Как Турция шла к согласию принять Швецию в НАТО. И что теперь говорят?
Генассамблея турецкого парламента большинством голосов одобрила заявку Швеции на вступление в НАТО. Для кого-то этот шаг был ожидаемым, кто-то думал, что турки еще потянут с решением, но всё равно сделают это, а кто-то надеялся, что они всё же передумают и последуют своим громким замечаниям.
История вопроса известна, поэтому напомним ее кратко. Швеция и Финляндия подали заявки на вступление в НАТО 18 мая 2022 года, 5 июля были подписаны протоколы о вступлении. Однако их ратификацию заблокировали Турция и Венгрия. Анкара заявила, что эти страны поддерживают слишком тесные связи с организациями, которые она считает террористическими, в том числе укрывают на своей территории опасных террористов.
Стокгольм и Хельсинки начали активную работу по тому, чтобы «уговорить» Турцию
В том числе была проведена крупная встреча в штаб-квартире НАТО в Мадриде 28 июня 2022 года, на которой был подписан трехсторонний меморандум.
Скандинавские страны в нем пообещали выполнить ряд условий по совместной борьбе с терроризмом, по признанию террористическими организаций, которые таковыми считает Анкара, или, например: «Однозначно осуждать все террористические организации, совершающие нападения на Турцию, и выражать свою глубочайшую солидарность с Турцией и семьями жертв».
Заявка Финляндии была одобрена и Венгрией, и Турцией в конце марта 2023 года, а 4 апреля эта страна официально стала членом альянса.
Благодаря этому граница натовских стран с Россией увеличилась вдвое. Турция объяснила свое решение тем, что ее двусторонние отношения с Финляндией, партнерские отношения и оперативная совместимость этой страны с НАТО будут способствовать евроатлантической безопасности, в том числе и безопасности Турции.
После принятия Финляндии в Североатлантический альянс наступило недолгое затишье по вопросу о членстве Швеции, лишь США высказали надежду на положительный исход.
Турция готовилась к президентским и парламентским выборам в мае и поэтому была занята больше делами внутренней политики. Некие турецкие источники в беседе с российскими журналистами сказали об этом прямо: «Переговорный процесс будет продолжен … после выборов, возможно, в начале июня пройдет очередной раунд консультаций».
При этом как этим неизвестным источником из Турции, так и теперь уже бывшим турецким министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу подчеркивалось, что Анкара не забывает своих требований и ждет от Швеции экстрадиции «террористов».
В попытке выполнить эти самые условия в начале мая 2023 года Стокгольм одобрил новый закон о борьбе с терроризмом, который ужесточил наказание террористов на территории страны и позволил их пожизненно заключать в тюрьму.
«Принятия закона недостаточно. Ожидаем конкретных шагов», — заявил в ответ Чавушоглу.
В период с мая по июль президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно указывал на неготовность Швеции вступить в НАТО. Однако США активно озвучивали обратную точку зрения, а Швеция, в свою очередь, искала контактов с Анкарой и вела переговоры по больному вопросу.
Усугубляли положение и проходящие в Швеции акции по сожжению Корана. Тогда турецкая газета Sabah отмечала: «Правительство Швеции использует такие скандальные действия, как сожжение Корана, для провоцирования Турции… если бы она действительно хотела стать членом НАТО, ничего бы этого не произошло».
В начале июля во всей этой истории произошел поворотный момент. Эрдоган перед саммитом Североатлантического альянса в Вильнюсе пытался активно и радикально торговаться — мол, Турция пойдет на ратификацию документа, если Евросоюз «откроет двери для Турции». Но после мероприятия генсек НАТО заявил, что Турция согласилась как можно скорее передать протокол о вступлении Швеции в альянс.
К тому времени турецкий парламент ушел на каникулы, было понятно, что до октября процесс не двинется, и с турецкой стороны вновь начались разговоры о том, что Швеция будет принята в НАТО, только если выполнит все требования по террористам и антиисламским акциям. Стокгольм в ответ пытался доказать, что подписанный меморандум не включает никаких пунктов по религии, поэтому такие претензии со стороны Анкары его не касаются.
Считаем важным отметить, что 13 сентября 2023 года в игру вмешались британцы: вопрос вступления Швеции в НАТО детально обсудили министры иностранных дел Великобритании и Турции. Глава минобороны Великобритании для этого прибыл в Анкару. «Вступление Швеции в НАТО прибавит альянсу обороноспособности», — подчеркнул Джеймс Клеверли и добавил, что надеется на «скорейшее решение проблем, мешающих Швеции стать полноправным членом».
