1. Реальная Россия
Иван Крылов / ИА Красная Весна /
Крайне важно и нужно говорить вот так по простому с этими людьми и передавать их живое слово пока они с нами. 

«Надо очень-очень дорожить прошлым!»

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Людмила Михайловна Ведерникова
Людмила Михайловна Ведерникова
Людмила Михайловна Ведерникова

Главная проблема современной России, в которой кроется корень всех наших сегодняшних сложностей — от развала образования до холодной войны и вопиюще антинародной пенсионной реформы, принятой всеми ветвями нашей власти, — это отсутствие преемственности поколений. Именно на разрыв поколений и слом традиционных для России ценностей была направлена перестройка, развалившая нашу сверхдержаву и ввергшая Россию в хаос и развал 90-х. Именно для этого в обществе насаждались западные ценности и вообще культ всего не нашего. Наши оппоненты с Запада так отрывали нас от своей традиции и корней и насаждали недоверие и вражду между поколениями. Новая власть, пришедшая к рулю правления в начале 90-х, будучи прозападной, тоже активно содействовала данному процессу по известному принципу divide et impera.

И хотя позднее с приходом к власти группы условных российских консерваторов, что ознаменовалось в виде президентства В. Путина, какие-то традиции этой частью элиты как-то ни шатко, ни валко стали возрождаться; поколения более старшие — еще приверженные в гораздо большей степени традициям русским и советским нежели более поздние, воспитывающиеся уже в эпоху вестернизации, к этому моменту в большинстве своем покинули нас. Остались какие-то отдельные люди, но и они — не вечны, и когда-то настанет день, в который все они уйдут от нас, как это ни печально. Ввиду этого мне показалось очень важным попытаться сохранить живое слово того поколения, и сохранить таким образом их душу, живую жизнь и ту самую связующую всех нас нить времен.

Поэтому 8 ноября 2018 года я решил встретиться с одной из ярких представительниц послевоенной советской молодежи г. Ижевска, той самой, отстаивавшей страну после войны и сделавшей ее великой вкупе с поколением победителей фашизма, Людмилой Михайловной Ведерниковой, чтобы поговорить с ней о празднике 7 ноября, ну и вообще о жизни.

Людмила Михайловна, несмотря на свой почтенный возраст и не очень хорошее состояние здоровья, все равно продолжает активную гражданскую жизнь. Ранее она была председателем городской общественной организации «Совет женщин города Ижевска», однако несколько лет назад оставила эту должность по состоянию здоровья и осталась в президиуме организации. Вообще, Людмила Михайловна сама о себе рассказала — и далее я предоставляю слово ей, — отметив только, что из нескольких моих вопросов вдруг внезапно получилась целая картина той славной и так стремительно уходящей от нас советской жизни. Картина, которая в устах Людмилы Михайловны оживает и связывает нас через ее опыт и взгляд на мир с более ранними поколениями.

— Людмила Михайловна, расскажите пожалуйста немного о себе, о своем жизненном пути.

Отличник народного просвещения России, начала свою деятельность как учитель и пионервожатый, закончила Пермское педучилище, отделение старших пионервожатых (единственное в стране), активная комсомолка, вступила в комсомол в 1948 году, недавно получила медаль 100-летие комсомола.

И вот, поехала добровольно в нашу республику, тогда очень отсталую. В качестве старшей пионервожатой меня направили в районную среднюю школу. Тогда было трудно с учителями, кадры еще не готовы были.

Я пришла к директору, директор был старой закалки и сказал: «Людмила Михайловна, вот вы пришли ко мне с направлением старшей пионервожатой. Но у нас нет учителя географии, у нас нет учителя литературы, у нас нет учителя истории, нет физрука. Не возьметесь ли вы пока вот за эти предметы?» У меня образование среднее педагогическое, я беру учебники и веду эти предметы. Через полтора месяца все учителя были. Вот так я начала свою педагогическую деятельность.

Я работала там три месяца, потом меня вызывает райком партии и говорит: «Все, конференция комсомольская, мы вас избираем секретарем райкома комсомола». Я вышла на комсомольскую работу и там проработала несколько лет, затем меня перевели в Пермский обком (родители в Перми заболели).

Затем я вышла замуж в Удмуртии, муж был секретарем комитета комсомола механического института. В Удмуртском обкоме я работала 4 года, затем партийная работа — Первомайский райком партии, затем органы МВД, потом директором школы юных летчиков.

Вот такая вот жизнь. Но она хорошая, она красивая, она добрая. В школе юных летчиков я работала 15 лет. Это была великолепная школа, мы создали ее. В этой школе у нас было три лагеря.

Чем мне запомнилась наша жизнь — что всегда была возможность помощи. Помогали мы друг другу. Знаешь, что пойдешь в органы советской власти, в партийные, и всегда помогут, всегда найдут выход. Вот такая моя интересная жизнь.

А потом, когда ушла на пенсию, стала общественной работой заниматься. Была председателем женсовета 35 лет, сейчас уже не председатель — заместитель, член президиума. Помогаю женщинам, детям, семьям.

Наши впечатления о прошлом очень хорошие, очень спокойные. Было трудно, конечно, в какое-то время — и война, и экономические трудности, но всегда ты знал, что тебе помогут. Были очень добрые люди, очень хорошие люди. Поэтому воспоминания о прошлом самые радостные. А сейчас — культ денег. Деньги, деньги, деньги. Куда не посмотришь, не двинешься — везде нужны деньги. Это развращает людей, это портит их души.

