Крупные землевладельцы должны понимать, что тучи сгущаются, и прежде чем МВФ заставит Налоговое бюро включить их в налоговую сеть, им лучше войти туда добровольно

МВФ может усугубить экономический кризис в Пакистане. Мнение

Эдвин Лорд Уикс. Лавка металла (фрагмент)
Эдвин Лорд Уикс. Лавка металла (фрагмент)

Крайне тяжелая экономическая и финансовая ситуация в Пакистане, доставшаяся недавно избранному (но не новому) правительству от партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (ПМЛ-Н) уже не является ни для кого секретом.

Для того, чтобы спастись от немедленных последствий нехватки средств для оплаты внешних займов, власти страны раз за разом обращаются к заимствованиям. При этом одним из главных кредиторов Пакистана является МВФ, с которым правительство после апреля вновь планирует продлить соглашение о финансовой помощи.

Эксперты утверждают, что системные проблемы в финансовой и административной структуре Пакистана, которые способствуют процветанию коррупции, кумовства и местничества, ведут к тому, что львиная доля доходов богатых слоев проходит мимо внимания Федерального бюро по налогам (ФБН).

ИА Красная Весна публикует перевод статьи «Экономические проблемы Пакистана и МВФ» колумниста издания Pakistan Observer Малика Тарика Али, опубликованную 16 марта. В ней автор приводит несколько примеров, которые позволяют более полно понять сложившуюся в Пакистане ситуацию и ее корни в истории государства Пакистан, которое выделилось из Британской Индии в 1947 году благодаря усилиям основателя страны и лидера «Пакистанской мусульманской лиги» Мухаммеда Али Джинны.


Экономические проблемы Пакистана и МВФ

Общий внешний долг Пакистана составляет $131,2 млрд (12 трлн руб.) по состоянию на декабрь 2023 года, и страна должна выплатить около $7 млрд (645 млрд руб.) для МВФ в течение следующих пяти лет. При этом нужно погасить внешний долг в размере $27,47 млрд (2,5 трлн руб.) уже до ноября 2024 года. Пакистан присоединился к программе МВФ в 1958 году, и с тех пор у нас было 22 таких соглашения. Плохое управление, финансовая недисциплинированность и расточительство государственных средств были неотъемлемой чертой каждого правительства.

Нет ничего сверхъестественного в том, что государство должно взимать налоги со всех источников дохода, чтобы собрать достаточно доходов для покрытия текущих расходов и благосостояния наиболее обездоленных. Бесконечные субсидии и схемы налоговой амнистии для элиты без расширения налоговой базы были рецептом катастрофы. Косвенное налогообложение только усугубило положение бедных слоев населения. Каждый гражданский и диктаторский режим вносил свой вклад в экономическую трясину, которая угрожает государству изнутри.

Бывший председатель [ФБН] Шаббар Заиди официально заявил, что делегация табачных фермеров из Сваби и Мардана [округов в провинции Хайбер-Пахтунхва], связанная с производителями сигарет и возглавляемая спикером Национальной ассамблеи, предупредила его, чтобы он не взимал с них даже символический налог. Кроме того, бывший министр финансов Мифтах Исмаил заявил, что влиятельный человек из правящей партии [его же собственной ПМЛ-Н] посоветовал ему не включать оптово-розничных торговцев в налоговую сеть.

Джинна предупреждал нас о проклятии коррупции и накопительства, которое мы унаследовали от Британской Индии. Во всем мире мусульманские и христианские продавцы предлагают скидки во время религиозных праздников (на Курбан-байрам, Пасху, в Рамадан, на Рождество и т. д.), в то время как в Пакистане к этим праздничным временам активизируются скупщики и черные торговцы. Искусственный дефицит тоже создают оптовые и розничные торговцы. С наступлением сезона сбора урожая дефицит удобрений в Пакистане стал нормой, хотя эта отрасль [производства удобрений] получает субсидируемый газ. Бесконтрольная контрабанда через охраняемые пограничные контрольно-пропускные пункты подрывает экономику.

После 1979 года влиятельные лоббисты в сотрудничестве с мафией недвижимости успешно избегали последовательного налогообложения сделок с недвижимостью. Между тем обширные участки плодородных сельскохозяйственных земель были превращены в города земельной мафией, что усугубило нехватку продовольствия и деградацию окружающей среды.

Для решения этих проблем необходимо расширить налоговую базу, охватив все источники дохода без исключений. К ним относятся сельское хозяйство, розничная и оптовая торговля, табачные изделия, недвижимость и крупные картели.

Неспособность обеспечить соблюдение режима налогообложения приведет к тяжелым последствиям, вызвав экономический коллапс, поставив под угрозу национальную безопасность, суверенитет и повлияв на существование более 225 миллионов граждан из-за стремительного роста инфляции и перебоев с предоставлением базовых услуг. Кроме того, крайне важно остановить воровство при распределении электроэнергии.