Эрдоган внес на рассмотрение турецкого парламента протокол о вступлении Швеции в НАТО
Это случилось чуть больше чем через месяц, 23 октября. Турецкий лидер как бы переложил на него ответственность за окончательное решение.
Подписывая соответствующий законопроект, глава парламента Турции Нуман Куртулмуш обосновал это тем, что «Финляндия и Швеция, подавшие совместную заявку на вступление в альянс, определяются как два ближайших партнера НАТО» и «эти две страны ранее активно сотрудничали с альянсом в разных сферах и выделяются своими возможностями и потенциалом в обороне и безопасности».
Глава Турции всё так же говорил и о террористах, и конкретно о Рабочей партии Курдистана (РПК), членов которой так и не выдала Анкаре Швеция, однако он подчеркивал, что всё теперь в руках турецкого парламента.
А Великое национальное собрание Турции, в свою очередь, в лице комиссии по иностранным делам начало оттягивать обсуждение — 16 ноября на заседании комиссии обсуждались семь международных соглашений и законопроект об одобрении шведской заявки на вступление в НАТО, но никакого решения по вопросу о членстве Швеции в НАТО принято не было, поэтому было решено отложить этот вопрос.
Промедлить удалось полтора месяца, а 26 декабря 2023 года комиссия по международным делам парламента Турции ратифицировала протокол
По турецким законам документ перешел на следующий уровень — его должна была одобрить Генеральная ассамблея парламента. Но и на этом этапе турки вновь попытались отдалить момент принятия решения. Парламент снова ушел на каникулы. Теперь до середины января 2024 года.
В Турции в это время заявили, что на это решение напрямую будет влиять согласие или несогласие конгресса США поставить Анкаре истребители F-16. «Если этого не произойдет, турецкий парламент отложит на неопределенный срок решение по заявке Швеции», — было сказано турецким политиком в беседе с российскими журналистами.
До голосования в Генассамблее турецкого парламента в турецком информационном пространстве политики, журналисты, политологи стремились прокомментировать происходящее, касающееся принятия Швеции в НАТО.
Например, секретарь оппозиционной националистической партии İYİ Куршад Зорлу подчеркнул 15 января, что, если США активно поддерживают организации курдов в Сирии и Ираке, против которых ведет борьбу Турция, то «нельзя лежать на спине по шведскому вопросу».
А еще, до того как дата заседания Генассамблеи стала известна общественности, турецкий журналист Мурат Еткин опубликовал громкий материал о том, что Турция уже одобрила участие Швеции в натовских крупномасштабных учениях Steadfast Defender 2024, которые предполагают координацию именно стран — членов альянса. По его сведениям, Турция была в курсе подготовки этих учений в течение последнего года, в ходе которой обсуждалось и участие Швеции, и Анкара не возражала. То есть автор указывает на то, что на самом деле турецкая сторона положительное решение о членстве скандинавской станы приняла еще год назад, однако молчала об этом.
Дата заседания Генассамблеи по законопроекту о принятии Швеции в НАТО была назначена на 23 января…
В этот день противники НАТО в Турции попытались повлиять на результат.
Лидер партии «Родина» Догу Перинчек призвал отклонить рассмотрение протокола на Генеральной ассамблее Великого национального собрания Турции, заявив, что, сказав «да» НАТО, Анкара подставляет себя под удар. «Расширение НАТО на север и восток усугубит угрозу для Турции. Проблема не в Швеции, а непосредственно в Турции», — подчеркнул он и призвал депутатов голосовать против.
Непосредственно во время голосования на улицу с акциями протеста против политики НАТО вышли члены двух турецких партий: Рабочая партия Турции (TİP) и Коммунистическая партия Турции (TKP).
Участники акций указывали на то, что они против НАТО и его расширения, а также призывали закрыть натовские базы на турецкой территории и выгнать американцев из страны. Коммунисты пообещали, что добьются закрытия американских баз в стране.
Глава TİP, находясь в это время на обсуждении в парламенте, заявил, что этот день «самый черный для Турции».
Несмотря на небольшое, но имеющееся сопротивление, турецкий парламент принял заявку Швеции в НАТО
На заседании 23 января «за» проголосовал провластный «Народный альянс», состоящий из правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД), а также основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) и другие оппозиционеры — партия «Будущее» во главе с бывшим премьер-министром страны Ахметом Давутоглу и партия DEVA (Демократии и прогресса).
Против законопроекта высказались депутаты от партий İYİ, Saadet (крайне правые), Партии возрождения (кемализм, социал-демократия, национализм), Hüda-Par (исламистская курдская партия), Турецкой рабочей партии (TİP) (крайне левые марксисты), Демократической партии (правый центр, турецкий национализм, либеральный национализм, либеральный консерватизм) и Демократической левой партия (DSP) (левый центр, социал-демократия, кемализм, секуляризм).
