1. Реальная Россия
  2. Мемориал павшим воинам
ИА Красная Весна /
В городе Бердске Новосибирской области есть свое сакральное, особое место, куда идут поклониться дети, внуки и правнуки героев, отдавших жизнь за спасение мира от фашизма

История создания Мемориала Славы в Бердске — интервью

Изображение: Эдель Василий © ИА Красная Весна
г, Бердск Мемориал Славы
г, Бердск Мемориал Славы

Начало 2020 года выдалось очень необычным и напряженным. Мир содрогается от нового вызова пандемии, которая перевернула все с ног на голову и спутала планы правительствам. Различные политические силы пытаются использовать ситуацию в своих интересах. Сквозь их противоречивые и несогласованные речи уже слышатся там-тамы новой войны, в сравнении с которой могут померкнуть ужасы последней Мировой.

В такой момент можно по-другому взлянуть на празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945.

В 2020-м, как в далеком 1945-м, Парад состоится 24 июня. В городе Бердске Новосибирской области есть свое сакральное, особое место, куда идут поклониться дети, внуки и правнуки героев, отдавших жизнь за спасение мира от фашизма. Об истории создания «Бердского Мемориала Славы — Памятного знака в честь подвига бердчан в годы Великой Отечественной войны» мы попросили рассказать Антона Валерьевича Ширяева, внука известного художника-монументалиста Александра Сергеевича Чернобровцева (12.09.1930–13.04.2014), создавшего мемориал.

ИА Красная Весна: Антон Валерьевич, не могли бы вы рассказать о своем дедушке более подробно? Почему именно ему доверили создание Бердского Мемориала Славы?

— Мой дедушка Александр Сергеевич Чернобровцев был достаточно известным художником и скульптором-монументалистом в Новосибирске. Член Союза художников СССР с 1960 г., лауреат премии Ленинского комсомола 1968 г. Первой крупной работой, которую он выполнил в 1960 г., было огромное панно «Реквием» в сквере «Героев Революции».

История этого сквера началась в январе 1920 года, когда в братской могиле в центре Новониколаевска были погребены жертвы «колчаковского» террора. Это были военнослужащие «Барабинского» стрелкового полка «колчаковской» армии, восставшие против своего командования в ночь на 7 декабря 1919 года, узники городской тюрьмы и арестантского дома, расстрелянные и зарубленные перед вступлением в город частей 27-й дивизии 5-й Красной Армии и партизан армии Е. Мамонтова. Всего 104 человека.

Изначально он хотел выполнить это панно в технике сграффито, но там основным материалом была очень недолговечная трехцветная штукатурка. Поэтому он и решил работать с бетоном. Всесоюзная слава к Александру Сергеевичу пришла после сооружения в 1967 году мемориального ансамбля «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.», после чего уже было не удивительно, что в 1972 г. глава Бердска, ветеран Дмитрий Андреевич Платошечкин попросил дедушку взяться за эту работу. Также в этой работе помогали скульпторы Грачевы.

Кроме скульптуры дедушка занимался и живописью, например в 2019 году удалось провести выставку его работ. На выставку «Мои современницы» удалось собрать более 40 выполненных им портретов и натюрмортов. Также он был профессором кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии и почетным жителем города Новосибирска.

Изображение: Эдель Василий © ИА Красная Весна
г.Бердск, Мемориал, города Герои
г. Бердск, Мемориал, города Герои
ГероигородаМемориал,г. Бердск,

ИА Красная Весна: Расскажите, как начиналась работа над мемориалом, и какие идеи в нем были заложены.

— В дедушкиных воспоминаниях это примерно описано так: В 1972 году идею создания крупнейшей из бердских скульптурных и монументальных композиций, некий аналог местной «Поклонной горы», предложил сделать глава города того времени Дмитрий Андреевич Платошечкин. Он сам был ветеран, инвалид — проблемы с рукой, участник войны. Он рассказал, что с первых дней войны, на фронте, был потрясен подвигом наших летчиков, которые на фанерных самолетах шли в бой против немецких элитных эскадрилий «мессеров» и гибли. А на следующий день новые герои уходили в бой и не возвращались. И тогда он дал себе зарок, что если выживет, то обязательно увековечит память о тех, кто не вернулся.

