Борьба за власть в Малайзии происходит на фоне и с использованием этнических, религиозных и классовых противоречий. До сих пор всякая попытка нарушить договоренности, чтобы получить единоличную власть, приводила к потере всякой власти. Но придет ли страна к согласию и миру?

Триллер в Куала-Лумпуре. Об итогах политического кризиса в Малайзии

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Махатхир Мохамад и Мухиддин Яссин
Махатхир Мохамад и Мухиддин Яссин

Политические страсти, не на шутку разбушевавшиеся в Малайзии в конце февраля 2020 года, оказались заслонены более громкими мировыми событиями, такими как пандемия коронавируса. Однако Малайзия неожиданно пережила распад правящего партийного блока и отставку главы правительства. Старейший премьер-министр в мире — 94-летний Махатхир Мохамад, совсем недавно триумфально ставший главой правительства, неожиданно подал в отставку.

Затем, в ходе закулисных интриг страна обрела нового премьер-министра и новую партийную коалицию. Новым главой правительства стал бывший ближайший соратник Махатхира Мохамада — Мухиддин Яссин. В этой связи многие эксперты уже бьют тревогу из-за того, что к власти в стране пришел блок «Национальный альянс» (Perikatan Nasional) во главе с малайскими националистами, а также исламистами.

И хотя политическая борьба в Малайзии продолжается, пока что можно и нужно зафиксировать ряд важных процессов, наметившихся на политической арене этой страны.

Истоки политического кризиса

Начать следует с хронологии и за отправную точку нужно взять 9 мая 2018 года, когда на очередных парламентских выборах господствовавший в стране более 60 лет «Национальный фронт» (Barisan Nasional) во главе с партией «Объединенная малайская национальная организация» (UMNO) сенсационно проиграл оппозиционному блоку «Альянс надежды» (Pakatan Harapan).

Сенсация тогда стала возможной во многом благодаря тому, что к оппозиции примкнул легендарный малайзийский политик Махатхир Мохамад, которому на тот момент было уже 92 года. Мохамад был премьер-министром страны с 1981 по 2003 гг. и долгое время являлся активным членом UMNO. Он проводил жесткий курс на авторитарное экономическое развитие страны, а также на сохранение национального согласия трех крупнейших этнических групп в Малайзии — малайского большинства, а также китайского и индийского меньшинства. Своей политикой он заслужил огромное уважение как малайцев, которые связывали с его фигурой рост экономического благосостояния страны, так и китайских и индийских национальных меньшинств, которые уважали Мохамада за его сбалансированную национальную политику.

Еще одним залогом успеха Мохамада стал его союз с популярным оппозиционным политиком Анваром Ибрагимом — лидером «Партии народной справедливости» (Parti Keadilan Rakyat). Ибрагим известен тем, что он начинал свой политический путь как активист исламистского толка, однако в итоге стал слишком опасен для правящей партии из-за своих чрезмерных властных амбиций. Совершив в 1980-х огромный карьерный взлет благодаря покровительству Мохамада, Ибрагим уже к концу 1990-х годов рассорился с премьер-министром и в итоге попал в опалу. В 1998 году он был снят со всех постов и обвинен в коррупции.

Во время судебного разбирательства следственные органы добавили также обвинение в мужеложстве, что в исламской Малайзии является серьезнейшим преступлением, которое карается тюремным заключением сроком до 20 лет. В итоге длительных судебных тяжб Анвар Ибрагим был осужден за коррупционные преступления, однако суд снял обвинение в мужеложстве за недостаточностью улик. Только в сентябре 2004 года Ибрагим был освобожден из тюрьмы и продолжил свою политическую деятельность.

Но на этом злоключения малайзийского оппозиционера не закончились, и в 2008 году против него вновь выдвинули обвинение в мужеложстве по заявлению его же собственного помощника. Четыре года Ибрагиму понадобилось, чтобы доказать свою невиновность, и в 2012 году с него были сняты все обвинения. Однако уже в марте 2014 года к его делу вернулся апелляционный суд, который неожиданно вынес новое решение, признав Ибрагима виновным, и приговорил его к пяти годам заключения.

В итоге, когда Махатхир Мохамад решился участвовать в парламентских выборах в 2018 году, он заключил с Ибрагимом соглашение о том, что опальный политик поддержит Мохамада, но при нескольких условиях. Во-первых, Мохамад, в случае успеха на выборах и назначения его премьер-министром, должен был инициировать помилование Ибрагима со стороны короля. Во-вторых, Мохамад обязался править лишь два года, после чего он должен был передать пост премьер-министра Анвару Ибрагиму, как своему союзнику по коалиции.

