Объединение подмосковных школ идет в комплекте с ЦОС
13 мая состоялось заседание расширенного состава комиссии Общественной палаты Московской области по защите прав несовершеннолетних, посвященное вопросу объединения школ Подмосковья в образовательные комплексы. Стоит отметить, что подмосковная Общественная палата не впервые устраивает совещания на подобные острые темы с привлечением достаточно широкого круга общественников и представителей областных властей.
Затронутый на данном заседании вопрос стоит необычайно остро. Достаточно сказать, что в ряде подмосковных городов родители, чье мнение «забыли» спросить при решении вопроса об объединении школ и детсадов, развернули серьезные протестные действия: собирали подписи, осаждали местные администрации, пытались проводить митинги (которые местные власти запрещали, ссылаясь на опасность коронавируса). К чести организаторов заседания в ОП МО, на него были приглашены в числе прочих активные родители из нескольких городов, поэтому оно прошло весьма энергично.
Практически сразу после начала заседания слово было передано замминистра образования Московской области Елене Михайловой, рассказавшей о планах областных властей по объединению школ. Вот тут-то и всплыли подробности, о которых подмосковные власти предпочитают умалчивать, когда ведут свои благостные разговоры о преимуществах объединения школ.
Несмотря на заверения замминистра, что объединение школ практически не имеет минусов, на слайдах со схемами объединения школ и детсадов присутствовала та самая аббревиатура — ЦОС. Если кто-то еще не знает, что такое ЦОС, хочу напомнить: ЦОС — это цифровая образовательная среда.
И хотя внимание на этом не акцентировалось, а Михайлова рассказывала об учителях городских школ, которые будут ездить в села и проводить там уроки, повышая качество образования, слайды демонстрировали совсем другую картину.
Вопрос о том, как же будут повышать качество образования в сельских школах после объединения «слабых» сельских школ с «сильными» городскими, получил простой ответ: «неэффективных» сельских учителей, вынужденных вести сразу несколько предметов, заменит «говорящая голова» городского учителя, преподающего детишкам в лучшем случае по видеосвязи. А в худшем — вообще в записи. То есть уже не преподающего, а лишь зачитывающего в записи некие лекции.
При этом нельзя исключать, что ровно такое же «удовольствие» будет ждать детей, посещающих городские школы. Потому что замминистра упомянула как одно из преимуществ объединения школ оптимизацию загрузки преподавателей. Мол, была школа, где учитель географии работал меньше, потому что часов географии относительно мало, и приходилось, бедному, вести еще какой-то кружок, чтобы зарплата нормальная была. А после объединения этот же учитель сможет вести уроки в двух школах и при этом будет загружен на 100% одной своей географией. Что при этом случится с его коллегой во второй школе, где, вероятно, также был свой географ, чиновница не упомянула. Как, разумеется, не упомянула и то, что этот «счастливый» учитель может быть вполне и из сельской школы. А мысль, что кружок по географии (да, представьте, оплачиваемый из бюджета!) может помочь в формировании очень небесполезного объема знаний у ребят, — видимо, вообще чиновничьи головы не посещает. Зачем Митрофанушке географию знать — извозчик довезет!
Но может быть, скажет читатель, цифровые уроки не так плохи? Ведь это современно, удобно, а технические средства постоянно совершенствуются. И если можно работать удаленно, почему нельзя удаленно учить детей? На самом деле об этом много написано, и мы тоже писали об этом не раз. Не вдаваясь сейчас в подробности, скажу одно: дистанционное обучение — что в школе, что дома — это совсем не то же самое, что живое общение с учителем. Цифры говорят сами за себя.
После весенней «дистанционки», осенью 2020 года, были проведены Всероссийские проверочные работы (ВПР), и результаты их частично опубликованы. Они выявили падение качества образования на 22% в среднем, а по отдельным предметам — до 35% и более. И оттого что дистанционное обучение будет проходить не дома, а в школе, ничего принципиально не изменится. Как не изменится и вред, наносимый экранами цифровых устройств.
Но разве чиновников это волнует, если речь идет об экономии средств? А тема экономии поднималась замминистра неоднократно. Так, одной из первых причин для объединения школ была названа слишком высокая, по мнению чиновницы, плата за обучение детей в селах. Если в школах, где более 500 школьников, один ученик в год обходится государству в 62,1 тыс. рублей, то в школах, где меньше 100 учеников, — до 204,9 тыс. рублей.
