Матрос — человек, стоявший у истоков донецкой ячейки «Сути времени». Принимал активнейшее участие в мероприятиях, связанных с образованием ДНР. Работая в миссии со дня ее основания, выбрал для себя военную стезю. На позиции «Монастырь» получил тяжелое ранение. После лечения вернулся в ряды армии ДНР.

Матрос

Залегли перед марш-броском на Лебяжье
Залегли перед марш-броском на Лебяжье

Утром 17 июля 2014 года двадцать сутевцев, собравшихся из разных городов Украины, встретились недалеко от 4-й базы батальона «Восток», на которой нас уже ждали старшие товарищи. Пришли немного раньше указанного времени — нехорошо опаздывать на «первое свидание». Я предварительно взял на работе двухнедельный отпуск. Сказал руководству, что обязательно выйду из отпуска в срок, но они мне почему-то не сильно поверили и предусмотрительно отдали «незакрытую» трудовую книжку. Наверное, потому, что знали, каковы мои взгляды на происходящие события, да и ситуация в Донецке была нестабильная, многие производства и частные фирмы в спешке эвакуировались подальше от зоны боевых действий. Как вскоре выяснилось, руководство поступило предусмотрительно — мои размеренные трудодни на прежнем месте работы остались в прошлом.

Вид у нашей «двадцатки» был, мягко говоря, не военный: кто с сумками, кто с пакетами, у кого-то часть вещей просто в руках — все понимали, что в ближайшее время возможности попасть домой не будет, поэтому действовали по принципу «все свое беру с собой». Игорек (Болгарин) даже прихватил с собой из дому парочку пудовых гантель — они нам потом на тренировках здорово пригодились. Одеты мы были разношерстно: кто-то в джинсах и рубашке, кто-то в спортивном костюме, а кто-то (как я, например) в шортах, футболке и шлепках — жарко, июль месяц.

Тренировка ОТГ «Суть времени»
Тренировка ОТГ «Суть времени»

Эта картина вызывала неподдельный интерес у проходящих мимо ополченцев, мне кажется, они не догадывались, что в скором времени мы будем стоять с ними в одном ряду. Честно говоря, мы и сами тогда об этом не сильно догадывались, и первые наши автоматы мы получили только через пару недель после захода на базу «Востока». А Отдельная тактическая группа «Суть времени» (ОТГ «СВ») сложилась и приняла боевое крещение в сентябре–октябре 2014 года. Невозможно было без собственной «военной составляющей» оставаться в военизированном городе, к границам которого враг, задействуя артиллерию и танки, подходит всё ближе и ближе. Так миссия «Сути времени», помимо изначально обозначенных гуманитарного и информационного направлений работы, двинулась еще и по военной стезе.

Наблюдение
Наблюдение

Для меня психологически одним из самых сложных моментов как раз таки и было решение пойти по военному пути и взять в руки автомат. Выбор этот надо было делать осознанно и добровольно. У меня как у гражданского человека было много переживаний по этому поводу, а так называемый военный романтизм улетучился сразу. Решиться на этот шаг исключительно по рациональным соображениям тоже было сложно: был и страх смерти, и привязанность к родным и близким людям. Но в такие моменты правильный выбор помогает сделать чувство долга.

А еще мне очень сложно было возвращаться на передовую после ранения. Помню, как первые две недели мой организм на уровне рефлексов при звуке пролетающей мины или разрыва снаряда автоматически «сжимался», и я ничего не мог с этим сделать. В принципе, это нормальная реакция для мирного времени. Но на войне к этому обычно быстро адаптируешься, включаются защитные функции организма — не очень комфортно постоянно находиться в состоянии страха. И вот как раз в этот промежуток времени, когда я еще повторно не «оклиматизировался», Ирис задумал провести учебное занятие по корректировке огня автоматического гранатомета АГС-17 прямо на передовой. Поселок Веселое, февраль 2015 года, мины всё еще с завидной регулярностью прилетают по нашим позициям, но днем вроде бы установилась тишина и погода солнечная. Расчет АГС-17 стреляет в сторону противника, мы вышли на передний край в район диспетчерской вышки аэропорта и наблюдаем знаки разрывов гранат. Согласно заранее намеченным ориентирам, наводим наших гранатометчиков и по рации даем им поправки. Было нас человек восемь, и каждый должен был по очереди навести наш расчет АГС-17 на условную цель, отдать команду на открытие огня и скорректировать его. В общем, занятие не быстрое, и как только мы к нему приступили, укры, как назло, начали обкладывать поселок из 120-мм минометов. Мины ложились относительно далеко от нас, но зато пролетали прямо над нами, поэтому у меня было дикое желание закончить занятие побыстрей. А Ирис, видя, что я нервничаю, еще и подшучивал: «Не бойся, Матрос! Если прилетит к нам, то судьба наша такая».

Стрельба из АГС
Стрельба из АГС

Эти три года для всех нас были очень не простыми. Главное, что совместными усилиями достигнута первичная цель — народ Донбасса отстоял свое право на самоопределение и историческое родство с народом России, которое у него хотели отнять. Свой вклад внесла в это и вся «Суть времени» — если бы не было на протяжении трех лет той поддержки (духовной, гуманитарной, информационной, материальной и т. д.), которую нам оказывала вся организация, то и не было бы миссии «Сути времени» ДНР. Я благодарен всем, кто помогал нам пройти этот путь!

Сегодня перед нами стоят новые вызовы. Эти три года показали, что сложные задачи можно решать только сообща. Так что способность ответить на вызовы зависит от нашей сплоченности, целеустремленности и выдержки.