После, почти без промедлений, последовала реакция Стокгольма, западных политиков и политиков других стран, которым будет выгодно присоединение Швеции к Североатлантическому альянсу.
Шведские премьер-министр Ульф Кристерссон и министр иностранных дел Швеции Тобиас Бильстрем поделились реакцией в социальных сетях, при этом последний указал на сотрудничество в рамках борьбы с терроризмом.
Одобрение поступило из Белого дома, от Джейка Салливана, из НАТО — от генсека Йенса Столтенберга, которые подчеркнули, что альянс и Вашингтон вскоре могут приобрести «сильного, способного оборонного партнера».
«Членство Швеции делает НАТО сильнее, а всех нас — безопаснее», — сказали американские чиновники. Администрация, в свою очередь, подчеркнула, что «продажа F-16 Турции соответствует интересам национальной безопасности США, Турции и союзников по НАТО».
Посол США в Анкаре Джефф Флейк поблагодарил турецкий народ за «этот великий шаг».
Германия также присоединилась к чествованию Турции за «важное и правильное решение, которое будет способствовать дальнейшему укреплению Североатлантического альянса в целом» и выразила надежду на быстрое присоединение Швеции к НАТО.
Кроме того, лидеры прибалтийских государств также приветствовали решение парламента.
Президент Эстонии Алар Карис заметил, что теперь альянс стал «значительно ближе к укреплению американской/трансатлантической безопасности и превращению Балтийского моря в море НАТО».
А глава Латвии Эдгарс Ринкевичс подчеркнул, что решение Турции по Швеции укрепит НАТО и региональную безопасность.
«Членство Швеции в НАТО станет значительным шагом на пути к более безопасному региону Балтийского моря и более сильному альянсу», — заявил президент Литвы Гитанас Науседа.
Все лидеры стран Прибалтики выразили надежду, что и Венгрия не будет медлить, и в альянсе появится 32-й член.
В России эту новость приняли без эмоций, спокойно, как само собой разумеющееся
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков выразил мнение, что «одобрение парламентом Турции вступления Швеции в НАТО — это суверенное решение Анкары». Он также указал на то, что у Анкары «есть обязательства перед своими союзниками по альянсу».
По мнению турецкого журналиста Мелиха Алтынока, выраженного в проправительственной газете Daily Sabah, со стороны Анкары «никаких действий, противоречащих желанию [президента России Владимира] Путина, предпринято не было», потому что и Турция, и Венгрия «умеют поддерживать хрупкий баланс в своих отношениях с Россией, умело лавируя между поляризованным Западом и Россией».
Как считает Алтынок, российский лидер займет более жесткую позицию из-за того, что сочтет расширение НАТО провокативным, и может «принять дополнительные меры» против альянса.
Турецкие политики, голосовавшие против, заявили:
— «Для мусульман это означает, что присоединяется еще одна страна, которая практикует антиисламские ценности. Мы не можем поддерживать мировоззрения, вредящие мусульманам. Поэтому мы считаем, что НАТО в целом вредное объединение для мира», — сказал депутат от Hüda-Par.
— «Вопрос здесь гораздо шире, чем членство страны в НАТО. Здесь Турция сталкивается с навязыванием позиции США», — считает Неджметтин Чалышкан из партии Saadet.
— Депутат из НРП, проголосовавший против, считает, что нельзя сказать, что его партия сказала «да» протоколу, потому как 17 депутатов из 110 в парламенте были против. «НАТО, которым руководят США, является врагом Турции. США поддерживают РПК и все террористические организации в регионе. НАТО, возглавляемое ими, не принесет Турции ничего хорошего… Да здравствует полностью независимая Турция», — добавил он.
Чем все закончилось
Эта долгая история закончилась тем, что Эрдоган досрочно подписал законопроект, принятый парламентом. Документ сразу же был опубликован в «Официальном вестнике Турции», то есть вступил в силу.
Анкара больше не будет медлить и отступать назад. На президента Турции могло повлиять заявление американского лидера Джо Байдена о том, что он направил письмо конгрессу с призывом продать Анкаре F-16, а может быть и другие обещания, данные не публично.
Торг состоялся. Вашингтон заставил играть по своим правилам и теперь может продолжать реализовывать свои глобальные цели. Осталось только подождать Венгрию. В случае с Финляндией на это понадобилось несколько дней.
Читайте также: Оппозиция Венгрии потребовала созвать парламент для одобрения заявки Швеции
(теги пока скрыты для внешних читателей)