Власти Черногории при поддержке Запада создают религиозную структуру с претензией на автокефальный статус — Черногорскую православную церковь, раскалывая православный мир по украинской модели. Раскольникам собрались отдать все имущество канонической церкви

Сопротивление с молитвой. В Черногории верующие вышли против скандального закона о Церкви

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Раскол
Раскол

Наступивший 2020 год православные верующие в Черногории встретили на улицах: правительство страны приняло, а президент Мило Джуканович подписал в ночь на 29 декабря скандальный закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Согласно документу, религиозные организации в Черногории должны будут подтвердить права на свою собственность. Фактически, власти Черногории отменяют свое же решение 2006 года, когда правительство страны утвердило неприкосновенность имущества Сербской православной церкви на территории Черногории.

Черногория. Религиозный состав. 2011
Черногория. Религиозный состав. 2011

Сегодня в Черногории действует несколько канонических епархий Сербской православной церкви, две из которых полностью находятся на территории страны: Черногорско-Приморская митрополия и Будимлянско-Никшичская епархия СПЦ. Черногорской и Приморской митрополии СПЦ принадлежит около 600 храмов и 60 монастырей. Из 622 тыс. жителей Черногории более 85% — это православные христиане, которые являются в основном прихожанами канонической церкви.

Изображение: (сс) Bojan7B
Монастырь в Беране. Будимлянско-Никшичская епархия
Монастырь в Беране. Будимлянско-Никшичская епархия

По принятому закону, религиозным организациям Черногории — а конкретно Сербской православной церкви — придется доказать, что они обладали правами на принадлежащие им здания и храмы до 1 декабря 1918 года, когда Черногория присоединилась к королевству СХС — сербов, хорватов и словенцев, позже ставшего Югославией (сегодня это событие, конечно, называют «оккупацией»). Если доказать этого не получится, то в собственность государства перейдут все церкви и храмы СПЦ, в том числе главные святыни православной церкви, такие, как монастырь св. Василия Острожского, Цетинский и другие обители, а также храмы Черногорско-приморской митрополии СПЦ. А конечным бенефициаром этого закона станут, конечно, раскольники — так называемая Черногорская православная церковь (появилась в 1993 году), не признанная ни одной из пятнадцати Поместных православных церквей, однако активно — по примеру своей украинской «коллеги» — занимающаяся церковным рейдерством и расколом православного мира.

Изображение: (сс) Pudelek
Монастырь Милешева. Милешевская епархия
Монастырь Милешева. Милешевская епархия

Черногорские и украинские раскольники не просто признали друг друга: Черногорская православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата какое-то время даже находились в «евхаристическом общении». Перестукиваются раскольники и сегодня — 11 января 2019 года архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский), назначенный в 2018 году экзархом Вселенского патриарха на Украине, заявил: «Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право ее учреждать и просить ее признания другими православными церквями. В том числе, если речь идет о Македонии и Черногории».

Изображение: (сс) Ranko
Монастырь Тврдош. Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия
Монастырь Тврдош. Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия

Также Черногорская православная церковь долгое время общалась с раскольниками из Болгарского альтернативного синода. И черногорские раскольники, конечно, первыми поддержали принятие нового закона, и теперь они могут претендовать на все церкви и монастыри Сербской православной церкви в стране.

По мнению Митрополита канонической Черногорской и Приморской митрополии Амфилохия (Радовича), если бы не поддержка Джукановича (того самого, который сначала был сторонником Слободана Милошевича, а затем поддержал его противников) и его западных покровителей, никакого раскола бы не было — Черногорскую православную церковь не поддерживает и 1% населения страны. Но другая поддержка, отметим, есть, и серьезная — именно лидер сепаратистов Мило Джуканович в 1993 году поддержал раскольников, решив оторвать Черногорию от Сербии в духовном смысле после того, как не получилось политически (имеется ввиду референдум 1992 года, когда жители Черногории проголосовали за то, чтобы республика осталась в составе Югославии).

В июле 2019 года Джуканович заявил, что республика будет иметь свою автокефальную православную церковь, и это, как он считает, поможет преодолеть раскол между черногорцами и сербами. Процесс идет по украинской модели — он предлагает отделить СПЦ от Сербии и объединить ее с Черногорской православной церковью. Видимо, с преобладающей ролью последней, а иначе зачем огород городить? Этот процесс Джуканович сравнил с «восстановлением черногорской независимости в 2006 году».

