Китай вынудил западные страны уделять больше внимания и средств своей «мягкой силе»

Экспансия СМИ Китая в Африке. Французский взгляд на информационные войны

Пьер-Луи Делаваль. Китаец из Кайенны. 1821
Пьер-Луи Делаваль. Китаец из Кайенны. 1821
Пьер-Луи Делаваль. Китаец из Кайенны. 1821

Африка является континентом, богатым полезными ископаемыми, которые необходимы для развития современной экономики любой страны, претендующей на мировое лидерство. США, Великобритания, Франция, Китай, Индия и ряд других мировых игроков ведут необъявленную войну за эти ресурсы. В последние годы в Африку начала возвращаться и Россия, поэтому этот континент и происходящее на нем всё чаще начинает вызывать интерес.

Все перечисленные выше державы обладают ядерным оружием, поэтому главным способом выяснения отношений между ними стали неклассические войны с применением «мягкой силы» (soft power). Одним из ее основных инструментов являются СМИ.

Информационные войны затронули и африканский континент. Последнее десятилетие ознаменовалось экспансией китайских СМИ, что вынудило западные страны уделять больше внимания и средств своей «мягкой силе».

Предлагаем читателю ознакомиться с переводом статьи «Как китайские СМИ экспортируются в Африку» доктора геополитики Сельмы Михуби из Сорбоннского университета, опубликованной 18 января 2021 года на сайте La Revue des médias Национального аудиовизуального института (Франция). Автор является специалистом по стратегиям влияния СМИ в Западной Африке.

Для интересующихся темой информационных войн приведенный текст не нуждается в комментариях, однако хотелось бы лишь обратить внимание на два несвязанных между собою факта. Во-первых, Сельма Михуби, рассказывая о противоборстве Китая и стран Запада в Африке, ни разу не упомянула о США.

Второй интересный штрих — на фотографии, сделанной в Найроби в декабре 2012 года и предваряющей статью, показан чернокожий мужчина, читающий газету China Daily. Подпись под изображением сообщает также, что издание появилось на медиарынке Кении в том же году.

 

Как китайские СМИ экспортируются в Африку

С 2010-х годов Китай осуществляет стратегию экспансии своих средств массовой информации на африканском континенте. Это способ улучшить имидж страны, особенно во время кризиса в области здравоохранения, а также способ подтвердить свое присутствие и свою силу в глазах международного сообщества.

В апреле 2020 года изображения, демонстрирующие враждебное отношение китайских властей к людям с африканского континента, живущим в Китае, широко распространились в средствах массовой информации по всему миру, нанося ущерб репутации Пекина. Их широко комментировали как франкоязычные, так и англоязычные африканские средства массовой информации, провоцируя враждебную реакцию гражданского общества и организаций в некоторых странах континента.

Чтобы избежать дипломатического кризиса, были мобилизованы китайские средства массовой информации, работающие на африканском континенте, в том числе во франкоязычных странах. В результате были опубликованы, в том числе и в Сенегале, Гвинее и Чаде, десятки статей, интервью и репортажей с участием африканских студентов или предпринимателей, проживающих в Китае. Они описывают образцовый контроль за кризисом в области здравоохранения, установленный китайскими властями, доброжелательность властей и лживый характер некоторых обвинений. Однако было показано, что большинство интернет-публикаций, показывающих агрессию чернокожих людей в Китае, были подтверждены.

Кризис в области здравоохранения, связанный с коронавирусом, который сотрясает весь мир в течение почти года, также дал Китаю возможность мобилизовать свои медийные инструменты и активизировать свою стратегию информационного влияния на весь африканский континент.

Действительно, средства массовой информации по всему миру обвинили Китай в том, что он несет ответственность за эту пандемию. Пекин отреагировал на это, используя государственные СМИ для распространения историй, демонстрирующих его дружелюбие, его дружбу с африканскими партнерами и, наконец, для осуждения лживых кампаний со стороны западных стран. Эти ретрансляторы позволили пропагандировать политический дискурс, заданный Китаем, и активно проводить инициативы по оказанию помощи африканскому континенту (медицинские миссии, пожертвования) для борьбы с пандемией.

Недавно Китай укрепил свою стратегию дипломатии в области здравоохранения, заключив двусторонние соглашения с странами Африки о поставках своих вакцин, которые широко освещаются. Уже в июне 2020 года Си Цзиньпин объявил, что китайская лаборатория Sinovac Biotech собирается создать вакцину для противодействия коронавирусу. Тогда, 17 июня 2020 года, китайский лидер провел внеочередной китайско-африканский саммит, посвященный солидарности в борьбе против COVID-19, который широко освещался китайскими СМИ. Заявления Пекина по поводу вакцины подчеркивали бескорыстие и доброжелательность китайских властей, которые объявили о намерении предоставить приоритетный доступ к лекарственному средству африканским партнерам Китая.

