Именно книги, а не ролики — единственный путь к тому, чтобы что-то понять о Вселенной

Как рассказать понятно о самом сложном? Отвечает автор новой книги о Вселенной

Изображение: Вячеслав Яковенко © ИА Красная Весна
Сергей Язев
Сергей Язев

Совсем недавно в российские школы после почти десятилетнего перерыва вернулся предмет астрономия. Немалые усилия для этого приложила научная общественность страны и в том числе директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, доктор физико-математических наук Сергей Язев.

В 2018 году профессор Язев возглавил рабочую группу по подготовке концепции школьного курса астрономии, принятой Министерством просвещения РФ в декабре 2019 года. Два года назад в Иркутске коллективом авторов, включавшим профессора Язева, подготовлен современный учебник астрономии для выпускных классов средней школы. Активно занимается ученый и переподготовкой учителей астрономии, причем не только в родном Иркутске.

На днях в Санкт-Петербурге вышла новая книга Сергея Язева «Вселенная. Путешествие во времени и пространстве», написанная для старшеклассников. Об этой книге его попросил рассказать корреспондент ИА Красная Весна.

Корр.: Сергей Арктурович, расскажите, откуда появилась задумка написать новую книгу о Вселенной?

Сергей Язев: Мы уже сотрудничали с издательством «Питер». В 2010 году вышла моя книга, написанная совместно с Андреем Моисеенко — в ту пору корреспондентом «Комсомольской правды», моим другом, к сожалению, на сегодняшний день ушедшим из жизни. И мы с ним тогда написали книгу «Загадка Патомского кратера» по результатам наших экспедиций на Патомский кратер. Поэтому издательство меня уже знает как автора. А тут они задумали выпустить серию книг, адресованных, как я понимаю, старшим школьникам. Это non-fiction — научно-популярные книги, посвященные науке. Предполагается, что будет издана серия из десяти книг про ключевые проблемы современной науки. Одну из них — по космологии — было предложено написать мне.

Сергей Язев «Вселенная. Путешествие во времени и пространстве»
Сергей Язев «Вселенная. Путешествие во времени и пространстве»

Корр.: На что Вы опирались, когда обдумывали, как рассказать школьникам о Вселенной?

Сергей Язев: Рассуждая, как сделать так, чтобы книга была, во-первых, интересной, во-вторых, логичной и понятной, я предложил издательству план книги из двух частей. Первая часть — это история, начиная с далеких, еще догреческих времен — как тогда люди себе представляли устройство Вселенной. И как постепенно эволюционировала эта точка зрения. Не обошлось, конечно, без классических вещей: картина мира, которую выдвигали Птолемей, а перед ним Аристотель, потом — Коперник…

Вторая часть книги — это описание эпохи, когда космология уже стала настоящей наукой. Появились данные наблюдений, на основе которых стало возможным строить теорию, — как устроена Вселенная, как она развивалась (если она развивалась), и как она появилась (если она появилась). Это уже изложение истории того, как развивалась современная космология в течение XX века и в начале XXI века.

Безусловно, здесь ключевая линия — теория Большого взрыва. И это, конечно, была проблема, потому что рассказывать про Пифагора, Аристарха, Ньютона и т. д. — это не очень сложно, прямо скажем, для автора. Это описано в тысячах книг. Каждый автор при этом расставляет какие-то свои акценты, и, наверное, я в этом же ряду.

А вот о современной космологии рассказывать гораздо сложнее, потому что там множество вещей, которые сложно понять и тем более трудно себе наглядно представить. Действительно, современная космология не проста, и становится все сложнее. Понятно, что в книжке никакие формулы писать нельзя, потому что, как еще Стивен Хокинг говорил: «Каждая формула вдвое уменьшает число читателей». Но он все-таки не обходился без главной формулы физики — Е = mc², потому что без нее действительно обойтись невозможно. Я тоже не обошелся. Но если ориентироваться на такую целевую аудиторию, как старшие школьники, конечно, надо обходиться без сложных формул. Я попытался это сделать, так оно и вышло.

