Боль министра финансов ФРГ и убийственные компромиссы — неделя в Германии
Всю неделю в Германии главной темой в СМИ оставались итоги выборов в двух восточных землях, Тюрингии и Саксонии, которые состоялись 2 сентября. Несмотря на убедительную победу правой партии «Альтернатива для Германии» в Тюрингии и резко возросшие позиции АдГ в Саксонии, «брандмауэр» вокруг этой партии сохранить теоретически можно.
Брандмауэр — договоренность «народных» партий не вступать с АдГ ни в какие союзы.
В Германии есть две большие «народные» партии: консервативная партия Христианско-демократический союз (ХДС) и левоцентристская Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), созданная еще в 1863 году. Также есть мелкие партии, которые выступают партнерами по коалиции, если в результате выборов одна из «народных» партий не набирает абсолютного большинства.
Победители выборов и «боль» правящей коалиции
Для того чтобы любой ценой не допустить АдГ к управлению на уровне федеральных земель, консервативной партии ХДС придется пойти на убийственные компромиссы. Прежде всего, с партией «Союз Сары Вагенкнехт». А Вагенкнехт требует, с точки зрения ХДС, недопустимое: прекращение поставок оружия на Украину, переговоры с Россией и отказ от размещения американских ракет на территории Германии.
В общем, как выразился министр финансов Кристиан Линднер (из либеральной партии Германии «Свободная демократическая партия» — СвДП), результаты выборов в Тюрингии и Саксонии «причиняют боль». Особенно больно партиям, составляющим правящую коалицию под названием «светофор» — левоцентристской СДПГ, либеральной СвДП и умеренно-левой «Союз 90/Зеленые» — которые эпически на этих выборах провалились.
Тут надо отметить, что традиционно выборы в Тюрингии и Саксонии рассматриваются как барометр грядущих федеральных выборов в бундестаг.
Результаты выборов снова подняли вопрос, насколько единой является Германия. Больная мозоль снова заболела, и снова начались разговоры о разнице восточных и западных немцев. При этом отмечается, что АдГ подвинула социалистическую левую партию «Левые» и стала главным представителем и защитником интересов восточных немцев. «Левые», с тех пор как их ряды покинула Сара Вагенкнехт, вошли в пике и приближаются к черте своего политического небытия.
А АдГ в очередной раз показала, что несмотря на все кампании по ее дискредитации, в вопросах пиара ей нет равных. «Альтернатива для Германии» как никакая другая партия умеет работать в социальных сетях, умеет делать яркий видеоконтент и привлекать к себе внимание. Показателен в этом смысле приезд лидера АдГ в Тюрингии Бьерна Хёке на избирательный участок на автомобиле марки «Нива».
Злопыхатели из противников АдГ начали утверждать, что Хёке таким образом посылает сигналы Москве. Оснований верить в то, что Хёке симпатизирует России нет совсем, но этим жестом политик эпатировал общественность и его фотографии замелькали почти в каждой газете как в Германии, так и за пределами страны.
Отмечается, что представители партии АдГ всегда прилично одеты и не боятся идти в народ и разговаривать с людьми. При этом политики от АдГ в регионах воспринимаются как самые компетентные. Немцы готовы доверить им решение проблем, связанных с преступностью и мигрантами, а также решать вопросы, связанные с социальной сферой.
Успех партии «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ) связан также с тем, что она услышала тех, кого никто не слышит. Речь идет о людях, накопивших протестный потенциал, но не готовых отдавать свои голоса за правую АдГ. За ССВ проголосовали люди, напуганные эскалацией конфликта на Украине, нежелающие ввязываться в этот конфликт и выступающие против размещения американских ракет на территории ФРГ.
Приведем отрывок из программы партии ССВ: «Вместо инструмента силы для достижения геополитических целей нам нужен оборонительный альянс, который уважает принципы Устава ООН, стремится к разоружению, а не к перевооружению. Европе нужна стабильная архитектура безопасности, которая в долгосрочной перспективе должна включать и Россию… Наша цель — независимая Европа суверенных демократий в многополярном мире, а не конфронтация нового блока, в которой Европа будет раздавлена между США и все более самоуверенным новым силовым блоком вокруг Китая и России».
Что дальше?
Теперь ХДС, хоть и оппозиционная, но от этого не менее воинственная в вопросах поддержки Украины, должна договариваться с «Союзом Сары Вагенкнехт». Как при этом будет вести себя сама Вагенкнехт? Останется ли она принципиальной (и тогда договориться будет очень непросто) или пойдет на смягчение своих требований?
Таким образом, ситуация складывается парадоксальная. Окруженная брандмауэром АдГ сможет без особого труда сохранить свои позиции и расти за счет провалов системных партий. А вынужденные договариваться и идти на компромиссы ХДС и ССВ рискуют размыть свои платформы и потерять поддержку своих избирателей.
Эффективная работа возможной коалиции ХДС и ССВ не гарантирована, а как раз совсем наоборот. Пока еще никаких договоренностей нет, а ХДС уже раздирают внутренние споры, которые скрыть от посторонних глаз не удается.
«Партия Вагенкнехт действует как продолжение Кремля и противоречит всем ценностям, которые наша партия традиционно отстаивает. Ее можно рассматривать как часть гибридной стратегии России по формированию дискурса и установлению повестки дня в Германии», — заявляет депутат от ХДС в бундестаге и один из самых истовых «ястребов» среди немецких политиков Родерих Кизеветтер.
