Проекция и перенос

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
ПАРИЖ, 11 июля — ТАСС
Начальник Главного штаба французских ВС генерал армии Тьерри Бюркар выступил с утверждением, что для Франции основной угрозой является Россия.
«Она представляет собой угрозу почти во всем. Это устойчивая, близкая и, на мой взгляд, наиболее значимая по своим масштабам угроза. Прежде всего, Россия — это настоящая военная держава в плане как обычных, так и ядерных вооружений», — сказал Бюркар на пресс-конференции в Париже, которая транслировалась на его странице в X.
В то же время Бюркар отметил, что «Франция, в силу своего географического положения и обладания ядерным оружием, не является страной, которая находится под наибольшей угрозой». Он также признал «необходимость поддержания контактов с Россией по военной линии», однако, по его словам, «такие контакты осуществляются на техническом уровне, и этого недостаточно для снижения напряженности».
ПАРИЖ, 13 июля — «Коммерсант»
Президент Франции Макрон заявил, что республика в ближайшие годы ускорит наращивание военных расходов. В 2027 году на оборонные нужды будет выделено €64 млрд. Это вдвое больше показателя 2017 года, добавил он.
Макрон указал на необходимость пополнять запасы снарядов, совершенствовать орудия залпового огня и высокоточные вооружения, а также обеспечить военнослужащих большим числом беспилотников. Кроме того, глава государства призвал укрепить систему ПВО и усилить возможности в космосе. «Еще ни разу с 1945 года свобода не была под угрозой в столь значительной степени, как сейчас», — добавил президент.
Законом о военном программировании на 2024–2030 годы предусматривается увеличение оборонного бюджета Франции на €3 млрд ежегодно. Бюджет Франции на 2025 год включает оборонные расходы в размере €50,5 млрд.
Также на днях Франция опубликовала новую военную доктрину, согласно которой Россия представляет собой «основную угрозу» для Франции и континента в целом. Хотя российское вторжение во Францию пока исключается, угроза масштабного конфликта вблизи ее границ — «реальна как никогда после холодной войны». Особо подчеркивается риск одновременного конфликта в другой точке планеты (видимо, в Азии), который отвлечет внимание и силы США — и Европе придется воевать с Россией в одиночестве.
ЛОНДОН, 12 июля — «ПолитНавигатор»
Европа сильно расслабилась за последнее время, но если она начнет подключать все ресурсы, можно спокойно готовиться к столкновению с Москвой. Об этом в эфире Би-би-си заявил бывший шеф британской разведки MI6 Алекс Янгер.
Янгер прокомментировал прошлогоднее заявление минобороны Германии о том, что Европа должна быть готова к войне к 2029 году. «Честно говоря, я в замешательстве. С одной стороны, я не могу с этим не согласиться. Мы были безнадежно самодовольны, мы вели себя нелепо, мы ослабили наши ВС, мы делали вид, что история закончилась. Но, с другой стороны, есть не менее пагубные идеи, что с этим ничего нельзя поделать. Российская армия никчемная, на ее восстановление уйдет 5 лет, Европа в 14 раз богаче России, нам просто нужно собраться с силами», — рассуждал он.
«Так что я где-то посередине. Это вполне выполнимо, но ничего не получится, если мы просто будем сидеть, смотреть на какой-то вымышленный мирный договор и решать, можем ли мы вернуться к обычной жизни», — сказал Янгер.
РОТТЕРДАМ, 8 июля — РИА Новости
Порт в Роттердаме начал готовиться к конфликту с Москвой, пишет Financial Times.
«Крупнейший европейский порт готовится к потенциальному конфликту с Россией, резервируя места под суда, перевозящие военные грузы», — цитирует газета гендиректора управления морской гавани Бодуэна Симонса.
По данным издания, в мае минобороны Нидерландов объявило, что Роттердам по требованию НАТО должен предоставить место для судов, перевозящих военные грузы.
Как заявил Симонс, порт координирует действия с бельгийским Антверпеном, чтобы принять суда из США, Британии и Канады. Они будут пришвартованы по несколько недель в течение года, запланированы и десантные учения.
ВАШИНГТОН, 8 июля — Telegram
Директор Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ Елена Панина сообщила в своем канале, что профильное вашингтонское издание Defense One проанализировало самый важный раздел в бюджете Пентагона на 2026 год, посвященный исследованиям, разработке, испытаниям и оценке (RDT&E), объемом $179 млрд. И пришло к выводу, что через 5–15 лет американские военные намерены использовать программно-разрабатываемое оружие, гибкие модели закупок, космические сенсорные системы, а также уделять больше внимания автономности и РЭБ.
