Военные аналитики советуют властям США сделать ставку на смешанный вид противодействия стратегическим противникам — России и Китаю — и удвоить финансирование подрывной деятельности внутри обществ стран-противников

RAND предложил США путь к победе над Россией и Китаем в гибридной войне

Кано Эйтоку. Китайские львы. XV век
Кано Эйтоку. Китайские львы. XV век

6 ноября американская некоммерческая исследовательская организация — крупнейший мозговой центр США — RAND Corporation (Research and Development), которая предоставляет услуги государственным учреждениям США, Европы, Среднего Востока и Азии, опубликовала статью «Победа в Неклассической мировой войне». Авторы статьи — политолог RAND, бывший старший советник по оценке сотрудничества в области безопасности, мониторингу и аттестации в Управлении министра обороны США по вопросам политики Александр Нойес и старший экономист RAND, соавтор книги «Американский способ ведения неклассической войны» Дэниел Эгель.

Аналитики RAND полагают, что в глобальной геополитической игре опыт работы США на Украине с 2014 года не стоит недооценивать и необходимо развивать для применения в будущих локальных конфликтах, включая Тайвань. По мнению авторов, чтобы добиться победы над Россией и Китаем в неклассической войне, американские власти не должны полагаться только на военную силу, а, по успешному примеру работы на Украине, сделать ставку на смешанный вид противодействия, включающий, кроме собственно военной составляющей, активную поддержку лояльных групп на территории союзников, а также глубокую подрывную деятельность внутри обществ стран-противников.

ИА Красная Весна публикует перевод статьи.


Хотя об этом редко говорят вслух, Соединенные Штаты в настоящее время находятся в состоянии неклассической мировой войны со своими стратегическими конкурентами, а именно с Китаем и Россией.

Америка должна действовать немедленно, чтобы помочь предотвратить и подготовиться к будущим конвенциональным войнам великих держав, которые будут разрушительными для всех сторон как с точки зрения человеческих жертв, так и с точки зрения материального ущерба.

Пентагон определяет неклассическую войну как «кампанию по убеждению или принуждению государств или других групп посредством непрямых или асимметричных действий, субъекту которых надлежит оставаться неизвестным».

По сути, это означает действия, которые выходят за рамки традиционных вооруженных конфликтов между национальными государствами. Это подход к ведению войны, который подчеркивает важность налаживания партнерских отношений на местах и завоевания легитимности и влияния среди местного населения, а не расчистки или оккупации территории. Это также часто называют «гибридной» деятельностью или деятельностью в «серой зоне».

Противники США исторически полагались для ведения нерегулярных боевых действий на «прокси-силы» — как гражданские, так и военные, но сейчас демонстрируют растущую готовность использовать свои собственные силы для ослабления американских союзников и партнеров в попытке сместить международный порядок, возглавляемый США.

Наиболее драматично это тревожное развитие событий было продемонстрировано на Украине в преддверии полномасштабного вторжения в 2022 году, где российские войска сражались бок о бок с «прокси-сепаратистами» и подготовили почву для последующей эскалации конфликта до классического вторжения.

Соединенные Штаты в настоящее время не готовы к этой нерегулярной борьбе. Если США надеются одержать победу в этой асимметричной мировой войне, они должны повысить свои возможности по обеспечению самообороны и поддержки сопротивления своим союзникам и партнерам, а также лучше координировать свои разрозненные усилия по противодействию России и Китаю между собственными департаментами и ведомствами.

Невыполнение этого требования может обернуться катастрофой для близких партнеров США, сталкивающихся с угрозами, аналогичными украинским, например, Тайванем. «Умная» поддержка нерегулярных и специальных операций США на Украине в период 2014–2022 годов предлагает слишком мало материала, чтобы всё сделать правильно.

Партнерство США и Украины в области безопасности — это экстраординарная история успеха военной помощи, которая уже принесла Соединенным Штатам огромные стратегические дивиденды. Беспрецедентные масштабы и скорость оказания поддержки со стороны США были замечательными, равно как и впечатляющая степень тщательной, но быстрой координации усилий многих департаментов и агентств правительства США, необходимых для оперативного получения помощи на месте.

