Запад ненавязчиво создает почву для формирования общества, не способного отстаивать то, что ему дорого

Запад отреагировал на смерть вьетнамского учителя дзен, успокаивавшего мир

Николай Рерих. Будда-победитель. 1925
Николай Рерих. Будда-победитель. 1925
Николай Рерих. Будда-победитель. 1925

22 января в возрасте 95 лет во Вьетнаме умер буддийский учитель Тик Нат Хан. Его называли одним из самых влиятельных буддистов нашего времени, вторым после Далай Ламы.

Тик Нат Хан написал более 100 книг и посвятил огромное количество людей в буддизм, совместив традиционные восточные учения с методами западной психологии. За свою жизнь он, владеющий английским и французским языками, провел тысячи лекций и ретритов по всему миру. Его деятельность вызвала волну экзальтированных отзывов с Запада после смерти.

Однако в своей родной стране Вьетнаме мастер дзен не пользовался такой любовью. Буддисты традиционной школы не принимали его за реформаторскую деятельность, а власти страны также видели в нем чужеродность идей.

После Вьетнамской войны ему и вовсе было запрещено возвращаться на родину. С тех пор он много лет прожил за рубежом, в основном во Франции, вернувшись в свой родной город Хюэ лишь в глубокой старости. Но это не помешало ему от лица буддизма распространять свои идеи на Западе в течение почти всей жизни.

Почему на Западе «полюбили» буддизм?

Вообще буддизм всё больше завоевывает позиции на Западе. И этому есть множество причин, главными из которых является его многофункциональность и толерантность, что перекликается с современным течением навязываемых западом моделей мышления.

Мерген Уланов в статье «О причинах распространения буддизма на Западе в эпоху глобализации» в 2008 году назвал четыре основных причины.

Первой является практическая составляющая буддизма, которая заключается в наличии развитой системы психотехники. Ведь западный человек воспринимает религию с практической точки зрения: чтобы изменить свои психологические качества и решить личные психологические проблемы.

В поисках душевного спокойствия, навязываемого со всех сторон, ухода от проблем и неприятностей западный человек приходит к буддизму.

Второй причиной исследователь назвал рациональность этой религии и ее близость к современной науке. То есть последователи буддизма не должны всё принимать на веру, да и вообще категория веры отсутствует среди главных духовных совершенств и ступеней развития.

Например, Далай Лама заявлял, что если наука докажет что-то, буддисты должны будут это принять, даже если эти новые знания будут идти вразрез со священными текстами.

Третьим принципом Уланов называет толерантность и диалогичность с другими конфессиями, так как буддизм не вел религиозных войн на стадии становления. И его может свободно практиковать любой желающий, будь он параллельно христианином, иудеем, обращаться одновременно к синтоизму или даосизму.

Такая веротерпимость буддизма способствует его принятию народами Запада, принимающими постепенно отказ от собственных ценностей, истории, семьи и вообще самих себя.

И, наконец, четвертой причиной ученый назвал демократизм буддизма, который, по словам ученого, в целом не связан особыми обязательствами перед церковью, строгими постами и ритуалами.

В отличие, скажем, от традиционных форм буддизма или православия, которое требует от человека довольно жесткого соблюдения постов, обетов, заповедей и отказа от множества жизненных удовольствий, так любимых на Западе.

Так, Уланов отмечает, что оплот буддизма Далай Лама стал «защитником прав человека и народов и по существу превратился в глобального либерального религиозного деятеля».

Книги Тик Нат Хана также помогают людям найти успокоение: «Тишина. Спокойствие в мире, полном шума», «Бесстрашие. Мудрость, которая позволит вам пережить бурю», «Практика радости. Как управлять гневом» и другие.

Собственно эти причины и сблизили западного человека с учением, созданным на основе буддизма Тик Нат Ханом. Вьетнамская газета VnExpress опубликовала отзывы о нем западных политических и культурных деятелей.

Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713
Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713
1713Будды.СмертьИттё.Ханабуса

Как воспринял Запад смерть мастера дзен

Сообщая о кончине Тик Нат Хана, французское информагентство AFP похвалило его за то, что он принес на Запад осознанность и помог изменить жизнь множеству людей.

В том числе мастер сотрудничал с крупными американскими корпорациями. Так, в 2013 году он помогал технологической корпорации Google наладить психологическое состояние работников при помощи разработанного им метода. Он читал лекции, а потом в компании даже оборудовали специальные комнаты для медитации, чтобы сотрудники работали более эффективно. Это было сделано потому, что в компании психологически не справлялись с огромными потоками информации.

«Мне выпала честь встретиться с мастером дзен Тик Нат Ханом во Вьетнаме в 2019 году, — написала в Twitter сенатор США Мази Хороно. — Его учения о любви и осознанности будут продолжать освещать этот мир. Покойся с миром».

На Западе его часто называли «отцом внимательности» и мостом, соединяющим духовные традиции Европы и Азии. Он говорил, что «внимательность показывает нам, что происходит в наших телах, эмоциях, уме и мире. Благодаря внимательности мы можем избежать причинения вреда себе и другим».

Выразили благодарность Хану американский актер и писатель Рон Фанчес, временный поверенный в делах делегации США во Вьетнаме Мари Дамур написала, что мастер более 60 лет был «любимым учителем, духовным лидером и неутомимым борцом за мир в своей стране и во всем мире».

Она также отметила сильное влияние, производимое Ханом и его учением на жизнь многих американцев, живущих сейчас, и даже на следующие поколения.

Тик Нат Хан написал более 100 книг, помогающих людям найти покой, который, по его словам, «всегда присутствует в каждый момент жизни».