Но я еще раз говорю, что это была очень непростая задача, — как написать понятно. А вот получилось ли у меня выполнить эту задачу, я сказать не могу. Надо, чтобы читатели сказали, понятно или нет.

Корр.: Кто Вам в этом больше всего помогал?

Сергей Язев: У книги был очень грамотный и компетентный научный редактор. Это Олег Верходанов, доктор физико-математических наук. Он работает в Специальной астрофизической обсерватории на Кавказе — там, где расположены самый большой российский оптический телескоп БТА и наш гигантский радиотелескоп РАТАН-600. Он космолог, радиоастроном и, кроме всего прочего, он еще и отличный популяризатор астрономии. То есть он тоже понимает, как доступно рассказать о непростых вещах. Олег поддержал этот проект. Он предложил некоторые полезные правки, и я ему за них очень благодарен.

Еще я хочу сказать, что в книге достаточно много иллюстраций. Они сделали книгу интересной не только с точки зрения содержания, но и наглядности. Получилось, как мне кажется, произведение искусства благодаря работе замечательного художника Евгения Муретова.

Корр.: Есть ли какие-то перспективы, что Ваша книга появится в российских школах?

Сергей Язев: Честно говоря, я не думаю, что это будет. Это зависит от администраций школ. Если директор школы сочтет необходимым закупать для школы еще и научно-популярную литературу помимо учебников и задачников. Но в большинстве случаев у школ просто нет средств на приобретение литературы помимо учебно-методической.

Это, конечно, было бы хорошо, чтобы школьник, который выполняет какой-то проект или готовит доклад, связанный с астрономией, смог взять эту книгу. Она, надеюсь, ему поможет.

Сергей Язев «Вселенная. Путешествие во времени и пространстве»
Сергей Язев «Вселенная. Путешествие во времени и пространстве»

Корр.: А для широкого круга школьников, как считаете, назрела ли необходимость привлекать внимание к такой литературе?

Сергей Язев: Эта необходимость всегда была, и сейчас не исчезла. Другое дело, что в наше время люди все больше предпочитают не читать книги, а использовать визуализированные каналы информации — ролики в YouТube, например. Но во все времена были и люди, которые читают книги, и люди, которые просто листают картинки. Я вижу задачу в том, чтобы для тех, кто любит книги, такие книги находились. Они, такие книги, должны обязательно быть. А умный и вдумчивый читатель, которому недостаточно комиксов, телеканалов типа РЕН-ТВ и прочих примитивных предложений общества потребления, надеюсь, всё-таки найдется.

Корр.: Почему именно книга все равно остается средством передачи знаний детям?

Сергей Язев: Понятно, что смотреть ролики проще, чем читать. Но для того чтобы действительно в чем-то разобраться, что-то действительно понять, простых путей не существует. Конечно, можно было бы сделать какой-нибудь длинный ролик, именно длинный, потому что коротко рассказать о некоторых вещах невозможно, — но такой ролик, наверное, смотреть никто не будет.

Эта книга рассчитана не только на детей, я очень надеюсь, читателями могут быть вполне взрослые люди, которым это интересно. Я думаю, что именно книги, а не ролики — единственный путь к тому, чтобы что-то понять в этой области, потому что тема, я повторяю, очень непростая, возможно, даже самая непростая из всех существующих.

Могут быть разные пути, в том числе разные видеоролики. Они есть, и пусть они будут, но те люди, которые хотят разобраться более подробно, — им, конечно, нужны книжки. Причем, разумеется, не только моя книга. Когда я работал над этой рукописью, у меня весь стол был завален книгами по космологии. Очень разные люди очень по-разному про одно и то же с разной степенью подробности и убедительности пишут. Я всё это перелистывал и пытался найти свой путь, который показался бы мне наиболее эффективным. Еще раз хочу сказать, что мне сложно оценить, что в итоге получилось. Об этом могут сказать только читатели.