Манипуляция понятиями

Таким образом, китайское присутствие на африканском континенте не ограничивается экономической деятельностью: Пекин также развернул там за десять лет свои медиагруппы — Международное радио Китая (RCI), CGTN Африка, Синьхуа Африка. Это образ действий, способствующий установлению его влияния на местных чиновников и общественное мнение, а также поддерживающий положительное изображение процесса его проникновения на континент.

Так, китайские СМИ в Африке используют манипуляции с понятиями для осуществления геополитических проектов Пекина. Материалы, распространяемые в Африке, представляют Китай как развивающуюся страну, обладающую ценностями стран третьего мира, что противоречит образу великой державы, о котором постоянно говорят китайские лидеры. Например, RCI, CGTN или Синьхуа утверждают, что история и традиции Китая близки к истории и традициям африканских стран, и эта близость позволит Пекину лучше понять потребности их населения.

Кроме того, эти СМИ транслируют образ такого Китая, который помогает африканским странам в их развитии путем строительства инфраструктуры, представляя китайскую деятельность как действия в общих интересах. На самом деле, эти объекты, построенные китайскими компаниями, не являются пожертвованием или помощью, а оплачиваются соответствующими африканскими государствами, которые берут у Китая в долг для их возведения.

Китайские СМИ также играют на образах, связанных с колониализмом. Регулярно напоминая о колониальном прошлом традиционных партнеров африканских стран (Франции и Великобритании), RCI, Синьхуа и CGTN Africa утверждают, что Китай сам никогда не имел колониальных амбиций и лучше помогает своим африканским партнерам развиваться.

От мягкой силы к жесткой?

Помимо манипуляций с информацией, Пекин на африканском континенте приобретает доли в местных медиагруппах, чтобы при необходимости вмешиваться в содержание контента. В ЮАР, например, одна китайская государственная медиакомпания («Китайская международная телевизионная корпорация»), связанная с Китайско-африканским фондом развития (CADF, контролируемый властями Пекина), в 2013 году приобрела 20% акций второй по величине независимой медиагруппы в стране — Independent Media. В сентябре 2018 года НПО «Репортеры без границ» (RSF) сообщила о цензуре газетной колонки, публикуемой этой медиагруппой, в которой осуждалось притеснение мусульманского уйгурского меньшинства в Китае. Журналист Азад Эсса увидел, что его статья не была опубликована, а его еженедельная колонка была изъята из газеты. RSF осудила акт цензуры, вызванный «желанием не вызывать недовольство китайских инвесторов газеты», обвинив Пекин в осуществлении «серьезных посягательств на редакционную независимость» СМИ, в которые инвестируют китайские компании. «Этот пример отражает растущее влияние, оказываемое Пекином за пределами своих границ и направленное на установление нового мирового порядка в медиапространстве, из которого будут исключены журналистская этика и право граждан на информацию»,  — заявила RSF.

Таким образом, эти данные свидетельствует о том, что китайская власть сочетает «мягкую» и «жесткую» силу, используя более или менее принудительные средства для того, чтобы привлечь африканские элиты и общественное мнение на свою сторону.

Интерес, который восходит к 1950-м годам

Пропаганда коммунистической партии Китая (КПК) в СМИ в Африке началась в 1950-х годах. Китайские международные СМИ находятся под руководством властей, и разработка Пекином стратегии влияния на СМИ соответствует геополитическим задачам, которые сводятся к нескольким уровням: навязать принцип единого Китая благодаря поддержке его африканских партнеров, подтвердить статус Китайской Народной Республики как региональной и мировой державы. Кроме того, Китай таким образом хочет составить конкуренцию так называемым традиционным лидерам (Франция, Великобритания) в Африке.

В течение нескольких десятилетий страна не предпринимала никаких реальных усилий в области пиара, но с 2008 года, после проведения Олимпийских игр в Пекине, китайские власти осознали важность заботы о своем имидже в мире.

С тех пор Китай предпочитает африканский континент по нескольким причинам. Во-первых, развивающиеся и наименее развитые африканские страны являются плохо управляемыми территориями, что позволяет молодым китайским компаниям внедряться с меньшими проблемами, чем, например, в Европе. Кроме того, на континенте насчитывается не менее 54 государств и, следовательно, столько же союзников, позволяющих Китаю усилить свое влияние на международной арене.