Некоторые из наиболее интересных изменений в военной сфере США происходят в следующих областях:
- гиперзвуковая: инвестиции на сумму $802 млн свидетельствуют о том, что это оружие выходит за рамки экспериментов и переходит к практическим испытаниям. Это согласуется с желаниями ВВС США создать подходящий вариант гиперзвукового противостояния воздушного базирования против Китая.
- разведывательные спутники: расходы на них по линии Космических сил США выросли в 4 раза — до $1,06 млрд в 2026 финансовом году. Это отражает переход от проектов типа совместной радиолокационной системы наблюдения за целью атаки (JSTARS) к орбитальным альтернативам. Проект JSTARS представлял собой летающий командный пункт с мощным радиолокационным комплексом, установленный на самолетах Boeing E-8. Он позволяет обнаруживать, отслеживать и классифицировать подвижные цели на большой территории, передавая командным структурам данные в режиме реального времени. Это те самые самолеты, которые летают над Черным и Балтийским морями. Но теперь от них, по всей видимости, планируют отказаться в пользу более защищенных вариантов мониторинга.
- отслеживание ракет на низкой орбите: проект «Устойчивое предупреждение о ракетах и слежение за ними» получил финансирование в размере $882 млн, что свидетельствует о совершенствовании систем отслеживания маневрирующих гиперзвуковых целей.
- гибкая система создания и эволюции РЭБ и дронов: две новые армейские линии RDT&E в совокупности получают более $500 млн, что явно отражает учет опыта украинского конфликта.
- проект «ИИ для маневрирования и огня»: на него выделено $88 млн. Должен помогать принимать решения на поле боя.
Финансирование последнего из упомянутых проектов свидетельствует о желании создать оружие, которое будет реагировать не только на намерения оператора, но и на алгоритмическую интерпретацию меняющихся условий. Как поясняет Defense One:
«Тенденция отражает уроки, которые мы извлекли за 10 лет конфликта на Украине, где обе стороны научились быстро перенастраивать свое оружие с помощью программного обеспечения, регулирующего траектории полета беспилотников, средства РЭБ и системы наведения. Это позволяет противоборствующим силам вносить изменения за считаные дни, а не месяцы».
Наиболее значимой инвестицией в бюджете RDT&E на 2026 год издание считает вложение в гибкие модульные системы: «Это создание нового уровня операций, основанного на импровизации на поле боя, быстрой адаптации и масштабируемой автономности».
Фактически США пытаются институционализировать в своем военном деле то, что происходит на Украине. В Пентагоне прекрасно понимают: современное поле боя — это соревнование двух процессов технической эволюции, скорости анализа и умения приспосабливаться к ситуации раньше, чем противник воспользуется локальным преимуществом.
БЕРЛИН, 14 июля — «Коммерсант»
Министр обороны Германии Борис Писториус в интервью Financial Times заявил, что войска страны «будут убивать российских солдат», если Россия решит напасть на страны НАТО.
Писториус заявил, что до этого ФРГ придерживалась политики «военной сдержанности», но в случае войны с Россией страна готова вести диалог с «позиции силы». «Не для того, чтобы кого-то запугать, а чтобы дать понять: мы знаем, на что способны — мы хотим жить с вами в мире, но не думайте, что мы слабы или не будем защищаться», — сказал он в интервью.
Он отметил, что Германия последует примеру Франции, Великобритании и США, и также выделит военную силу для поддержки восточного фланга — стран Прибалтики и Польши.
ВАШИНГТОН, 25 июля — Telegram
Канал Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ сообщает, что Hudson Institute (организация, признанная нежелательной в РФ) рекомендует Америке готовиться к «тотальной» военной мобилизации.
Текущие конфликты показывают, что преимущество в них получает та сторона, которая имеет сильную экономику, минимальное количество технологических зависимостей от импорта и промышленность, способную масштабировать производство и быстро адаптироваться под постоянно меняющиеся задачи технического характера. И желательно, чтобы эта промышленная база не могла быть выведена из строя парой удачных налетов ракет или дронов.
Аналитики Брайан Кларк, Дэн Пратт и Надя Шэдоу пришли фактически к тем же выводам. «Китай, Россия и поддерживаемые Ираном страны, — пишут аналитики, — вместо того чтобы полагаться только на численность, комбинируют программное обеспечение, модульные аппаратные архитектуры, готовую микроэлектронику и коммерческие службы наблюдения для создания эффективного оружия и эрзац-разведывательно-ударных комплексов».