27 июня 2019 года Сербская православная церковь опубликовала письмо патриарха Варфоломея президенту Черногории, в котором утверждается, что Черногорская православная церковь никогда не была автокефальной (о чем говорит Джуканович) и что Константинопольская патриархия признает в Черногории только митрополита СПЦ Амфилохия. 9 июля «раскольническую деятельность так называемой Черногорской православной церкви» осудил Священный синод РПЦ, который на заседании принял заявление с критикой проекта скандального закона о свободе вероисповедания. РПЦ характеризует закон как «прямое вмешательство во внутренние дела церкви».

Тогда это был только законопроект, а с конца декабря он стал законом. За документ проголосовали 45 членов парламента из 81, против не выступил никто. На улицы Черногории и до и после принятия закона вышли православные: по всей стране с 20 декабря 2019 года проходят молебны, крестные ходы и мирные собрания, на которых люди молятся и выражают протест против дискриминационного и неконституционного закона. Массово вышли люди на улицы столицы Подгорицы, а также в Ничшиче, Плевлях, Беране, Биелом Поле, Будве, Херцег-Новом, Которе, Баре, Жабльяке.

Джуканович, кстати, всего этого уже не видит — он, по некоторым данным, улетел отдыхать в Майами (США). За него отдувается премьер-министр Черногории Душко Маркович, который уже призвал духовенство Сербской церкви вернуться в свои храмы и не призывать к протестам, которые он назвал «истерией и манипуляцией». Конечно, обвинили сразу Церковь и в подстрекательстве к беспорядкам, тогда как есть основания считать, что дело обстоит ровно наоборот: в СПЦ утверждают, что среди прихожан действуют переодетые полицейские провокаторы. Но и без переодеваний к действиям полиции есть претензии: митрополия Черногорско-Приморская СПЦ сообщила, что на мосту Джурджевича Тара полиция ночью «жестоко избила епископа Мефодия и защищавших его верующих дубинками и ногами».

Тем не менее собрания и крестные ходы продолжают идти каждый день. На них приходят тысячи прихожан. Так, 1 января в городке Биело Поле на молебен и крестный ход вышло около 10 тысяч человек.

Смотрите видео на канале ИА Красная Весна: В Черногории приняли закон о Церкви. Православные выступили против — видео протеста

Не обошлось и без обвинений России в расколе. Поводом стали официальные заявления российского МИДа. 25 декабря официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила надежду Москвы на то, что Черногория не будет ставить под угрозу права православной Церкви при рассмотрении закона «О свободе вероисповедания». «Эта тема выходит за рамки национальных границ и затрагивает вопрос единства православного мира, сохранения его столпов, которые формировались веками», — сказала Захарова.

31 декабря МИД РФ выразил «серьезную обеспокоенность» черногорским законом и заявил, что он направлен на вытеснение Сербской церкви из Черногории. В ответ МИД Черногории обвинил РФ во вмешательстве в дела независимого государства — члена НАТО, а черногорские СМИ обвинили Россию в организации церковного протеста.

Протоиерей Момчило Кривокапич, наместник митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича), настоятель храма святителя Николая в городе Котор в ходе молебна 1 января назвал эти утверждения неверными. По его словам то, что черногорские СМИ приплетают «российские спецслужбы» к народному протесту, свидетельствует о том, что власти страны в панике, и никак не рассчитывали встретить сопротивление с молитвой.

Поддерживают СПЦ за рубежом не только в России: в Герцеговине прошли молебны и крестные ходы в Требинье, Гацко, Билеча, Фоча, Вишеграде, Баня-Луке. В Сербии верующие выходят к посольству Черногории в Белграде, а в Нови Саде крестный ход возглавил епископ Бачский Ириней. Во многих епархиях ежедневно служат молебны за страждущую Церковь и верующих в Черногории. Тысячи общественных деятелей, представителей науки и культуры, журналистов, писателей поставили свои подписи под «Обращением в поддержку Сербской Православной Церкви в Черногории», распространяемом в интернете.

Президент Сербии Александр Вучич 31 декабря встретился с Сербским патриархом Иринеем для того, чтобы обсудить события в Черногории. Патриарх после встречи заявил журналистам, что происходящее в Черногории может иметь серьезные последствия для всего региона. Он выразил надежду на то, что власти одумаются и не станут силой отбирать святыни у верующих.

Скоро православное Рождество, и молитвенные собрания, протесты и другие общественные акции достигнут своего апогея. Особенно в сочельник, который черногорские православные во многих городах празднуют отдельно от раскольников. В соцсетях раскольники уже призывают «положить конец сербскому владычеству», поэтому не исключены провокации, которые раскачивают общество в то время, как иерархи СПЦ призывают к миру и спокойствию.