Американская военная база, от которой Эквадор с большим трудом избавился в 2009 году, вернется на прежнее место под предлогом борьбы с картелями

В XXI веке Эквадор снова превращается в банановую республику?

Луи Реми Миньо, Лагуна реки Гуаякиль, Эквадор, 1863
Луи Реми Миньо, Лагуна реки Гуаякиль, Эквадор, 1863

Предыстория. Война картелей и политический кризис в Эквадоре

Эквадор был самой безопасной страной Латинской Америки еще 20 лет назад. Благодаря своей безопасности и ценам страна была очень популярна у небогатых американских пенсионеров, доходы которых по американским меркам были небольшими, однако в Эквадоре позволяли ни в чем себе не отказывать.

Однако несколько лет назад в Эквадор пришли международные наркокартели. Их привлекла транспортная инфраструктура, позволяющая доставлять наркотики по всему миру, и выгодное географическое положение Эквадора, граничащего с главными производителями наркотиков в мире. За 10 лет в Эквадоре произошла «криминальная катастрофа»: страна заняла первое место в Латинской Америке по числу убийств. Некоторые районы (вроде Дюрана) перешли под контроль наркокартелей, государство было вынужденно приостановить уроки в школах, так как дети не могли безопасно туда дойти.

Страну сотрясали кровавые тюремные бунты, в которых гибли сотни заключенных. Тогдашний президент Эквадора Гильермо Лассо охарактеризовал эти вспышки насилия как один из крупнейших кризисов за последние десятилетия. Эквадор сталкивается с «серьезной внешней угрозой со стороны мафии, занимающейся торговлей наркотиками, той самой, которая намеревается взять под контроль тюрьмы», — заявил глава государства. Войну картелей за контроль над главной тюрьмой страны Литораль в городе Гуаякиль президент Лассо назвал «самым ужасным» инцидентом насилия в тюрьмах в новейшей истории страны. «Мы больше не сталкиваемся с обычными правонарушителями, а сталкиваемся с крупнейшими наркокартелями в мире», — заявил президент Эквадора, по его мнению, наркокартели угрожают суверенитету государства.

Изображение: (сс) Charles Pence
Гуаякиль
Гуаякиль

Затем наркокартели стали совершать громкие политические убийства. В частности, были убиты прокурор Бабахойо Хенаро Р. и похищена бывший мэр Дурана Мариана Мендьета де Нарваес.

В августе 2023 года был показательно убит кандидат в президенты Фернандо Вильявисенсио, выступивший против картелей. Тем самым картели показали, что ждет тех, кто пытается перейти дорогу наркобизнесу.

На войну с наркокартелями наложился политический кризис, в результате которого потребовались досрочные перевыборы президента. Все кандидаты построили предвыборные кампании вокруг темы безопасности и борьбы с картелями. Многие кандидаты заявили о поступивших угрозах. Эти выборы стали одними из самых кровавых в истории Эквадора. Неожиданным победителем оказался Даниэль Нобоа, сын «бананового короля» Альваро Нобоа.

Изображение: (сс) Presidencia de la República del Ecuador
Даниэль Нобоа•— президент Эквадора
Даниэль Нобоа — президент Эквадора

Беспокойный 2024 год

Даниэль Нобоа получил политическую власть примерно на год, после которого должны состояться плановые президентские выборы.

Чтобы победить во второй раз, ему крайне важно улучшить ситуацию с безопасностью в стране. Но этого не произошло — Нобоа несколько раз крупно провалился.

Шестеро колумбийцев, арестованные в качестве предполагаемых убийц кандидата на августовских президентских выборах в Эквадоре, были убиты в той же тюрьме Литораль — крупнейшей тюрьме Эквадора. Заказчики, очевидным образом, замели следы и показали, что власть не контролирует собственные тюрьмы, даже когда речь идет о прогремевших на всю страну преступлениях.

Один из главных наркобаронов Эквадора Хосе Адольфо Масиас Вильямар, известный под псевдонимом Фито, прямо из тюрьмы строгого режима отправил оскорбительное послание властям, показав таким образом, у кого реальная власть в стране, а после этого сбежал из тюрьмы. В ответ Нобоа ввел в стране чрезвычайное положение. А через несколько часов в Эквадоре начались бунты в тюрьмах и террор в городах.

8 января члены картеля захватили телестудию эквадорской телекомпании TC Televisión. В прямом эфире они заставляли ведущего читать их заявление, ранили оператора, сломали руку сотруднику канала. «Мы в эфире для того, чтобы они знали, что с мафией не играют», — заявили нападавшие. В тот же день из тюрьмы сбежал другой наркобарон, обвиненный в участии в заговоре с целью убийства генерального прокурора Эквадора.

Картели явным образом бросили вызов Даниэлю Нобоа. В ответ президент ввел в стране режим «внутреннего вооруженного конфликта», позволяющий использовать армию для войны с картелями. Нобоа приравнял картели к террористам и пообещал беспощадно с ними бороться. Заметим, по оценкам экспертов, численность армии Эквадора составляет около 40 тыс. человек — примерно столько же активных членов состоит в наркокартелях. При таком раскладе можно считать происходящее в Эквадоре гражданской войной.

Изображение: presidencia.gob.ec
Армия Эквадора
Армия Эквадора

Вопреки предвыборным обещаниям Нобоа, ситуация в стране не улучшилась, а резко ухудшилась. Возникает вопрос: зачем картелям объединяться для атаки слабого президента, который им вполне удобен? И не срежиссирована ли такая реакция картелей? Близились новые выборы, Даниэлю Нобоа нужно было ситуацию исправлять.

