«Пять лет назад мы поняли, каков он — социальный ад капитализма»

С момента образования РВС минуло пять лет. Довольно небольшой срок, если задуматься. Но если рассудить, эти пять лет «полевой» социальной работы дали сутевцам очень и очень многое. Но дело вовсе не в том, что члены движения начали разбираться в законодательстве и тонкостях судебного крючкотворства, научились разговаривать с чиновниками и отстаивать свои права.

Главное приобретение, как мне кажется, заключается как раз не в части практических навыков и знаний. Принципиальный момент во всей этой работе заключается в том, что люди спустились в социальный ад, развернувшийся во всех городах и весях нашей страны. Члены «Сути времени», до того момента размышлявшие и теоретизировавшие об уродствах капитализма сугубо книжно, вдруг воочию смогли увидеть, как именно может выглядеть капиталистический ад, пресловутый «звериный оскал капитализма».

Конечно, большая часть членов движения вышла из вполне обычных семей, а в нынешней России обычных означает бедных. Но оказалось, что эта бедность находится бесконечно далеко от той угнетающей безнадежности, в которой живут многие и многие наши сограждане.

Помню как я, будучи единственным юристом в ячейке, в числе первых выезжал на ювенальные случаи, вникал в юридические тонкости и суть возникавших проблем. Практически в каждом случае я видел одни и те же депрессивные и криминализированные спальные кварталы, многолюдные бывшие коммуналки, в которых, в тесных, квадратов на двадцать, комнатках, уставшие от жизни люди с какой-то щемящей сердце безысходностью в глазах продолжали жить и растить детей, обшарпанные стены (отсутствие обоев на которых почему-то повсеместно дико возмущало органы опеки) и тяжелые запахи, естественно возникавшие от скученного проживания задавленных жизнью людей.

Не то, чтобы я не имел представления о существовании всего этого ранее. Вовсе нет. Но толпы малолетних наркоманов, нюхающих в подвалах клей, или почти потерявшие человеческий облик дети местных алкоголиков из моего детства как-то замылились в памяти и будто бы исчезли вместе с оставшимся в 90-х отрочестве. Мысль, не подпитываемая безропотной правдой реальности, перестала быть материальной, и ад как будто не стал существовать. На фоне всего этого размышления и философствование обуреваемых энтузиазмом неофитов от марксизма могли привести к жуткому отрыву от косной реальности, а, значит, отдалить от реальных бед и нужд народа.

Поэтому деятельность по линии РВС стала своеобразным «хождением в народ», когда молодые растерянные ребята смогли воочию убедиться, во что превращает капитализм жизнь людей. И что еще немаловажно, на примере ювенальных атак чиновников на семьи становилось понятно то, что бедность и нищета вовсе не являются самыми горькими и страшными бедами этих людей, в нищете все же можно как-то жить. Но жизнь превращается в натуральный ад, когда капитализм начинает требовать себе в жертву детей.

Перефразируя слова Экзюпери из «Планеты людей», можно сказать, что сутевцы живьем увидели все это жуткое «уродство бесформенной, измятой жизнью человеческой глины». И слова о возможно убитом в каждом из изымаемых детей Моцарте вдруг заиграли совершенно иными, гораздо более реалистичными и пронзительно отчетливыми красками. Стало понятно, как именно может выглядеть тот чудовищный пресс, под который могут попасть наши сограждане (да и мы сами).

Именно поэтому деятельность РВС является важнейшей составляющей работы «Сути времени». Работа «в поле» в виде пикетов, митингов, круглых столов и т. д. вряд ли даст настолько пронзительные поводы для саморефлексии. А главное, соприкосновение с социальным адом и реальными бедами людей дает мощнейшую мотивацию для напряженной политической работы на уже гораздо более глобальные цели.