Запад усиливает давление на Белоруссию, на арену выходит МОК — обзор
В конце февраля в очередной раз подтвердилось, что западное давление на Белоруссию и непосредственно на ее лидера Александра Лукашенко никуда не делось, и не денется.
Начавшаяся 22 февраля в Женеве 46-я сессия Совета ООН по правам человека (СПЧ) не принесла ничего удивительного. На Белоруссию обрушился вал критики за нарушение этих самых прав, которые уже давно стали для стран Запада излюбленным тараном для атаки на неугодные государства.
Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет представила доклад о положении дел в республике. Предваряя доклад, Бачелет заявила, что события в Белоруссии, связанные с прошлогодними президентскими выборами, привели к «кризису беспрецедентных масштабов в области прав человека».
Более того, произошедшее, по ее мнению, «сделало более видимыми многолетние систематические нарушения и безнаказанность». Также Бачелет считает, что с конца прошлого года ситуация в области прав человека в Белоруссии ухудшилась.
Представители Сирии, Венесуэлы, Китая, Ирана, КНДР, Египта, Казахстана и России заявили, что представленный доклад — вмешательство во внутренние дела Белоруссии.
Глава МИД Белоруссии Владимир Макей также не остался в долгу и, выступая 23 февраля на сессии СПЧ, заявил, что страны Запада оказывают политическое давление на его страну, применяя тему прав человека в качестве инструмента такого давления.
«Похоже, кто-то не может свыкнуться с мыслью, что, несмотря на жесткий политический и экономический прессинг, белорусское государство развивается не по выкроенным лекалам западных стран, а так, как решает сам белорусский народ в своих собственных интересах», — заявил Макей.
Он обратил внимание на уличные беспорядки в Германии, Бельгии, Испании и ряде других стран Европы. Бесчинства протестующих сопровождаются ответным насилием полиции.
«Поэтому притязания западных стран на роль международного надзирателя и глобального ментора в вопросах реализации прав человека в других странах выглядят как хорошо продуманная тактика, чтобы отвлечь от своих проблем», — пояснил Макей.
На фоне западного давления президент Белоруссии Александр Лукашенко занимается созданием нового силового центра в стране. Точнее, переформатированием старого.
25 февраля Лукашенко заявил о необходимости перестройки функционирования Совета безопасности, сославшись на опыт России и Казахстана. По его словам, совет должен регулярно заниматься фундаментальными вопросами безопасности и обороны. Причем Лукашенко расширил понятие безопасности, включив в него вопросы «от продовольственной и в целом экономической безопасности до военных угроз».
В совет предложено добавить двух министров — обороны и внутренних дел, а также председателя КГБ. По выражению Лукашенко, «это фактически штаб президента по обороне и безопасности».
Не сходит с повестки вопрос о транзите власти в республике. Когда всё же уйдет Лукашенко, как будет организован этот процесс? Президент Белоруссии 26 февраля опроверг возникшие слухи о передаче президентских полномочий своему старшему сыну Виктору.
«Я часто говорил, что в нашей семье это никогда не обсуждалось и обсуждаться не может. Потому что ни один мой ребенок президентом в Беларуси не будет после меня», — заявил Лукашенко.
Кроме того, он пообещал уволить Виктора Лукашенко с должности помощника президента по национальной безопасности и не принимать его на госслужбу. При этом совсем без дела Виктор не останется. 26 февраля он был избран главой Национального олимпийского комитета (НОК) страны. До того, начиная аж с 1997 года, руководителем НОК Белоруссии был сам президент страны Александр Лукашенко.
Выбор Лукашенко-младшего руководителем местного олимпийского комитета представляет определенный интерес, учитывая, что давление Запада на республику докатилось уже и до спортивной сферы. В декабре 2020 года Международный олимпийский комитет (МОК) запретил Александру и Виктору Лукашенко участвовать во всех мероприятиях организации, включая Олимпийские игры.
После переизбрания летом прошлого года Лукашенко на пост президента Белоруссия уже лишилась нескольких спортивных мероприятий, в том числе мужского чемпионата мира Международной федерации хоккея и чемпионата мира по современному пятиборью.
Санкции в отношении Лукашенко объяснили тем, что МОК посчитал действия НОК Белоруссии противоречащими основополагающим принципам Олимпийской хартии и подрывающими репутацию олимпийского движения. Это связано с отстранением от соревнования ряда белорусских спортсменов, критиковавших действия силовиков на оппозиционных митингах после президентских выборов.
Сам Александр Лукашенко назвал санкции МОК «политически мотивированными» и направленными на «оказание давления на администрацию Национального олимпийского комитета» страны.