По состоянию на 2025 год, даже страны со скромным промышленным и технологическим сектором могут добиться успеха благодаря тому, что грань между коммерческими и военными системами становится все более размытой, отмечают авторы. В то же время Пентагон продолжает сосредотачиваться на «монолитных» высокоспециализированных системах, которые трудно модернизировать и массово производить. Такая тактика уже приводит США к дефициту готовых средств и к уязвимости стратегических цепочек поставок. Америке требуется скорейшим образом перейти на иную систему — модульные вооружения, построенные на коммерческих компонентах, с возможностью замены одних компонентов на другие для их подгонки под конкретную тактическую задачу, призывают в Hudson Institute (организация, признанная нежелательной в РФ).
Также рекомендуется использовать коммерческую же промышленность, переведя ее в режим двойного назначения. А заодно научиться массовому выпуску низкотехнологичных компонентов, не требующих узких специалистов. В противном случае, предупреждают авторы, США могут столкнуться с долговременным дефицитом невероятно технологичных, дорогих — и редких! — ракет, снарядов и БПЛА. Тогда как противник обрушится количеством и возьмет адаптивностью. Эффективная армия будущего — устойчивая, переоснащаемая и экономически совместимая с реальными угрозами, резюмируют авторы.
Американские эксперты правы — война ныне становится именно такой. Однако их призывы вряд ли будут услышаны, ибо Пентагон заказывает «невероятно технологичные и дорогие» вооружения не для того, чтобы ими всерьез воевать, а для того 1) чтобы удивлять и держать в страхе весь мир перед мощью Америки, и 2) чтобы понемногу (или помногу) отщипывать от бюджетных вложений в это оружие.
А из сумм на дешевые дроны, да еще из коммерческих компонентов, много не отщипнешь…
БРЮССЕЛЬ, 8 июля — «Страна.UA»
США готовятся к смене власти в европейских странах и намерены помочь выиграть на выборах крайне правым партиям, которые поддерживают политику Трампа, пишет интернет-издание EUObserver, анализируя документ, написанный сотрудником госдепартамента и опубликованный в конце мая.
По оценке издания, речь идет о недавних выборах в Румынии и Польше, а также о тех, что вскоре состоятся в Нидерландах, Чехии и Франции. С лидерами политсил этих стран Белый дом хочет создать «цивилизационный союз… основанный на общей культуре, вере, семейных узах, взаимопомощи во времена раздоров и прежде всего на общем наследии западной цивилизации».
В документе говорится, что «демократический откат Европы» наносит ущерб американской безопасности, экономическим интересам и свободе слова, поэтому США пора действовать: крайне правые силы в Европе должны трансформировать свои политические системы, чтобы Вашингтон мог сформировать альянс цивилизации с «христианскими странами, такими как Венгрия».
В статье утверждается, что Европа является «рассадником цифровой цензуры, массовой миграции, ограничений религиозной свободы и многочисленных других посягательств на демократическое самоуправление».
Между тем либеральные силы стремительно теряют вес в странах Европы. Так, СМИ пишут о падении рейтингов лейбористов в Великобритании. При этом в Европе отходят от прежней политики мультикультурализма, усиливая меры против мигрантов.
А после того, как означенные правые придут к власти в Европе, они же и развяжут войну с Россией, поскольку других способов решить накопившиеся проблемы у них нет.
Удар под дых
ВАШИНГТОН, 7 июля — Minval.AZ
Американский совет по внешней политике (AFPC) и Институт Центральной Азии и Кавказа подготовили и опубликовали в апреле 2025 года спецдоклад под названием «Американская стратегия для Большой Центральной Азии».
Авторы предлагают принять всеобъемлющее определение региона, включив в него Азербайджан, переименовав его в «Большую Центральную Азию»; переименовать платформу взаимодействия с США в C6+1 и подчеркнуть общие действия и мероприятия, а также отдать приоритет общерегиональным инициативам по сравнению с теми, которые направлены исключительно на отдельные государства. C6+1 — платформа дипломатического и стратегического диалога, созданная для обсуждения ключевых вопросов безопасности, экономики, экологии и устойчивого развития между США и странами Центральной Азии. Это формат взаимодействия между США и шестью странами Центральной Азии: Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Афганистаном (ранее), но сейчас чаще говорится о С5+1, без участия Афганистана. Но, очевидно, формат возвращается к своему прежнему виду.