Союз с американцами

Даниэль Нобоа оказался в условиях, когда у него недостаточно собственных ресурсов внутри страны, чтобы взять быстро ухудшающуюся ситуацию под контроль. Что делает «банановый король» в таком случае? Он обращается за помощью к США. Тем более что Даниэль Нобоа родился в Майами, получил в США высшее образование и имеет американское гражданство.

Отметим, после прихода Даниэля Нобоа к власти, как писали СМИ, США попытались договориться с ним о начале «войны с наркотиками» по образцу Колумбии. В Колумбии американская «война с наркотиками» привела к росту влияния ультраправых (США профинансировали вооружение карательных отрядов) и чудовищному кровопролитию, совершенному этими карательными отрядами, которым платили за головы убитых партизан. В настоящее время в Колумбии работает трибунал мира, расследующий преступления ультраправых во время «войны с наркотиками», а саму войну называют огромной ошибкой. Еще одним результатом «войны с наркотиками» стало то, что Колумбия превратилась в главного мирового поставщика наркотиков.

Даниэль Нобоа не сразу согласился на такое сотрудничество. И тогда (странное совпадение?) в Эквадоре начался «праздник непослушания», когда картели синхронно атаковали государство. И за несколько месяцев Нобоа оказался в безвыходном положении.

В итоге Даниэль Нобоа объявил о заключении договора с США. Американцы вернут себе утраченную несколько лет назад стратегически важную военную базу в Манте и помогут Нобоа исправить ситуацию, что позволит ему удержать власть. Идея очевидно сработала: Нобоа с небольшим перевесом одержал победу на президентских выборах.

Рейтинги Нобоа не позволили ему одержать победу в первом туре. Он вышел во второй тур, его противником стала кандидат от левых сил Луиза Гонсалес. Во втором туре он выиграл с таким мизерным перевесом, что его оппоненты не признали итоги выборов. Тут пришли на помощь международные наблюдатели, которые заявили о том, что выборы якобы прошли без фальсификаций, и признали Даниэля Нобоа легитимным президентом.

Торговля суверенитетом

В первом десятилетии XXI века в Эквадоре произошло важнейшее событие в новейшей истории страны. Президент Рафаэль Корреа, избранный в 2006 году, отказался продлевать аренду военных баз США. Запрет на размещение иностранных военных баз на территории страны был закреплен в конституции в 2008 году. Вывод войск США в 2009 году ознаменовал конец десятилетнего американского присутствия и изменил внешнюю оборонную политику Эквадора и стал знаковым достижением в укреплении национального суверенитета.

Тогда США потеряли стратегически важную военную базу в Манте на территории Эквадора. Эта база обеспечивала военное присутствие США в ключевой точке региона, охватывающего Колумбию, Перу, Эквадор, Панаму и др. Особую значимость этой базе придает растущая региональная конкуренция с Китаем. Источники в китайских СМИ сообщили, что министерство обороны Эквадора подписало соглашение с Управлением порта Манта о строительстве нового 150-метрового дока и расширении порта более чем на 700 квадратных метров, как сообщается, при поддержке США, что еще раз указывает на подготовительные шаги для соглашений о военной базе. Чтобы законно вернуть американцам эту базу, необходимо внести поправки в конституцию, чем и занялся Нобоа сразу после прихода к власти.

А кто должен помочь Нобоа в войне с картелями? В феврале 2025 года Нобоа объявил, что пригласит спецназ из стран-союзников для помощи в проведении спецопераций. Позже были раскрыты переговоры с основателем американской частной военной компании Blackwater Эриком Принсом об усилении внутренних операций. Другими словами, иностранные наемники будут убивать граждан Эквадора в ходе «внутреннего вооруженного конфликта».

Победа на выборах знаменует конец «старого Эквадора» и новое начало, заявил Нобоа в своей инаугурационной речи. «В истории страны есть моменты, которые знаменуют моменты „до“ и „после“, когда вы больше не можете оглядываться назад, а должны смотреть вперед, — сказал Даниэль Нобоа. — Сегодня один из таких дней — день, когда нужно говорить с убеждением, что то, что грядет, принадлежит всем нам».

Как назвать происходящее в Эквадоре, если не сдачей суверенитета? Такова цена, которую готов заплатить Даниэль Нобоа для удержания власти.

Заключение. Банановый король в XXI веке.

Термин «Банановая республика» и «банановый король» ввел в оборот американский писатель О. Генри в повести «Короли и Капуста». В 1904 году О'Генри скрывался от судебного преследования в городе Трухильо (Гондурас) и по впечатлениям написал рассказы, которые положил в основу повести. Он описал сложившуюся систему власти в Гондурасе и подобных небольших стран Латинской Америки на тот период, живущих за счет выращивания и экспорта фруктов в США.

Действие происходит в вымышленной небольшой латиноамериканской стране под названием «Анчурия», которую писатель характеризует как «Банановая республика»: основной статьей страны является экспорт тропических фруктов в США.

США осуществляют свою власть через дельца — «бананового короля», американского вассала. Есть плантации, на которых выращиваются фрукты, и корабли, которые доставляют эти фрукты в США. США защищают своего вассала, высылая военные отряды для защиты его интересов, для усмирения местных жителей и конкурентов. Таким образом, политическая система в стране оказывается скованной, а реальная власть концентрируется в руках США. Решающее значение приобретает прибыль — капуста — капустная пальма.

Век спустя то, о чем писал О'Генри, повторяется. США осуществляют свою гегемонию через «бананового короля» и шлют по его приглашению свои корабли и полки для усмирения непокорных.