Когда Дмитрий Андреевич предложил строить Мемориал, то сначала хотели сделать быстро, чтобы успеть к 9 мая. Но потом решили не торопиться и делать сразу хорошо, грандиозно, масштабно.

ИА Красная Весна: В итоге Мемориал торжественно открыли только в 1980 году, то есть на это ушло 8 лет. На строительство дали деньги бердские заводы «Вега», «БЭМЗ» и другие. Помогали общественные организации и даже школьники. Расскажите, как шла эта работа?

— Александр Сергеевич пишет, что сначала он встретился с ветеранами. Из бесед вынес следующее: в первые дни войны выжить было невозможно. Если не погиб сегодня, то умрешь завтра. От многих подразделений оставались единицы и их отправляли на переформирование. Раненых увозили в тыл. Там было совсем другое ощущение реальности, другая психология. Но все равно обреченности не было, нас вела вера в Победу. Сталин для большинства был символом Победы. «Наше дело правое, Победа будет за нами», — таким был главный лозунг. Сталин нашел нужные слова: «Братья и сестры, друзья мои. Война это общее горе, она угрожает всем: и солдату, и его семье, близким. Сражаясь на фронте, вы защищаете свою землю, будущее своих детей».

Дедушка говорил, что и по его судьбе прошлась война. И его работа — это дань подвигу солдат.

Изображение: Эдель Василий © ИА Красная Весна
г.Бердск, стелла Великий подвиг советского народа
г. Бердск, стелла Великий подвиг советского народа
народасоветскогоподвигВеликийстеллаг. Бердск,

ИА Красная Весна: Антон Валерьевич, не могли бы вы описать, в чем символизм скульптурной группы?

— Идея была такая: композиция строилась вокруг пилона из пяти блоков (по 5-ти годам войны), венчаемого знаменем, символизирующем полотнище Победы. Это как остановившееся время: полотнище победы развевается на ветру — и вдруг окаменело навечно. У входа на Монумент расположено 13 урн-звезд с землей из городов-героев. В центре Монумента — мавзолей: четыре огромных солдата держат крышу на руках. Над ней надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто». Внутри горит вечный огонь, и на стенах 900 фамилий солдат-бердчан, не вернувшихся с войны.

У всех четырех солдат одинаковые лица. Здесь не место индивидуальности, их судьба войной слита воедино. Обрамляют весь комплекс массивные ленты-надписи из красного мрамора: «ВЕЧНО БУДЕТ ЖИТЬ В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ — ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА — В БОРЬБЕ ЗА ЧЕСТЬ И СВОБОДУ РОДИНЫ». Слова идут без запятых и точек. Это традиция в монументалистке идет от Луначарского.

По сторонам от обелиска с застывшем в веках знаменем Победы расположены две стелы — Бердск в тылу и Бердск на фронте. На них перечислено то, что было сделано горожанами для фронта и количество наград, которых были удостоены фронтовики.

ИА Красная Весна: Антон Валерьевич, а как сам Александр Сергеевич оценивал этот Мемориал?

— Он писал, что бердский Мемориал — это его наиболее продуманная и осмысленная работа. Она потребовала наибольшего вложения и концентрации творческих сил. Он добавлял: «Я понял, что автор не должен делать ничего субъективного, когда речь идет о гибели людей, а подойти академически. Художник должен оставаться за кадром, он не должен ничего выдумывать, а быть только свидетелем своего времени. Сделать вещь так, как сделал бы его рядовой зритель. Мастер должен говорить от имени народа, всеми силами исключить субъективизм и не выпячивать свое исключительное видение мира».

ИА Красная Весна: А каково было состояние Мемориала в 90-е и в каком он сейчас состоянии?

— В период перестройки осквернению было подвергнуто все, что только можно, и даже память о великой Победе. В медных фигурах солдат хулиганы проделали дырки, позже их пришлось покрыть тонким бетоном. Урны-звезды с именами городов-героев выворотили и побросали в овраг. Слава богу, что это ужасное время прошло.

С 2005 года Мемориал внесен в список объектов культурного наследия. Произведен ремонт основного комплекса. Жаль только, что Вечный огонь зажигают ненадолго. Только на дни празднования.