Разумеется, перспектива получить в дополнение к ненужному родителям объединению школ еще и дистанционное обучение как замену живым учителям родителей вовсе не обрадовала. Впрочем, как не обрадовали и другие перспективы, описанные замминистра: профилизация и индивидуализация обучения. Между тем чиновница, пришедшая прислушаться к родителям, очевидно, была не в курсе, что российские родители уже давно ответили на вопрос, нужно ли обучать школьников по единой программе и допустимо ли из нее «выкидывать» якобы ненужные детям предметы. В ходе социологического опроса АКСИО-6, проводившегося в 2015 году и охватившего 24 506 респондентов из 75 регионов России, большинство высказалось за единый для всех учеников набор предметов: 57,9% ответивших согласились с этим полностью и 32,9% не были в этом уверены до конца. Только 7,7% оказались против. А за то, что школа должна формировать всесторонне развитого человека, а не заниматься прицельно подготовкой к поступлению в вуз, высказались 76,5%. Против — только 4,7%. Осознайте эти цифры!
Судя по настрою людей, пришедших на круглый стол, за пять лет, минувших с года проведения опроса, принципиально ничего не изменилось ни в предпочтениях родителей, ни, увы, в намерениях чиновников.
Присутствовавшие на встрече представители родительского сообщества рассказывали о разрушении сложившихся школьных коллективов, про особый микроклимат сельских школ, про взаимную любовь педагогов и учеников. Всё, что они слышали в ответ, это что дети будут ходить учиться в те же школьные здания, а педагогов увольнять не станут. Тот факт, что педагогам при этом будет навязано «наставничество», из-за которого учителя могут уволиться сами, был выведен за скобки.
Напомним, что само понятие «наставничество» появилось давно, и речь шла именно об электронных наставниках, которые должны заменить живых учителей, потому что «электронный учитель дешевле обычного учителя», как говорил один из авторов реформ российского образования, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Возможно, сейчас речь не идет о внедрении электронных учителей, но 12 миллиардов на цифровую образовательную среду в Подмосковье ведь не просто так выделяются. Особенно с учетом того, как скрупулезно считают в областном минобре деньги, идущие на обучение детей.
Также были выведены за скобки сообщения родителей о том, что многие учителя против такого реформирования школ. На это госпожа Михайлова ответила, что она встречалась с учителями, и никто против объединения школ не протестовал. А заявления о том, что школы в настоящее время лишены былой автономии, а учителя — многих прав и, соответственно, справедливо опасаются быть уволенными за взгляды, независимые от мнения начальства, были встречены с деланным изумлением.
Единственное, что однозначно положительно оценили присутствовавшие на встрече родители, это заявление Михайловой, что там, где родители против объединения школ, объединения не произойдет. Но ведь мы прекрасно знаем, как слова расходятся с делами. Зачастую родители узнают об объединении уже после того, как оно свершилось. Или настолько поздно, что помешать ему нет никакой возможности.
Вот и в ходе этого заседания выяснилось, что многие родители узнали о готовящемся объединении их школы случайно. Их никто не собирался оповещать и тем более спрашивать их согласия. После этого родители из Пущино и Лыткарино, например, неделями обивали пороги администраций своих округов, а родителям из Яхромы пришлось буквально прорываться через кордоны, чтобы попасть на родительское собрание! На произвол местных чиновников жаловались и родители г. Королёва.
Но это лишь небольшая часть случаев, о которых, в силу тех или иных обстоятельств, удалось узнать на площадке Общественной палаты Московской области. А сколько таких случаев остается за кадром, потому что родители не в курсе или потому, что они не столь радикально настроены, как пущинские родители, трижды, по их словам, подававшие заявку на митинг против объединения школ?
В ходе заседания замминистра попыталась успокоить собравшихся фразой, что объединение только началось, и родители обязательно смогут реализовать свое право повлиять на решение властей об объединении тех или иных школ и детских садов (их тоже объединяют). Вот только верится в это с трудом. Через полмесяца школы уйдут на каникулы, а к сентябрю процесс объединения большей части школ наверняка будет завершен. Напомним, что в 2021 году подмосковные власти запланировали создать 636 образовательных комплексов, а до 2030 года из 1400 школ области должно остаться всего 850.
И этот колокол звонит не только по детям Подмосковья. Согласно информации того же подмосковного минобра, эксперименты по созданию образовательных комплексов проходят еще в 36 регионах. Что вполне закономерно. Так называемая «экономия и оптимизация» идет по всей стране. На первый план у чиновников выходят не задачи образования, а задачи экономии средств. И ожидать, что это будет только в Москве и области, не приходится.
Перефразируя известную фразу Юлиуса Фучика, хочется сказать: «Родители, будьте бдительны!»