет в Пакистане 25–30%). То есть снова требуется приоритетный национальный проект развития энергосистемы Пакистана под жестким контролем государства. В условиях дорогих нефти и газа, возможно, следует обратить внимание не на сомнительную солнечную, а на атомную энергетику — тем более Пакистан уже является ядерной державой.

В сложившихся обстоятельствах властям Пакистана необходимо еще раз взвесить ущерб от следования рекомендациям МВФ и сравнить его с фактической — более чем скромной — помощью, которую фонд реально предоставляет.