В связи с тем, что на Западе зрели недовольства в связи с навязыванием обществу нетрадиционных ценностей, войн, уничтожения внутренней свободы, стали входить в моду различные психологические техники успокоения. В том числе был использован и метод Тик Нат Хана.

Во время медитативного ретрита в США доктор Джон Кабат-Зинн впервые признал корреляцию внимательности с лечением хронических заболеваний. Позже Кабат-Зинн включил учения мастера дзен в свой курс «Снижение стресса на основе осознанности». Этот курс стал известен и теперь применяется в тысячах больниц и медицинских центров по всему миру, которых становится всё больше из-за растущей нервозности людей.

Тик Нат Хан вел политику примирения людей любой ценой. Так, в 2003 году он организовал трехнедельные медитативные ретриты для примирения израильтян и палестинцев, поощряя их слушать и учиться друг у друга в Сливовой деревне, своем монастыре на юге Франции.

«Они не разговаривают друг с другом, не говоря уже о том, чтобы смотреть друг на друга. Требуется три недели, чтобы трансформироваться и исцелить себя», — сказал он, добавив, что ключом к примирению является «сострадательное слушание».

«Выслушивайте с состраданием, чтобы помочь другому человеку меньше страдать. Если мы осознаем, что другие похожи на нас, мы больше не злимся на них», — добавил он.

В 2008 году мастер дзен сказал, что война в Ираке была результатом страха, непонимания и насилия, которые «питаются сами собой»: «Мы очень хорошо знаем, что самолеты, пушки и наземные мины не могут стереть заблуждения. Только любящие слова и сострадательное слушание могут помочь людям исправить это».

Премии на Западе

После развала Советского Союза, после перестройки в 1992 году он приезжал и в Россию, даже создал дзен-центр, распространяющий идеи толерантности и всеобъемлющей примирительности.

С другой стороны, мастер дзен получил множество премий на Западе. В 2015 году ему была присуждена премия «Мир на Земле» — ежегодная награда мирового христианства. Эту премию учредил Папа Иоанн XXIII в 1963 году для награждения тех, кто добился мира и справедливости не только для своей страны, но и для всего мира.

В 2019 году он был награжден Премией внутреннего мира Шенгенского фонда мира и Всемирным форумом мира в категории Люксембургской премии мира.

После встречи с ним в 1966 году известный американский активист Мартин Лютер Кинг-младший резко выступил против войны во Вьетнаме.

«Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии, чем этот благородный буддистский монах из Вьетнама, — написал американский пастор в своем письме о выдвижении на Нобелевскую премию мира 1967 года. — Идеи его видения мира, если их применить, даст толчок к экуменизму, всемирному братству, всему человечеству». Кинг действительно выдвинул Хана на получение Нобелевской премии, однако получил отказ.

Послание Лютера Кинга также поддержал антрополог Майкл Оман-Рейган, профессор университета Ньюфаундленда, Канада, в Twitter: «Я полагаю, что если бы мы спросили мастера дзэн Тик Нат Хана о его смерти, он бы ответил с улыбкой».

«И он говорил: Разве вы не видите мою новую форму? Цветок, облако, дождь, море, ветер, дерево, монах. Это всё продолжение мастера. Ребята, это тоже продолжение мастера», — пояснил ученый.

Другой буддизм

Умиротворение нес западному человеку мастер дзен. Однако есть множество случаев и других направлений и чаяний буддийских монахов, которые не соглашались быть чересчур демократичными и пассивными.

Например, во время Вьетнамской войны буддисты вели борьбу против политики поддерживаемого США президента из Южного Вьетнама Нго Динь Зьема, которого американский вице-президент Линдон Б. Джонсон назвал азиатским Уинстоном Черчиллем.

Зьем был католиком и всячески притеснял буддистов, запретив в итоге даже поднять их флаг во время проведения религиозного праздника Весек. Это спровоцировало ряд протестов, кульминацией которых стал невероятный случай самопожертвования монаха, ставший одним из культовых моментов истории ХХ века.

Буддийский монах Тхить Куанг Дык 11 июля 1963 года публично сжег себя в одном из самых оживленных мест города Сайгона. Потом этот подвиг во имя защиты своей религии повторили десятки других монахов.

Ажиотаж вокруг этого поступка привел к тому, что в итоге Нго Динь Зьема отказались поддерживать даже США. И его вскоре не стало. А к власти пришли коммунисты, которые довольно спокойно относятся к традиционному буддизму.

В итоге война закончилась не посредством умиротворительных лекций, а через жертву во имя своей веры, героический поступок Тхить Куанг Дыка.

В древней истории буддизма также много примеров того, что эта религия не так слащава и всепростительна, как ее пытаются представить проповедники толерантности.

История помнит множество случаев, когда буддисты воевали не только с представителями других религий, но и друг с другом. Одним из примеров подобной вражды были вооруженные конфликты между Бирмой и Сиамом (ныне — Мьянма и Таиланд). За период XVI–XIX вв. известно несколько десятков их стычек между собой.

И в 1767 года войска Синбьюшина, бирманского правителя из династии Таунгу, после долгой осады успешно штурмовали столицу сиамского государства Аюттхаю. Победители убили множество своих же единоверцев и вообще полностью сожгли город вместе с ее буддийскими храмами.

Знаменитые монахи Шаолиня также не чурались войн, участвовали в подавлении восстаний, боях с разбойниками и т. п. А во время Вьетнамской войны буддисты объединились с коммунистами для борьбы с США. И в итоге победили.

Запад ненавязчиво создает почву для формирования общества, не способного отстаивать то, что ему дорого. Но терять свои ценности и традиции или бороться за них — выбор каждого человека.