Предложение учредить формальный (или полуструктурированный) орган/платформу, в котором примут участие все ключевые государства региона (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) и, возможно, соседние страны (Афганистан, Южный Кавказ), преследует цель — заложить основу для регулярных межправительственных консультативных заседаний, обмена информацией и выработки совместных решений по вопросам безопасности.
Фактически речь о создании многостороннего, но целенаправленного по своей миссии «безопасного клуба» для стран «Большой Центральной Азии», поддерживаемого ведущими западными экспертными институтами. По их мнению, это «поможет» плотнее интегрировать регион в систему общих стандартов борьбы с новыми угрозами и повысит оперативность совместных действий.
Авторы доклада отмечают, что возможности для инвестиций США и прибыли частного сектора от взаимодействия с ЦА являются одними из самых привлекательных в мире: «Критические транспортные коридоры, пересекающие „Большую Центральную Азию“, включая „Срединный коридор“, требуют поддержки США», «поскольку они обещают сократить изоляцию региона от мировых рынков, тем самым нормализуя торговые модели, которые способствуют конкурентному преимуществу США». Фактически авторы предлагают «оседлать» — захватить уже на данной стадии становления «Срединный коридор», не допустить Китай к «источникам большой энергии, редких минералов и других ресурсов», которые должны «подпитывать экономику и технологические революции США». США озабочены тем, что, например, «Казахстан и Узбекистан богаты ураном, редкоземельными металлами, литием и другими критически важными материалами, которые ищут США» и высказывают интерес в получении приоритетного доступа к этим ресурсам для себя или своих союзников, что имеет первостепенное значение.
Авторы отмечают, что «фокус глобальной стратегии безопасности США в настоящее время смещается на Китай, который рассматривается как новый равный конкурент», и «Большая Центральная Азия» занимает в этом фокусе центральное место». «Помимо общих критических границ с регионом, путь Китая в Европу и на Ближний Восток пролегает через „Большую Центральную Азию“, что геополитически связывает стратегии Китая как с Россией, так и с Ираном. Таким образом, „Большая Центральная Азия“ является стержнем в этой изменчивой геополитической и экономической динамике, подверженной влиянию США и формируемой посредством эффективного взаимодействия».
США меняют прежнюю «советскую» рамку, в которой ЦА — это только пять стран ЦА (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения). Теперь они расширяют определение региона в соответствии с геоэкономической и логистической реальностью и называют Азербайджан частью ядра, а Грузию, Армению и Монголию — геополитическими флангами. Это не просто семантика, а попытка включить Азербайджан в зону американской ответственности и стратегии, приравнять его к странам ЦА в смысле восприятия, финансирования, давления и ожиданий. Азербайджан — ключевой сухопутный мост между Каспием и Черным морем. Он связывает Казахстан, Узбекистан и Туркмению с Европой через Южный Кавказ. Именно через Азербайджан проходит Срединный коридор, альтернатива китайскому маршруту через Россию. Не надо забывать, что у Азербайджана порты, нефть, газ и доступ к Европе. Алятский порт, нефтепроводы BTC, газопровод TANAP — все это критически важно для энергетической диверсификации Запада. Китай активно усиливает экономические связи с Азербайджаном. Это не устраивает США, поскольку Китай получает доступ к Кавказу и Евросоюзу через дружественный Азербайджан.
Санкции: не меч, а яд
МОСКВА, 17 июля — «Октагон»
Общие официальные итоги состоявшейся на прошлой неделе в Екатеринбурге выставки ИННОПРОМ-2025 пока не подведены. Пока о заключенных договоренностях отчитались только делегации регионов. В их числе представители Свердловской области, которые подписали 50 соглашений на сумму более 64 млрд рублей. Руководители Ростовской области договорились о привлечении инвестиций в размере 92 млрд рублей. Делегация от Краснодарского края договорилась о реализации 17 проектов на общую сумму более 24 млрд рублей. Общий объем инвестирования также будет измеряться триллионами.
В сентябре эстафета инвестиционных обещаний перейдет к Восточному экономическому форуму. По всей видимости, в его документах также будут фигурировать цифры с 9–10 нулями. Поддержание дискурса про «Разворот на Восток» требует подпитки не только реальными, но и формальными фактами.
За кадром оставался вопрос, какое число подписанных договоров было в действительности реализовано к указанному сроку. В текущей ситуации добавляется еще один вопрос — где промышленники будут брать ресурсы для выполнения взятых на себя обязательств. Все больше косвенных показателей говорят, что их реальное положение продолжает существенно ухудшаться.