Кроме этого, поддержка безопасности была хорошо синхронизирована с другими дипломатическими и разведывательными инициативами. В прошлом такие общегосударственные подходы были склонны к так называемым «линейным моделям» с разрозненными или перекрывающимися задачами, которые слишком часто преследуют противоположные цели.

Но ключевым и часто упускаемым из виду элементом этого успеха является сочетание традиционных и нерегулярных видов консультирования и помощи. Этот секретный соус — то, что мы называем смешанной помощью: тщательно выверенная смесь обычных и неклассических средств ведения войны США, которые умело сочетают традиционные военные инструменты с неклассическими, оборонительными усилиями всего общества по противодействию иностранному вторжению.

Со стороны Соединенных Штатов это включало в себя гибкий механизм работы Конгресса, введенный в 2017 году, который позволил оказывать помощь как государственным, так и невоенным силам. Это также включало многолетнюю поддержку, направленную на наращивание потенциала сопротивления специализированных украинских сил, и надежную долгосрочную поддержку для наращивания потенциала внутренней обороны Украины.

Несмотря на громкую историю успеха смешанной помощи — и очевидные последствия для других надвигающихся угроз со стороны стратегических конкурентов — правительство США в настоящее время не настроено тиражировать эту модель за пределами Украины.

В настоящее время военная помощь США по-прежнему оптимизирована для учета исторических угроз, таких как борьба с терроризмом и наркотиками, и по-прежнему плохо приспособлена для решения растущих неклассических вызовов. Поддержка внутренней обороны союзников и партнеров и поддержка сопротивления по всему миру — вид помощи, который был ключом к успеху Украины, — составляет крошечную долю от 3,7 миллиарда долларов, выделенных правительством США Пентагону на мероприятия по сотрудничеству в области безопасности.

Единственная программа и объем средств, специально предназначенных для того, чтобы помочь партнерам противостоять иностранной агрессии, ограничены всего лишь 15 миллионами долларов в год (ведутся обсуждения по увеличению этой суммы до 25 миллионов долларов).

Чтобы повторить редкую историю успеха стратегической военной помощи Украине, Соединенные Штаты должны значительно расширить возможности политиков сочетать различные виды обычной и неклассической поддержки и удвоить относительно скудные ресурсы, выделяемые в настоящее время на нерегулярные средства ведения войны.

Несмотря на громкую историю успеха смешанной помощи на Украине, правительство США в настоящее время не настроено на повторение этой модели.

Предложенный Конгрессом законопроект является шагом в правильном направлении. Текущий сенатский проект «Закона об авторизации национальной обороны», который санкционирует ежегодное финансирование Пентагона, добавляет поддержку «иностранной внутренней обороны» к более широкому инструментарию сотрудничества в области безопасности. Это хороший первый шаг.

Но, вероятно, этого будет недостаточно без значительного расширения имеющегося финансирования для наращивания возможностей самообороны союзников и партнеров США для противодействия как внутренней подрывной деятельности, так и внешним угрозам. Увеличение этой суммы до 25 миллионов долларов приветствовалось бы, но фактически требуется гораздо больше (даже эта новая ограниченная сумма по-прежнему составляет менее 1 процента от общего бюджета сотрудничества в области безопасности в размере 3,7 миллиарда долларов). Резкий рост финансирования также потребует активизации усилий по созданию надзорных институтов и потенциала партнерских сил специальных операций для тщательной проверки всех получателей поддержки. Это поможет обеспечить поступление этой поддержки высококвалифицированным партнерам, которые будут вести борьбу эффективно и ответственно.

Чтобы превзойти наших стратегических соперников и увеличить до сих пор ограниченную отдачу от военной помощи США за рубежом, Белый дом, Конгресс, Министерство обороны и Госдепартамент должны работать сообща, чтобы быстро перейти к надежной модели смешанной помощи и адекватно финансировать ее. Это дало бы Соединенным Штатам преимущество в продолжающейся неклассической мировой войне, а также послужило бы мощным сдерживающим сигналом противникам, рассматривающим будущие конвенциональные войны.