Может ли ХДС вообще договорится с ССВ, которая в своей программе выступает за сотрудничество с Москвой и за интегрирование России в европейскую архитектуру безопасности? Это очень серьезное препятствие для ХДС. При этом следует отметить, что провалившиеся по итогам выборов в Тюрингии и Саксонии социал-демократы, а именно канцлер Олаф Шольц, начали вдруг резко менять свою риторику.
С подачи бывшего украинского посла в Германии Андрея Мельника Шольц неожиданно заявил, что настал момент для дискуссий о том, как ускорить завершение военного конфликта на Украине. Буквально за день до этого заявления в пространном интервью газете Berliner Zeitung Мельник объяснил Шольцу, что надо перехватывать ветер, дующий в паруса АдГ и ССВ.
Дипломат пояснил, что из-за успехов Сары Вагенкнехт и требований ее партии разрешать конфликт на Украине дипломатическим путем, под давлением находится не только оппозиционная ХДС, но и правящая коалиция. «Олаф Шольц мог бы проявить изобретательность и использовать существующие дипломатические каналы Германии, чтобы выяснить, будет ли смысл в переговорах с Путиным», — пояснил Мельник.
Таким образом, хотя правые по результатам выборов и не получили никаких рычагов управления, системные партии оказались в тупике и некоторые из них начали резко менять риторику. Можно даже сказать, что кризис «системных» партий зашел парализующе далеко, и что бы они сейчас ни говорили, их рейтинги низки как никогда в истории. От былой стабильности флагмана европейской экономики не осталось и следа, и политическая турбулентность нарастает.
Общеевропейский курс на противостояние с Россией и преобразование ЕС в военный блок, а также стремление властей Германии занять в такой Европе лидирующую позицию вопреки народным чаяньям порождают глубокий конфликт власти и общества. Протестные настроения растут, становятся все более правыми и аккумулируются вокруг поддержки АдГ. Неготовые праветь немцы поддерживают ССВ. Внутриполитическая борьба становится все более острой и ослабляет Германию, одновременно с этим идет обвал экономики.
При чем здесь Путин?
Объяснять рост правых настроений провальной политикой системных партий в Германии не хотят. То, что народ не поддерживает русофобию, накачку Украины оружием и добивающие экономику страны антироссийские санкции, остается за скобками. Успехи АдГ ангажированные СМИ и системные политики объясняют происками России и лично влиянием ее лидера Владимира Путина.
«Европейские институциональные системы подверглись инфильтрации извне. В Италии, во Франции и теперь все более явно в Германии. Семена Путинизма растут даже в структурированных странах с прочными демократическими традициями. То, что произошло в двух немецких регионах, является последним доказательством», — написала итальянская газета La Repubblica.
Эта позиция, несмотря на всю ее бредовость, стала мейнстримной. Если раньше самым большим пороком партии АдГ в Германии было ее радикальное крыло. Партию обвиняли главным образом в экстремизме, выявляя в ее рядах откровенных нацистов и любителей СС. Сейчас акцент переносится в сторону «пророссийскости и путинизма».
Кампания против АдГ под флагом «антифа», на которую делали ставку еще весной 2024 года, оказалась неэффективной. Согласно соцопросам, АдГ ненадолго потеряла 1–2%, а потом быстро восстановилась и укрепилась. Делать ей для этого ничего не пришлось, укрепило правых само правительство Германии, продавливая антинародный курс в угоду трансатлантическому партнерству.
Правительство Германии стремится упрочить свои позиции внутри НАТО, а США рост немецкого милитаризма одобряют. Все это вписывается в общеевропейскую повестку, объявленную переизбранной на пост председателя Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. При этом Германия уже находится в бюджетном кризисе, а отщипывать на усиление поддержки бундесвера (вооруженные силы Германии) приходится у социальной сферы. Хуже всего то, что до бундесвера доходят крохи.
Германии приходится насыщать потребности Украины, а делать это становится все труднее и издержечнее. Правительство Германии рискует развалиться, не дотянув год до новых выборов, полностью потеряв поддержку своего электората. Но недовольным политикой «светофора» объясняют, что провал системных партий на выборах и победа АдГ обусловлены происками Кремля. Складывается ситуация, когда власть не слышит народ, а народ окончательно теряет доверие к власти.
«Ну что еще должны сделать избиратели, чтобы правительство поняло, что „светофор“ испорчен?» — по итогам выборов иронизируют немецкие карикатуристы.
«Оплеуха, которой стали для берлинских властей нынешние земельные выборы, лишний раз доказывает, что избиратель не намерен и дальше мириться с политикой правящей коалиции», — говорит Сара Вагенкнехт.
«АдГ наносит ущерб Германии. Она ослабляет экономику, разделяет общество и подрывает репутацию нашей страны», — отвечает в свою очередь канцлер Германии Олаф Шольц, комментируя итоги выборов агентству Reuters.
Таким образом, пока действующая власть ищет виновников своего провала в Кремле, рейтинги правых растут. При этом оппозиционная ХДС, готовящаяся к победе на федеральных выборах в 2025 году и вписанная в трансатлантическое партнерство не меньше коллапсирующей СДПГ, вынуждена договариваться со своими политическими оппонентами. Противоречия между ХДС и ССВ при этом настолько велики, что есть риск того, что переговорщики не смогут достигнуть какого-либо соглашения. В этом случае встанет вопрос о повторном голосовании.
На данный момент очевидным и несомненным итогом выборов в Тюрингии и Саксонии является тот факт, что так называемые «системные» и «народные» партии в Германии переживают глубокий кризис. Управлять страной становится сложно, еще труднее в таких условиях сохранять видимость хотя бы частичного суверенитета. Рамки, в которых Германия может принимать самостоятельные решения без оглядки на старшего партнера, становятся все уже и уже.