Один из таких показателей — сборы налога на добавленную стоимость (НДС), дающие государству примерно треть налоговой выручки. По данным Минфина, в январе — июне в федеральный бюджет поступило 6,999 трлн рублей НДС. Это на 7,3% больше, чем за тот же период предыдущего года (6,521 трлн рублей). Однако указанный рост оказался ниже уровня инфляции (9,4%). Реальные поступления НДС упали, что свидетельствует о сжатии не связанного с военным производством сектора экономики.
Еще один косвенный индикатор — объем железнодорожных перевозок. В первой половине года он упал на 6,6% и составил 613,5 млн тонн. Внутренние грузоперевозки снизились на 9,5%, международные — на 2,2%. Через порты было отправлено 164,2 млн тонн грузов, снижение — 2,1%. Через погранпереходы перевезено на 2,5% меньше, чем годом ранее.
На направлении Китай — Россия — Китай в начале 2025 года снижение контейнерных перевозок составляло 8–9%, через порты Дальнего Востока их объем упал почти на треть.
В первом полугодии еще более глубокий спад наблюдался в сфере автомобильных перевозок. Он прервался только в июне, но нет никаких гарантий на его восстановление до докризисных уровней.
МОСКВА, 25 июля — Telegram
Экономист Павел Рябов поделился в канале Spydell_finance, что смысл санкций в том, что растут издержки, снижается скорость обмена, возникают трудности в логистике и в доступе к ресурсам и технологиям для эффективного воспроизводства. Санкции не убивают, но делают воспроизводственные процессы сложнее и дороже.
В открытой экономике неэффективности сглаживаются свободной трансграничной циркуляцией товаров, капитала, кадров, ресурсов и технологий.
Возникает кассовый разрыв? Бизнес привлекает фондирование на наиболее выгодных условиях. Например, если в долларовой зоне ставки высокие, бизнес может привлечь кредитные ресурсы в евро или иенах, особенно если ведет бизнес в этих регионах, чем активно пользуются американские компании.
Не хватает кадров? Можно привлечь персонал в других странах, чем активно занимались США и Европа последние 50–60 лет.
Недостаток ресурсов? Весь мир открыт, покупай все, что к чему дотягиваются логистические хабы.
Для завершения производственного цикла необходимо соответствующее оборудование или комплектующие? На международных маркетплейсах или специализированных производственных центрах можно купить все, что необходимо.
С технологиями намного сложнее. Это то, чем никто и никогда не делится просто так, но можно переманить ключевые кадры или организовать научный или технологический трансфер/обмен (в условиях санкций это невозможно). В технологических компаниях часто бывают симбиозы и альянсы. Например, АвтоВАЗ и «Рено», а сейчас с китайскими автопроизводителями.
Санкции усиливают кадровые, финансовые, ресурсные и технологические дисбалансы, замедляя скорость инноваций, увеличивая издержки и нарушая производственные цепочки.
Например, до 2015 года российский бизнес активно фондировался на внешних рынках по низким ставкам, а теперь все фондирование в рублях по высоким ставкам. Одна из частей комплексной мозаики фронтального роста издержек.
Второе структурное ограничение: бюджетные расходы, сильно смещенные в оборонный сегмент. С точки зрения экономики здесь есть положительные и негативные аспекты.
Из плюсов: это устойчивые и крупные заказы для промышленности и обслуживающей ВПК сферы услуг (транспорт, финансы, ИТ, наука и т. д.), повышая межотраслевую связанность, плюс достаточно высокие (относительно региональных доходов) зарплаты людей, занятых в ВПК и в военных структурах. Люди получают относительно высокие доходы, которые практически полностью возвращают в экономику, создавая спрос в розничном сегменте, но тут перехожу к негативным аспектам.
ВПК концентрирует огромные ресурсы экономики в секторе, который не возвращает ресурсы и результаты производства обратно в экономику, т. е. не повышает предложение товаров и услуг в гражданском секторе.
Это и провоцирует дисбаланс между спросом и предложением, который давно описан в научной литературе (Россия не первая и не последняя страна, которая сталкивается с повышенным инфляционным фоном в условиях высокой концентрации оборонных расходов). Здесь нет никакого открытия, процессы давно изучены.
Третье структурное ограничение: кадры, как по численности, так и по качеству. Экономика не может масштабировать производство товаров и услуг в условиях низкой безработицы и низких темпов роста производительности труда.