Итогом именно этих достаточно сложных политических переговоров и стала победа «Альянса надежды» на парламентских выборах в 2018 году. Однако коалиция эта оказалась крайне непрочной, прежде всего из-за политических амбиций Анвара Ибрагима.

Начало внутренних разногласий в «Альянсе надежды»

По истечении двух лет правления «Альянса надежды» во главе с Махатхиром Мохамадом, сторонники Анвара Ибрагима всё настойчивее стали требовать от премьер-министра точной даты передачи власти Ибрагиму. Мохамад в свою очередь медлил с ответом, говоря о том, что для передачи власти, возможно, понадобится больше времени, чем изначально планировалось.

В итоге сторонники Анвара Ибрагима обвинили правительство в попытке нарушить ранее достигнутые договоренности о том, что преемником Мохамада на посту главы правительства станет Ибрагим.

Одновременно с этим, ближайший соратник Мохамада по партии «Объединенная партия сынов земли Малайзии» (Parti Pribumi Bersatu Malaysia) Мухиддин Яссин перехватил управление партией и вывел ее из коалиции «Альянс надежды».

Итогом всех этих событий и стала отставка Махатхира Мохамада, которая была им объявлена 24 февраля 2020 года. За день до этого, Анвар Ибрагим обвинил партию Мохамада и «предателей» в блоке «Альянс надежды» в заговоре с целью формирования нового правительства с «Объединенной национальной организацией Малайзии».

Примечательно, что острее всего на отставку премьер-министра отреагировали политические организации, представляющие интересы китайского и индийского меньшинств в стране. Например, уже на следующий день после отставки Мохамада глава «Демократической партии действия» (DAP), отстаивающей права нацменьшинств, Лим Гуан Энг попросил Мохамада вернуться на пост главы правительства. В ответ Мохамад выразил свою готовность вновь занять пост премьер-министра в случае, если он получит поддержку парламента.

Не желал оставаться на обочине политического процесса и Анвар Ибрагим. 26 февраля на заседании политического блока «Альянс надежды» он был выдвинут в кандидаты на пост премьер-министра. Причем, в ходе собрания Ибрагим отметил, что на него был приглашен экс-премьер Махатхир Мохамад, которому якобы предлагалось возглавить заседание, но он не пришел.

Но дальнейшее развитие событий оказалось полной неожиданностью как для Мохамада, так и для Ибрагима, которые считали, что соперничают они лишь между собой. 29 февраля король Малайзии Абдулла II назначил новым премьер-министром страны Мухиддина Яссина — соратника Мохамада по «Объединенной партии сынов земли Малайзии», а также главу МВД Малайзии.

Сразу же после этого назначения Мохамад заявил, что его предали. 1 марта он провел пресс-конференцию, на которой заявил: «Я чувствую себя преданным, главным образом Мухиддином. Он работал над этим (соглашением о партийной коалиции — прим. ИА Красная Весна) долгое время, и теперь у него это получилось».

Мохамад пояснил, что его уход с поста премьер-министра неделю назад был вынужденным шагом. Дело в том, что после изменения политического расклада в малайзийском парламенте, оппозиционные партии, например националисты из UMNO, могли сформировать коалицию, которая бы получила возможность блокировать решения правительства.

Мохамад с горечью в голосе пояснил: «Это означает, что я должен был бы принять людей (в состав правительства — прим. ИА Красная Весна), с которыми я боролся. Этого я не готов сделать, а Мухиддин готов».

Кроме того, Мохамад назвал Ибрагима и Яссина главными виновниками произошедшего политического кризиса. Именно их жажда власти, считает Мохамад, привела к развалу правящей в парламенте коалиции «Альянс надежды», а как следствие — к отставке правительства. По мысли экс-премьер министра, Яссин воспользовался стремлением Ибрагима поскорее возглавить правительство и подтолкнул его к действиям по расшатыванию правящей коалиции.

Когда же Яссин не достиг желаемого результата, он подговорил членов партии «Объединенная партия сынов земли Малайзии», главой которой является Мохамад, выйти из правящей коалиции.