Самым большим препятствием для сбора налогов и расширения налоговой сети является безудержная коррупция в ФБН, которая в конце 2023 года не смогла достичь поставленных целей. По некоторым оценкам, хищения доходов и коррупция почти втрое-вчетверо превосходят номинальные суммы, перечисляемые налогами в государственную казну. Систему необходимо упростить и оцифровать, причем необходимо отобрать основную массу прав на исключение из нее, предоставленных бюрократам.

Большинство наших аграриев, желающих платить налоги, колеблются из-за притеснений и незаконных требований со стороны тех, кому поручено собирать налоги. Эта система должна быть упрощена таким образом, чтобы среднестатистический полуграмотный торговец и фермер могли это сделать без особых хлопот, привлечения налоговых юристов и т. д. Образованный и прогрессивный агроном из Вихари [в провинции Пенджаб] Исхак Хаквани написал в Twitter:

«Я принадлежу к сельскохозяйственному классу. Другого источника доходов у меня нет. Нынешний сельскохозяйственный налог — мизерный. Мы должны платить больше. Надо, чтобы весь класс земледельцев объединился в этом вопросе, пока МВФ не вынудил правительство согласиться на необоснованные налоговые ставки».

Должен взиматься фиксированный налог, основанный на урожайности сельскохозяйственных культур. Например, в районе Вихари насчитывается более 80 179 владельцев обрабатываемых земель, из которых только 2029 владеют более чем 12,5 акра (около 5 га — прим ИА Красная Весна) и только 115 из них платят подоходный налог. И из этих 115 владельцев не более пятой части платят налог на прибыль в сельском хозяйстве. Мощное сельскохозяйственное лобби в парламенте должно понимать всю серьезность кризиса.

К сожалению, эта ситуация имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в Британскую Индию. Во времена колониальной администрации государственные земли выдавались сторонникам этой администрации в обмен на их лояльность и служение. В Пенджабе, после смерти преданного политика Миана Фазл-и-Хусейна 9 июля 1936 года, 22 июля Юнионистская партия была передана технократу и стороннику британской администрации Сикандару Хаяту.

Сикандар служил капитаном в Британской индийской армии до 1920 года, а затем стал бюрократом. Он работал в Резервном банке Индии до 22 июля 1936 года, когда занял пост президента Юнионистской партии, и ушел в отставку 20 сентября 1936 года. И подобные «горизонтальные маневры», и назначение технократов в политику — это наследие британского владычества. С 1937 года в провинции Пенджаб доминировало сельскохозяйственное лобби. Они составляли внушительную группу и пользовались покровительством британского владычества. В 1946 году большинство из них вступили во Всеиндийскую мусульманскую лигу (AIML).

После создания Пакистана и смерти Джинны [в 1948 году — ИА Красная Весна] это мощное сельскохозяйственное лобби всегда сопротивлялось земельной реформе и включению доходов от сельского хозяйства в налоговую сеть.

В провинции Хайбер-Пахтунхва производители табака представляют собой мощную группу, которая выступает против налогообложения. Сельхозналог, взимаемый Налоговым управлением Пенджаба, составляет всего 300 рупий (100 руб.) за акр (1 акр примерно равен 0,4 га — прим. ИА Красная Весна) для тех, кто владеет от 12,5 до 25 акров (5–10 га); 400 рупий (140 руб.) за акр для 25-50 акров; 500 рупий за акр для участков площадью более 50 акров; и 600 рупий за акр для фруктовых садов и т. д. Это буквально крохи. Более того, подавляющее большинство крупных арендодателей, владеющих дорогими внедорожниками, умудряются вообще не платить подоходный налог со своих доходов.

Этому надо положить конец. Они должны понимать, что тучи сгущаются, и прежде чем МВФ заставит ФБН включить их в налоговую сеть, им лучше войти туда добровольно. Производители табака и сигарет тоже отказываются платить налоги. Точно так же доны земельной мафии и торговцы недвижимостью зарабатывают миллиарды прибыли от продажи и перепродажи, но платят только скромные номинальные суммы.

И хотя лобби в сфере недвижимости пользуется поддержкой влиятельных государственных институтов, но терпеть эти злоупотребления в Пакистане больше невозможно. Иначе государство потерпит крах.


В заключение необходимо отметить, что вновь избранные парламент и правительство Пакистана были сформированы из разных сил на основе консенсуса ради удержания власти. Это однозначно говорит об их слабости. Поэтому большой вопрос, смогут ли власти Пакистана вообще принимать жесткие решения в экономике и финансовой сфере, либо они попадут полностью под влияние МВФ, который и будет продавливать через власти страны все жесткие экономические решения, навязывая им внешнюю повестку.