Но стараемся каким-то образом и в душу добра вселить. Поэтому общественные организации — они очень нужны, они нужны людям, нужны их детям, нужны семьям. У меня уже возраст большой, а я вот здесь, в женсовете, потому что сегодня несколько встреч. Встреча с тобой (корреспондентом), потом встреча с женщинами, потом встреча со следующей общественной организацией — есть такая у нас организация, «Надежда России», женская, вот с ней мы сегодня будем встречаться и мероприятие планировать.

— Людмила Михайловна, ввиду того, что вчера было 7 ноября — День Великой Октябрьской Революции и в наше время этот праздник всячески пытаются затушевать, забыть, я не могу вас не спросить о вашем отношении к 7 ноября и тому, как в ваше время он праздновался и что для вас значил.

Ну, вот 7 ноября, вчера, я не пошла на площадь, потому что здоровье уже не то. Но звонков было очень много. И вы понимаете, звонит одна женщина, Ильина Алевтина Борисовна, ИПОПАТ (ижевское транспортное предприятие — прим. корр.), она была председателем женсовета, с ветеранами работала. Поздравляет меня.

Поздравлений вообще было очень много. Вот то поколение, которое еще как-то «зацепило» советский период — оно ценит 7 ноября. 7 ноября — это был общий душевный праздник. Не пойти 7 ноября на демонстрацию — это было для человека, не для кого-то — для человека — каким-то ударом, горем, неприятностью. Никто никого не гнал, никто никому не говорил: «Иди». Играли гармошки, светилось солнце, иногда дождь шел, знамена колыхались, и все пели песни. Песни задушевные, песни революционные, песни прошлого пели. И танцевали, плясали — это был общий праздник. Так мы и запомнили его — общий праздник.

Сейчас поколение, даже моя семья — и то, хотя они воспитывались — у нас же дед был очень хороший, правильный коммунист, и когда он недавно умер, и семья, и все сказали — умер последний правильный коммунист, они как-то дальше от 7 ноября. И когда я на столетие комсомола эти значки вручала своим внукам, даже тут они сказали, один из них сказал: «Бабуля, мы принимаем, потому что это ты — то поколение, и в благодарность тебе мы принимаем и носим эти значки». Что-то ушло из душ нашего поколения, даже моего поколения, моих детей. Нет той направленности, нет душевного единения народа. Если идут — то идут потому что сказали, на заводе или где-то: «Надо идти». А по велению души

Теряем душевные качества, теряем золотое, может быть, где-то трудное, но великое прошлое. А для меня 7 ноября… Я на столетие комсомола значок комсомольский увезла на кладбище деду, а 7 ноября — ленточку. Воспоминания у меня о 7 ноября великие, спокойные и добрые, а семья смотрит, берет пример. И если бы в каждой семье остался человек прошлого, прошлых традиций… Но мы уходим, наше поколение уходит, и это очень печально.

И надо сейчас, мне кажется, всеми силами использовать людей, у которых традиции страны в душе. Что мы — наше старшее поколение женсовета — и делаем. У нас есть даже клуб — «Верные друзья» — собираем их, идут коллективы, идут семьи, и мы им передаем вот это. Потому что по телевизору… закамуфлировали немножко 7 ноября парадом, что в этот день ушли. А почему бы не сказать, что 7 ноября — это Октябрьская революция? Потому что это боятся. А ведь французы не боятся своей революции, они о ней говорят, они ее прославляют. А мы почему боимся сказать, почему мы закрываем Мавзолей, власть закрывает Мавзолей? Да хоть сколько ты его закрой, если в душе есть какие-то воспоминания о прошлом — ты их не закроешь ничем! И для меня этот праздник — великий, священный, хороший праздник. Не смогла сегодня пойти, но вот скоро придут те, кто были у Ленина (демонстрация ижевского отделения КПРФ), и мы с ними посидим.

— Людмила Михайловна, а вот еще скажите пожалуйста, вот 7 ноября, был ли это праздник единения с героями революции в ваше время?

Я, конечно, почитаю всех героев — местных наших большевиков-революционеров Пастухова, Бабушкина и других, но у меня свой герой. Это мой отец — Михаил Иванович Бояршинов — он прошел всю войну, дошел до Будапешта, имеет массу наград. Он пришел и умер потом от ран. Но в те годы, когда он был здесь, он работал в школе юных летчиков сторожем. И когда нам прислали через всю страну реактивный самолет — он охранял его с палкой, упаси бог кто-нибудь чиркнет что-то на самолете. Как ему дорого было прошлое, как ему дорога была страна.

Вот на них и надо ориентироваться, и мы ориентировались. И внуки смотрели на него и говорили: «Какой у нас дед-то герой, оказывается». Никого не боялся. Там сотни подростков крутились, кому-то надо залезть на него, никого не пускал — «Всё, уходите!». Мы в семье ориентировались на героев семьи. Я вела уроки Мужества в школе юных летчиков, с именами и биографиями людей, которые защищали нашу страну. Я хочу сказать, что надо очень-очень дорожить прошлым. Если мы не будем дорожить — страна будет скатываться туда… куда она и скатывается. И те, кто еще жив, кому еще нет 150 лет, — им надо ходить, им надо встречаться с людьми и передавать то, что у нас было в прошлом. Так надо жить.

Вот такая интересная, трогательная и поучительная вышла беседа. И мне кажется, что крайне важно и нужно говорить вот так по-простому с этими людьми и передавать их живое слово пока они с нами. Только так мы сможем восстановить эти разорванные нити преемственности поколений в России и избыть последствия их разрыва. И еще, хочу отметить, что несмотря на то, что выход данного интервью по некоторым причинам задержался, все равно оно, ввиду всего мною вышесказанного, своей актуальности не утеряло, а может, даже, и приобрело.