Промежуточные итоги политического кризиса

Малайзия — это крайне своеобразная страна, с очень сложным этническим составом. Лишь около 49% населения страны являются по национальности малайцами. Наряду с этой этнической группой 22,4% населения Малайзии являются китайцами и еще 6,7% — это выходцы из Индии и Шри-Ланки (прежде всего тамилы). На государственном уровне в Малайзии существует такая категория, как «бумипутра», к которой относятся все коренные народы в стране, каковыми принято считать малайцев, даяков, оранг-лаутов, асли и др. К «бумипутра» в Малайзии относится 66,4% жителей.

Этим категориям населения предоставляются определенные преференции, которых лишены иные этносы. Например, они имеют привилегии при занятии государственных должностей, льготы при поступлении в высшие учебные заведения, получении государственных банковских кредитов и др.

В стране также существует государственная религия — суннитский ислам шафиитского мазхаба (распространен в странах Юго-Восточной Азии, а также в Сирии, Ливане, Палестине и Иордании), который исповедуют 62,4% населения. Еще 19,2% малайзийских граждан являются буддистами. В стране также насчитывается 9,1% христиан и 6,3% индуистов.

За последние шесть десятилетий, когда у власти в стране находилась «Объединенная малайская национальная организация», представляющая интересы малайцев и мусульман, в правящую коалицию традиционно также входили «Китайская ассоциация Малайзии» (Malaysian Chinese Association) и «Индийский конгресс Малайзии» (Malaysian Indian Congress). Две последние партии отражали интересы соответствующих национальных меньшинств и последовательно выступали за отмену преференций по национальному признаку. Их главным лозунгом был «Малайзия для малайзийцев», т. е. для всех представителей малайзийской нации, а не только для этнических малайцев.

Однако приход к власти Мухиддина Яссина стал возможен благодаря объединению в блок «Национальный альянс» (Perikatan Nasional) трех достаточно радикально настроенных националистических и исламских партий: «Объединенной малайской национальной организации», «Объединенной партии сынов земли Малайзии», а также «Исламской партии Малайзии» (PAS). Примечательно, что все депутаты, избранные от этих партий в парламент, исповедуют ислам.

Малайзийские эксперты отмечают, что не последнюю роль в усилении трех вышеуказанных партий сыграли изменившиеся политические предпочтения малайского большинства, которое всё больше симпатизирует идеям малайского национализма. Например, большое неприятие среди малайцев вызвало эпохальное назначение нескольких немалайцев на ключевые государственные посты. Так, в правительстве Махатхира Мохамада, созданном в 2018 году, этнический китаец Лим Гуан Енг стал министром финансов, а этнический индиец Томми Томас занял пост генпрокурора.

По сути, вновь пришедшие к власти националисты сыграли на ксенофобских, антикитайских настроениях этнических малайцев, которые преимущественно являются крестьянами, в то время как китайцы и индийцы относятся к городской буржуазии и промышленным рабочим.

Малайцы недовольны медленным ростом уровня своего благосостояния, особенно в последние годы, когда экономика замедляет развитие. При этом они наблюдают относительно процветающих китайцев и индийцев, преимущественно городских жителей, что порождает усиление националистических чувств. Именно этим и воспользовались ныне пришедшие к власти националисты и исламисты.

Все это порождает опасность националистического крена в политике новых малайзийских властей, стремящихся угодить электорату. Однако нельзя сбрасывать со счетов потерявших власть Мохамада и Ибрагима, которые продолжают активную политическую борьбу и рассчитывают, заручившись поддержкой большинства парламентариев, поставить вопрос о доверии кабинету Яссина.

Маловероятно, что Яссин решится на радикальные националистические шаги, поскольку слишком велика доля этнических китайцев в стране и слишком близок сам Китай, который вряд ли останется в стороне в случае притеснений своих собратьев.

Если же Яссин начнет лавировать между интересами националистов/исламистов и центристов/нацменьшинств, то он может потерять доверие консервативных избирателей, благодаря которым он и получил власть.

В качестве итога можно лишь констатировать, что политическое противостояние «Национального альянса» и «Альянса надежды» только начинается. Махатхир Мохамад уже заявил о том, что намерен вернуть под свой контроль начавшую своевольничать по указке Яссина «Объединенную партию сынов земли Малайзии». Ибрагим же недавно заявил, что ведет переговоры о новом союзе с Мохамадом.

Побороться за власть эти группы смогут либо в 2023 году на очередных парламентских выборах, либо гораздо раньше — в случае досрочного роспуска парламента. Еще одним сценарием развития политической ситуации является выражение парламентом недоверия правительству. Следующий ход теперь за 94-летним Махатхиром Мохамадом и 72-летним Анаваром Ибрагимом.