В самом деле, правящая КПК желает сделать Китай мировым лидером и преуспеть в навязывании своим соседям, а также всему миру, своих территориальных претензий. Признание единого Китая, включающего материковый Китай, а также спорные территории или специальные административные регионы, такие как Тайвань, а также Тибет, Гонконг, Макао и Синьцзян, является одной из основных целей китайского информационного воздействия в Африке. Таким образом, Пекин навязывает каждому партнеру признание единого Китая.

По причинам географической, исторической и культурной близости китайские власти сначала открыли свои СМИ в нескольких англоязычных странах Восточной Африки. В частности, Кения была важной страной в осуществлении этой стратегии. В Найроби с 2012 года находится штаб-квартира CGTN Africa, что позволяет выпускать программы для всех англоязычных стран африканского континента. С этого же года китайские СМИ разрабатывают свою стратегию внедрения во франкоязычной Западной Африке, с Сенегалом в качестве опорной точки. Там первое здание, вместившее студии и офисы китайских СМИ, было открыто в сентябре 2015 года в Дакаре. В этом городе находятся штаб-квартиры RCI Senegal и CGTN Français, в которых работает команда местных журналистов.

Соперники BBC и France Médias Monde

Развертывание китайских СМИ на африканском континенте вызвало острую реакцию во Франции и Великобритании, бывших колониальных метрополий стран, на которые нацелился Китай, так как наметилась тенденция к уменьшению их влияния с приходом нового китайского партнера. Франция вынуждена поддерживать свое влияние на континенте главным образом из-за наличия культурных (франкофония), политических и военных (операция «Бархан») интересов. Главным инструментом для осуществления этой стратегии государства стали такие СМИ, как Radio France internationale (RFI) и France 24, объединенные в медиагруппу France Médias Monde. RFI до сих пор остается одной из самых слушаемых радиостанций франкоговорящей Африки, иногда даже более популярной, чем национальные радиостанции. По словам президента France Médias Monde Мари-Кристин Сарагосс, медиагруппа должна усилить свою стратегию и свое влияние в Африке, чтобы предотвратить проникновение туда новых иностранных влиятельных игроков, например из Китая. Поэтому французское правительство одобрило открытие новых бюро, вещающих на местных языках (RFI на языке бамбара, в октябре 2015 года) и строительство новых студий в Сенегале, начавших работу в октябре 2019 года в Дакаре.

Британская медиагруппа BBC, также являющаяся важным инструментом «мягкой силы» (soft power) на африканском континенте, осуществила стратегический поворот, вызванный аналогичными причинами. Британское правительство наблюдало за появлением в Африке китайских СМИ, также как и российских, осуждая попытки «информационных манипуляций». Стратегический документ об обороне и безопасности, опубликованный в 2015 году, сообщил о выделении ежегодных инвестиций в BBC World Service в размере 85 млн фунтов стерлингов до 2020 года, что является рекордом. Генеральный директор медиагруппы лорд Тони Холл в 2015 году отметил «самое значительное увеличение бюджета World Service, когда-либо осуществленное правительством», что свидетельствует о готовности Великобритании использовать СМИ для сдерживания экспансии китайской «мягкой силы». Совсем недавно, в рамках осуществления Brexit, Соединенное Королевство подтвердило свое присутствие в Африке (экономические инвестиции, политика помощи в целях развития, военное участие).

С тех пор правительство согласилось на значительные новые инвестиции в BBC World Service (325 млн фунтов стерлингов на 2019–2020 год) для продвижения своего имиджа и, следовательно, своих интересов путем открытия новых бюро, вещающих на местных африканских языках: йоруба (Нигерия), амхарский (Эфиопия, Восточная Африка), пиджин (Нигерия, Камерун), игбо (Нигерия).

В борьбе за информационное влияние закрепление на территориях (офисы, штаб-квартиры) и использование местных языков являются важнейшими факторами, способствующими усилению влияния государств. Поэтому французские и британские международные СМИ остаются наиболее успешными и недавно предприняли усилия именно в этом направлении, чтобы подтвердить свое превосходство и противодействовать информационному влиянию Пекина в Африке.

И наконец, «мягкая сила» китайских СМИ на африканском континенте — это не средство, направленное на популяризацию RCI, Синьхуа или CGTN Africa, а, главным образом, инструмент утверждения своего присутствия и своей власти в глазах международного сообщества. Если влияние французских или британских СМИ в Африке остается высоким, в частности, по охвату аудитории, то опасения и стратегические перемены со стороны французского и британского правительств демонстрируют, что информационное влияние китайских СМИ считается угрозой, которой нужно противодействовать.