Однако, похоже, что всё может не ограничиться лишением Белоруссии возможности проведения различных международных спортивных мероприятий.
Еще до выборов главы НОК, 24 февраля, в СМИ появилась информация, что Олимпийской сборной Белоруссии может быть запрещено выступать под национальным флагом на грядущих играх в Токио.
Президент МОК Томас Бах заявил, что организация подождет результатов выборов НОК Белоруссии, прежде чем вынести решение по данному поводу.
«Мы внимательно следим за ситуацией… Я не буду спекулировать на итогах выборов в НОК Белоруссии», — заявил Бах.
Учитывая, что новым главой НОК стал Виктор Лукашенко, вполне вероятно, что белорусский флаг может попасть под запрет на будущих Олимпийских играх в Токио, и спортсмены будут вынуждены соревноваться под Олимпийским флагом.
Происходящее очень напоминает западное давление на Россию, которая во время летнего кризиса в Белоруссии в явном виде продемонстрировала, на кого республика может положиться. И сколько бы Лукашенко не заявлял о многовекторности, другого реального союзника, который поможет в острый период, у Белоруссии нет.
Вряд ли это не понимает сам Лукашенко, и уж тем более это понимают на Западе. Раздаются голоса, призывающие покарать Россию за поддержку Белоруссии.
Так, например, член палаты представителей США, глава Украинского кокуса в конгрессе США Марси Каптур заявила, что Соединенные Штаты должны расширить санкции на тех, кто в России поддерживает Лукашенко. Недовольство Каптур вызвала и идея Союзного государства России и Белоруссии.
Учитывая такую международную обстановку, для Белоруссии важно иметь тесные союзнические отношения с Россией — и в рамках союзного государства, и в рамках других организаций. Например, в рамках ОДКБ, где генеральным секретарем сейчас является представитель Белоруссии генерал-лейтенант Станислав Васильевич Зась (с 1 января 2020 года).
Интересно, что ОДКБ планирует перейти на единый стандарт вооружений. Это вполне можно расценивать, как шаг сближения и интеграции стран-участниц. Сообщается, что вооружение и техника государствами ОДКБ будут закупаться друг у друга по внутренним ценам — даже в ущерб их коммерческим интересам.
22 февраля в Сочи состоялись переговоры Александра Лукашенко с президентом России Владимиром Путиным. Вряд ли можно посчитать этот визит каким-то проходным событием.
По словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, встреча была очень полезной, своевременной, откровенной и конструктивной. Главы государств говорили главным образом о расширении и совершенствовании экономического взаимодействия. Лукашенко поблагодарил российскую сторону за экономическую поддержку — речь о кредите в размере $1,5 млрд, о предоставлении которого договорились в сентябре прошлого года.
Отдельно на встрече обсуждали координацию усилий по линии силовых ведомств, в том числе министерств обороны. Кроме того, страны взаимодействуют по линии борьбы с новым коронавирусом и по многим другим направлениям.
При всем при этом нужно задаться вопросом: а какова должна быть стратегия России по отношению к Белоруссии в долгосрочной перспективе? Оставив пока вопрос о реальном отношении Лукашенко к России, можно, как минимум, сказать, что при всей его долговечности, Лукашенко не бесконечно долго будет главой республики.
На прошедшем Всебелорусском собрании было объявлено, что новая Конституция будет принята в следующем году. Президент Белоруссии в явном виде не сказал, когда же планирует уйти с должности, заявив, что готов покинуть свой пост только при мирной ситуации в стране и гарантиях безопасности сторонникам президента.
Очевидно, что нужно искать в Белоруссии силы, выступающие, как минимум, за интеграцию, а то и за объединение двух стран. При этом к моменту прошлых президентских выборов большая часть пророссийского политического поля в стране уже была зачищена. На кого в этом случае должна делать ставку Россия?
Тем не менее пророссийски настроенные люди, поддерживающие идею Союзного государства, все-таки еще в Белоруссии остались. Так, например, 6 марта в Минске состоится учредительный съезд политической партии «Союз», выступающей за интеграцию с Россией. Об этом сообщили в пресс-службе политического объединения.
Нужно искать в республике подобные структуры, группы, объединения и отдельных людей — поддерживать их, опекать, выращивать, в конце концов.
Однако проблема в том, что для выстраивания грамотной стратегии в данном (да и каком угодно другом) направлении должна быть соответствующая политическая воля уже в самой России. А наличествует ли она реально?
Но это уже тема для отдельного разговора.